ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-245/20 от 21.12.2020 Орловского областного суда (Орловская область)

РЕШЕНИЕ

21 декабря 2020 года город Орел

Судья Орловского областного суда Угланова М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО7 на решение судьи Заводского районного суда г. Орла от 19 октября 2020 года об отмене постановления должностного лица административного органа от 6 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Орла,

установила:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области, главного специалиста -эксперта отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО8 от 6 августа 2020 года администрация г. Орла привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Заводского районного суда г. Орла от 19 октября 2020 года постановление должностного лица административного органа отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

В жалобе, поданной в Орловский областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ФИО9 просит отменить решение судьи районного суда, вернуть дело на новое рассмотрение.

Выражает несогласие с произведенной судьей районного суда оценкой доказательств.

Обращает внимание, что полигон ТБО и ПО является объектом размещения отходов, на котором вплоть до конца 2018 года осуществлялось захоронение отходов ТК, земельный участок предоставлялся в пользование администрацией г. Орла по договору аренды. Данный объект размещения отходов не был внесен в государственный реестр объектов размещения отходов по вине <...>, за что общество привлекалось к административной ответственности.

Считает, что обязанность проведения рекультивации не может быть возложена на Управление муниципального имущества и землепользования, поскольку указанные мероприятия не входят в круг полномочий данного органа.

По мнению заявителя, инвестиционное соглашение, по которому <...> обязуется осуществить рекультивацию, не является основанием для освобождения администрации г. Орла от ответственности за неисполнение указанной обязанности.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав возражения на жалобу представителя администрации г. Орла Кондратовой А.Д., прихожу к следующим выводам.

Частью 3 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления в виде административного штрафа на юридических лиц от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ), в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Положениями пункта 4 статьи 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на собственников объектов размещения отходов, а также лиц, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, возложена обязанность после окончания эксплуатации данных объектов проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В силу пункта 6 статьи 13 ЗК РФ порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, которыми устанавливаются порядок проведения рекультивации и консервации земель (далее по тексту – Правила проведения рекультивации и консервации земель), а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.

Согласно пункту 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Как усматривается из материалов дела, на основании информации о возгораниях на Полигоне ТБО и ПО г. Орла, расположенном по адресу: г. Орел, ул. Итальянская, 33, сотрудниками отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора 25 мая 2020 года был проведен плановый рейдовый осмотр.

В ходе обследования должностными лицами Приокского межрегионального управления Росприроднадзора установлено, что на территории земельного участка, расположенного между земельными участками с кадастровыми номерами 57:25:0021604:12 и 57:25:0021604:21, расположена часть отходов, захороненных на Полигоне ТБО и ПО г. Орла. На момент обследования на указанной части полигона обнаружено пять очагов горения и дымления отходов.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации г. Орла к административной ответственности по части 3 статьи 8.7 КоАП РФ на основании постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО10 от 6 августа 2020 года (т.1 л.д. 53-57).

Вместе с тем из материалов дела следует, что между администрацией г. Орла (заказчик) и <...> (исполнитель) 8 февраля 2006 года заключен договор аренды Полигона ТБО и ПО г. Орла как коммунального имущественного комплекса и его эксплуатации, согласно которому исполнитель обязуется выполнить, в том числе: прием, использование и захоронение отходов города Орла и третьих лиц, разрешенных к приему заказчиком, проведение рекультивации полигона по завершению сроков его эксплуатации (т. 1 л.д. 165-169).

Таким образом, деятельность, связанная с обращением с отходами производства и потребления, в результате которой земельные участки приведены в состояние, требующее рекультивации, осуществлялась <...>, в связи с чем обязанность по рекультивации указанных земель не может быть возложена на администрацию г. Орла в силу пункта 5 статьи 13 ЗК РФ, пункта 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель.

Подпунктом «б» пункта 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель предусмотрено, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обеспечиваются арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами лишь в том случае, если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах.

Кроме того, обязанность произвести работы по восстановлению нарушенных земель федеральным законом возложена на собственников объектов размещения отходов, а также лиц, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов (пункт 4 статьи 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Вместе с тем, как установлено, объект размещения отходов – Полигон ТБО и ПО г. Орла по адресу: г. Орел, ул. Итальянская, 33 в собственности, владении либо в пользовании администрации г. Орла не находится, эксплуатация указанного объекта не прекращена.

В настоящее время земельные участки по адресу: г. Орел, ул. Итальянская, 33 являются объектом инвестиционного проекта <...> «Рекультивация бывшего полигона ТБО и ПО г. Орла и строительство комплекса по сбору и утилизации свалочного газа», предусматривающим передачу земельных участков на праве аренды <...> для реализации указанного проекта.

При вышеуказанных обстоятельствах, судьей районного суда обоснованно сделан вывод о том, что администрация г. Орла не может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.7 КоАП РФ, в связи с чем в действиях юридического лица отсутствует состав указанного административного правонарушения.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Доводы жалобы должностного лица административного органа о наличии в действиях администрации г. Орла состава вменяемого административного правонарушения основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, поскольку в силу положений пункта 5 статьи 13 ЗК РФ, пункта 4 статьи 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель обязанность по проведению работ по восстановлению нарушенных земель возложена на собственников объектов размещения отходов, а также лиц, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов.

Иные доводы заявителя жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела, были предметом проверки судьи районного суда и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного по делу решения. Основания для несогласия с произведенной судьей оценкой доказательств отсутствуют.

Несогласие должностного лица с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения норм КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая, что по делу правильно применены нормы материального права, и существенных нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены решения судьи районного суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Орловского областного суда

решила:

решение судьи Заводского районного суда г. Орла от 19 октября 2020 года об отмене постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области, главного специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО11 от 6 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Орла, оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО12 – без удовлетворения

Судья М.А. Угланова

1версия для печатиДело № 21-245/2020 (Решение)