ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-246/2016 от 07.06.2016 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Зуев Н.В. Дело № 21-246/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Судья Смоленского областного суда Чеченкина Е.А., при секретаре Коротиной А.В., рассмотрев жалобу Иванюка А.А. на решение судьи Ельнинского районного суда Смоленской области от 20 апреля 2016 года, вынесенное в отношении Иванюка А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Брянской и Смоленской областям № от (дата) Иванюк А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.

Решением судьи Ельнинского районного суда Смоленской области от 20 апреля 2016 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

В рассматриваемой жалобе Иванюк А.А. просит решение судьи, как незаконное и необоснованное, отменить, производство по делу прекратить.

Выслушав объяснения Иванюка А.А., изучив жалобу, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности,- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей (ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ).

Из материалов дела следует, что на основании протокола об административном правонарушении от (дата) , постановлением начальника Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Брянской и Смоленской областям № от (дата) Иванюк А.А. привлечен к ответственности за то, что (дата) осуществлял использование водоохраной зоны - стоянку и движение транспортного средства «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак , не являющегося специальным транспортным средством на расстоянии <данные изъяты> метров от уреза воды пруда на р. ..., за пределами дорог и стоянок на дорогах, а так же вне специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие для передвижения транспортных средств, с целью организации отдыха.

Судья районного суда согласился с указанным постановлением.

Между тем, достаточных и убедительных доказательств, свидетельствующих о виновности Иванюка А.А. в совершении вмененного административного правонарушения, позволяющих исключить всякие сомнения, материалы дела об административном правонарушении не содержат.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с положениями ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч.ч. 1 и 2).

Согласно п. 4 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются, в частности, движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков, устанавливается Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17.

В частности, установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п.3).

В целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают (п.4):

а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;

б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;

в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 253 (п.5).

Органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии (п.6).

Материалы дела не содержат сведений об установлении границ водоохранных зон и границ прибрежных полос водного объекта; должностным лицом не представлено картографических материалов, позволяющих определить наличие водоохранных зон на местности, документов о внесении их в государственный водный реестр.

Иных доказательств, помимо сведений, изложенных должностным лицом в протоколе об административном правонарушении, свидетельствующих о нахождении автомобиля Иванюка А.А. в границах водоохраной зоны не имеется. При этом, из оспариваемого постановления следует, что водоохранная зона пруда составляет 100 м, тогда как из протокола об административном правонарушении – 50 м.

В соответствии с положениями ч.ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ).

С учетом изложенного, полагаю, что производство по настоящему делу в отношении Иванюка А.А. подлежит прекращению в связи с отсутствием в его действиях состава вмененного административного правонарушения.

Кроме того, из оспариваемого постановления следует, что вмененное Иванюку А.А. административное правонарушение совершено последним в районе д. ..., вместе с тем деревни, с таким наименованием в указанном районе не имеется. Однако указанному обстоятельству судьей районного суда оценка не дана, достоверное место совершения вмененного административного правонарушения судьей не установлено.

Вывод судьи районного суда о надлежащем извещении Иванюка А.А. о рассмотрении дела об административном правонарушении полагаю необоснованным. Из имеющейся в материалах дела копии уведомления о вручении почтового отправления (л.д. 35) следует, что определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении получено за Иванюка А.А. Иванюком П.А. по доверенности, тогда как Иванюк А.А. отрицает факт выдачи таковой. Однако судьей данные обстоятельства не выяснялись, доказательств обратного в материалах дела не имеется.

Существенное нарушение процедуры производства по делу об административном правонарушении также является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления должностного лица и решения судьи.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по правилам которой пересматриваются решения нижестоящих судов на не вступившие в законную силу постановления должностных лиц административных органов (ст. 30.9 КоАП РФ), по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При вышеизложенных обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи 20 апреля 2016 года подлежат отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием в действиях Иванюка А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда

р е ш и л :

Постановление начальника Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Брянской и Смоленской областям № от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ в отношении Иванюка А.А. и решение судьи Ельнинского районного суда Смоленской области от 20 апреля 2016 года по жалобе на данное постановление отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Е.А. Чеченкина