Дело № 21-246/2022 судья Дёмина Н.В.
69RS0036-01-2022-001398-31
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тверь 22 июня 2022 года
Судья Тверского областного суда Каширская Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Форум» ФИО1 на решение судьи Заволжского районного суда города Твери от 23 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Форум»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Форум» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Заволжского районного суда г. Твери от 23 мая 2022 года постановление должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Форум» изменено, размер назначенного ООО «Форум» штрафа снижен до 70000 рублей.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, директор ООО «Форум» ФИО1 просит решение судьи районного суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не полностью установлены обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения настоящего дела по существу, не дана полностью оценка доводам общества. Не соглашаясь с выводами суда, изложенными в решении, указывает на то, что заключение Учреждения не содержит информацию об определенном классе опасности отходов, в связи с чем общество считает, что отсутствие класса опасности доказывает факт, что спорные сточные воды к отходам не относятся. По мнению заявителя, размер ущерба определен неверно, поскольку точные координаты участка не определены. Видеофиксация процедуры отбора проб и формирования, объединенных контрольной и фоновых проб, не проводилась. Доказательств, что обнаруженные загрязняющие вещества используются в деятельности общества и их превышение может быть следствием такой деятельности, у Министерства не имеется. Заявитель считает, что в рассматриваемой ситуации не имеется достоверных данных ни о площади загрязненного участка, ни о степени загрязнения земельного участка, в связи с чем размер ущерба нельзя считать доказанным. Заданием № лица, участвующие в мероприятии по контролю, на отбор проб полномочиями наделены не были. Полагает, что оснований для отнесения затрат по выполнению работ по отбору проб и их химическому анализу в качестве издержек по делу об административном правонарушении не имеется.
В возражениях на жалобу старший государственный инспектор Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2 критикует доводы жалобы, считает, что решение судьи районного суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав защитника Петренко С.М., поддержавшего доводы жалобы, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, ДД.ММ.ГГГГ осуществлен осмотр территории в районе <адрес>.
В ходе осмотра данной территории установлено, что в точке координат: <данные изъяты>, <данные изъяты> расположено кирпичное здание очистных сооружений, соединенное трубами с бетонным отстойником, расположенным в точке координат: <данные изъяты>, <данные изъяты>, заполненным сточными водами серо-зеленого цвета с хозяйственно-фекальным запахом. От бетонного отстойника выходит труба, окончание которой открыто и технически соединено с железным желобом. Из трубы, выходящей от бетонного отстойника, по железному желобу вниз по уклону в восточном направлении от бетонного отстойника, сбрасываются сточные воды серо-зеленого цвета с хозяйственно-фекальным запахом. В точке координат: <данные изъяты>, <данные изъяты> сточные воды серо-зеленого цвета стекают с железного желоба на почву. С восточной стороны, в 17 метрах от здания очистных сооружений, расположен металлический резервуар, закопанный в землю и открытый сверху. От металлического резервуара выходит деревянный желоб, по которому, из металлического резервуара, стекают на почву сточные воды.
В ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями ДД.ММ.ГГГГ специалистами филиала ЦЛАТИ по Тверской области отобраны пробы сточной воды в месте сброса сточных вод на почву, отобраны объединенные пробы почвы на земельном участке, расположенном в восточном направлении в 20 метрах от здания очистных сооружений, размером 10 х 10 м, на котором накапливаются сточные воды серо-зеленого цвета (точка координат: <данные изъяты>, <данные изъяты>), отобраны фоновые пробы почвы (акт мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями от 27 сентября 2021 года).
По результатам токсикологического анализа (методом биотестирования) проба почвы, отобранная на предположительно загрязненном участке в месте сброса сточных вод на рельеф, координаты <данные изъяты>, <данные изъяты> (проба №, протокол испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ) обладает острой токсичностью для тест-объектов.
По результатам химического анализа в пробе почвы, отобранной, на предположительно загрязненном участке в месте сброса сточных вод на рельеф, координаты <данные изъяты>, <данные изъяты> (проба №, протокол испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ) по сравнению с фоновой пробой почвы, отобранной на той же глубине по тому же адресу, координаты: <данные изъяты>, <данные изъяты> (проба №, протокол испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ) имеется превышение по содержанию: аммония обменного - в 4,3 раза, фосфора (подвижные соединения) - в 6,2 раза, сульфат-ионов (в водной вытяжке) - в 1,5 раза, нефтепродуктов - в 81 раз, азот-нитритам - в 1,2 раза.
По результатам осмотра составлены акты мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Как следствие выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным должностным лицом в отношении ООО «Форум» составлен протокол об административном правонарушении № по ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Форум» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ.
Судья районного суда, проверяя законность и обоснованность оспариваемого постановления должностного лица, пришел к выводу о наличии в действиях ООО «Форум» состава вмененного административного правонарушения и о доказанности вины юридического лица в его совершении, при этом с учетом всех обстоятельств по делу счел возможным снизить назначенное обществу наказание в соответствии с положениями ст. 4.1.2 КоАП РФ до 70000 рублей.
Не согласиться с выводами судьи районного суда оснований не имеется.
Фактические обстоятельства дела и вина ООО «Форум» в его совершении в полном объеме подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: заданием № на проведение мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие должностных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области и Государственного казенного учреждения Тверской области «Государственная инспекция по охране объектов животного
мира и окружающей среды Тверской области» с юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями, утвержденным заместителем министра природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 39); актом мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными фототаблицей и планом-схемой (т. 1 л.д. 40-45); заданием № на проведение мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержденным заместителем министра природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 46); актом мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными фототаблицей и планом-схемой (т. 1 л.д. 47-50); актами отбора проб №№, №, №, №, №, № (т. 1 л.д. 51-56); схемой отбора проб (т. 1 л.д. 57); протоколами испытаний №№, №, №, №№, № с пояснениями по результатам токсикологического анализа методов биотестирования (т. 1 л.д. 58-66); заключением по проведенным исследованиям (т. 1 л.д. 67-70); исчислением размера вреда, причиненного почвам в результате накопления сточных вод на почве (т. 1 л.д. 71); планом-схемой (т. 1 л.д. 76); концессионным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 79-84); выпиской из ЕГРЮЛ и единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении ООО «Форум» (л.д. 85-91); протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 94-98); а также иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка, как должностным лицом, так и судьей районного суда на основании исследованной по делу совокупности доказательств в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 26.11 КоАП РФ.
Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для определения значимых обстоятельств и рассмотрения настоящего дела по существу. Доказательств, полученных с нарушением требований закона, не установлено.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования ст. 24.1 КоАП РФ должностным лицом и судьей районного суда выполнены. В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах дела отсутствуют доказательства принятия ООО «Форум»» всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения, соблюдения правил и требований законодательства об охране окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом тщательной проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в решении судьи районного суда, и не ставят под сомнение наличие в деянии ООО «Форум» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы не содержат каких-либо правовых аргументов, основаны на неверном толковании норм законодательства в области охраны окружающей среды, не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в то время как оснований для их переоценки по настоящему делу не имеется.
Несогласие заявителя с выводами должностного лица и судьи районного суда не свидетельствует о том, что ими допущены существенные нарушения КоАП РФ или предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также не свидетельствует о невиновности общества в совершении вмененного административного правонарушения.
Порядок, срок давности привлечения ООО «Форум» к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание ООО «Форум» судьей районного суда обоснованно снижено до 70000 рублей, с учетом всех обстоятельств по делу, а также положений ст. 4.1.2 КоАП РФ, что соответствует содеянному и целям административного наказания, указанным в статьях 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления должностного лица или судебного решения, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Заволжского районного суда города Твери от 23 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Форум» оставить без изменения, жалобу директора ООО «Форум» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Е.А. Каширская