ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-246/2021 от 24.02.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 21-246/2021

г. Уфа 24 февраля 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Алентьева Сергея Юрьевича на постановление заместителя председателя – главного государственного жилищного инспектора Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору №... от дата и решение судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Трос» Алентьева Сергея Юрьевича,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением заместителя председателя – главного государственного жилищного инспектора Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору ФИО1№... от дата, оставленным без изменения решением судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата (с учетом определения судьи от дата, л.д. 212), директор Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Трос» (далее – ООО УК «Трос», управляющая компания) Алентьев С.Ю. привлечен к административной ответственности в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи городского суда, директор ООО УК «Трос» Алентьев С.Ю. обжаловал их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.9 КоАП РФ, просит отменить, приводя доводы о незаконности и необоснованности.

Директор ООО УК «Трос» Алентьев С.Ю., представители Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, прокуратуры г. Салават Республики Башкортостан на рассмотрение жалобы не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно, надлежащим образом. Сведений об уважительных причинах неявки не имеется, ходатайство об отложении разбирательства дела не представлено. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав защитника Алентьева С.Ю. – Аминеву И.Р., поддержавшую доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы заявителя, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В силу п. п. «д» и «ж» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416, управление многоквартирным домом, в том числе, обеспечивается выполнением следующих стандартов:

заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида;

начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;

осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

П.п. «а», «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных п.п. 1 - 6.1 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ, являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ.

В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 06 мая 2011 года № 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в пп. «б» п. 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Согласно п. 42(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 06 мая 2011 года № 354, способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения № 2 к настоящим Правилам.

Исходя из содержания приведенных требований п. 3 Положения о лицензировании, ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст.162 Жилищного кодекса РФ, п. 13, п. 42 Правил № 354, соблюдение порядка предоставления собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг и расчетов за них являются лицензионными требованиями.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2019 года № 596 установлен способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода во всех муниципальных образованиях Республики Башкортостан с начала отопительного периода 2019-2020 г.г. В целях обеспечения единого подхода к расчету размера платы за коммунальную услугу по отоплению в течение отопительного периода в многоквартирных домах и жилых домах, не оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, количество месяцев отопительного периода принято равным восьми календарным месяцам.

Также абз. 3 п. 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 сентября 2018 года № 479 установлено, что в целях обеспечения единого подхода к расчету размера платы за коммунальную услугу по отоплению в течение отопительного периода в многоквартирных домах и жилых домах, не оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, количество месяцев отопительного периода принять равным восьми календарным месяцам.

В силу ч. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно формуле 6(1) Приложения № 2 Правил № 354 в случаях, предусмотренных пунктом 42(2) Правил, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме или в жилом доме корректируется по формуле 6(1):

,

где:

Pk.пр - размер платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год в многоквартирном доме, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме или в жилом доме, определенный исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, а при отсутствии указанных приборов учета - из нормативов потребления;

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;

Pfn.i - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме или в жилом доме за прошедший год.

В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Фактически при отсутствии общедомовых приборов учета начисление платы за отопление должно начисляться исходя из норматива потребления тепловой энергии в размере 0,023 Гкал на 1 кв.м в месяц, тем самым объем тепловой энергии, потребленный в многоквартирном доме в течение 1 года, должен составить 0,276 Гкал на 1 кв.м (0,023x12).

Таким образом, норматив тепловой энергии за отопительный период 8 месяцев по итогам года должен составить 0,0345 Гкал на 1 кв.м (0,276 Гкал на 1 кв.м /8 месяцев).

Как следует из материалов дела, на основании решения и.о. прокурора адрес от дата№... (л.д. 72) в целях исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства проведена проверка деятельности ООО УК «Трос».

В ходе проверки установлено, что ООО УК «Трос» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом №... по адрес на основании лицензии от дата№... (л.д. 49) и заключенного с собственниками помещений договора управления многоквартирным домом (л.д. 40).

В первом квартале 2020 года проведена корректировка платы за отопление в многоквартирном доме за девять месяцев вместо восьми. Примененный при расчетах годовой норматив 0,3105 Гкал на 1 кв.м превысил положенный годовой норматив (0,276 Гкал на 1 кв.м) на 0,0345 Гкал на 1 кв.м.

В целом по многоквартирному дому сумма занижения корректировки платы по отоплению за 2019 год составила ... руб. (... руб. (фактически начислено собственникам многоквартирного дома за 2019 год) -367022,03 руб. (должно было быть начислено) - ... руб. (фактическая корректировка).

Корректировка платы по адрес указанного многоквартирного дома, к примеру, должна составлять ... руб. (... руб. (фактически начислено) - ... руб. (должно быть начислено). Между тем, согласно платежному документу за февраль 2020 года размер корректировки платы за отопление по квартире, возвращенный собственнику, составил ... руб. вместо ... руб.

В нарушение требований закона ООО УК «Трос» собственнику адрес многоквартирного дома положенная сумма в размере ... руб. (... руб. - ... руб.) не возвращена.

Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения прокуратурой адрес в отношении директора ООО УК «Трос» Алентьева С.Ю. производства по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и привлечения его к административной ответственности постановлением должностного лица Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (л.д. 31-33, 50-56).

Должностное лицо, и с ним обоснованно согласился судья городского суда, пришло к выводу о наличии в действиях директора ООО УК «Трос» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, а именно, осуществляя деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: адрес, в период времени с 01 января по дата вопреки требованиям закона не обеспечил надлежащее проведение корректировки платы за коммунальную услугу отопления многоквартирного дома, тем самым допустил нарушение лицензионных требований при управлении многоквартирным домом.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются следующими доказательствами:

копией лицензии от дата, выданной ООО УК «Трос» Госкомитетом РБ по жилищному и строительному надзору (л.д. 49);

копией постановления и.о. прокурора адрес о возбуждении дела об административном правонарушении от дата (л.д. 50-56);

копией договора управления многоквартирным домом №... по адрес (л.д. 40-48);

копией приказа от дата№... о вступлении Алентьева С.Ю. в должность директора ООО УК «Трос» (л.д. 81);

копией акта проверки исполнения ООО УК «Трос» жилищного законодательства от дата (л.д. 78-80);

копиями платежных документов для внесения платежа за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (л.д. 159-178).

Допустимость и достоверность перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о виновности директора ООО УК «Трос» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Соблюдение лицензионных требований, в том числе тех, которые были нарушены, является для управляющей организации обязательным.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях директора управляющей компании объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и решения судьи городского суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств.

Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с оспариваемыми актами, не является основанием к отмене постановления должностного лица и решения судьи городского суда, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.

Назначенное административное наказание в виде предупреждения, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи городского суда, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

постановление заместителя председателя – главного государственного жилищного инспектора Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору №... от дата и решение судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Трос» Алентьева Сергея Юрьевича оставить без изменения, жалобу Алентьева Сергея Юрьевича – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.Б. Соболева

Справка: судья городского суда Масагутова А.Р.