ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-247/19 от 24.07.2019 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Космачева О.В. дело № 21-247/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Судья Смоленского областного суда Штейнле А.Л., при секретаре Прозоровой Я.Б., рассмотрев жалобу Микалаускаса Александра Викторовича на решение судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 05 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами от 19.04.2019 г. Микалаускас А.В., член аукционной комиссии, действовавшей при проведении аукциона в электронной форме № 0133200000318004106 (№ 2231-аэф/т), признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 05.06.2019 г. вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Смоленский областной суд, Микалаускас А.В. просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить. По его мнению, судом не учтено, что для подтверждения производства товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, документы, указанные в Постановлении Правительства РФ от 05.09.2017 г. № 1072, участником закупки предоставлять не требуется, поскольку запрет установлен только в отношении иностранных товаров. Согласно практике контрольных органов в сфере закупок предоставление участником закупки ООО «Система-М» в составе заявки товара, страной происхождения которого является Российская Федерация, является достаточным для допуска такой заявки к участию в аукционе в электронной форме. Вопреки выводам суда, допуск указанной заявки расширил круг потенциальных участников торгов, что положительно повлияло на развитие конкуренции при проведении закупки, а также привело к экономии бюджетных средств. Порядок размещения заказов для государственных нужд существенным образом не нарушен, совершенное им деяние не повлекло тяжких последствий, не причинило вреда интересам государства, допуск участника закупки ООО «Система-М» к участию в аукционе не повлиял на выбор другого победителя торгов – ООО «ЭКОМЕДФОРМ», кроме того, ранее он к административной ответственности не привлекался.

Ознакомившись с жалобой, заслушав объяснения защитника Микалаускаса А.В. – Егоровой В.С., поддержавшей доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 ст. 7.30 КоАП за нарушение членом конкурсной, аукционной или единой комиссии порядка отбора участников конкурса или участников аукциона на право заключить контракт, в том числе отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Постановлением Правительства от 05.09.2017 г. № 1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утвержден Перечень отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 1 Постановления № 1072 с 01.12.2017 до 01.12.2019 установлен запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, по Перечню, за исключением следующих случаев:

а) если товары производятся при создании или модернизации и (или) освоении производства товаров в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, заключенным инвестором и Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием и содержащим обязательство инвестора и (или) привлеченного инвестором лица по поэтапному выполнению на промышленном производстве всех технологических и производственных операций в соответствии с требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 года № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (далее -требования к промышленной продукции), а в случае отсутствия такой продукции в требованиях к промышленной продукции - в соответствии с приложением 1 к Правилам определения страны происхождения товаров, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 года. При этом для целей настоящего постановления продукция мебельной и деревообрабатывающей промышленности приравнивается на срок не более 5 лет со дня заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет со дня начала ее производства стороной - инвестором специального инвестиционного контракта к продукции, произведенной на территории Российской Федерации;

б) если товары соответствуют требованиям к промышленной продукции при отсутствии специального инвестиционного контракта, указанного в подпункте «а» настоящего пункта;

в) если страной происхождения товаров является государство - член Евразийского экономического союза в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 года (в случаях, не указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 Постановления № 1072).

Пунктом 2 Постановления № 1072 определено, что подтверждением производства товаров в случаях, указанных в пункте 1 Постановления № 1072, является представление следующих документов:

копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;

акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Пунктом 1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Как следует из материалов дела, приказом Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы от 10.07.2018 г. № 1214/1 создана аукционная комиссия по осуществлению закупки путем проведения аукциона в электронной форме № 2231-аэф/т, а также утвержден состав аукционной комиссии, в состав которой включен Микалаускас А.В., занимающий должность консультанта отдела по реализации конкурентных способов определения поставщиков Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы, как член аукционной комиссии.

11.07.2018 г. в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0163200000318004106 (№ 2231-аэф/т), а также документация о таком аукционе. Объектом указанного аукциона являлась поставка мягкого инвентаря (матрасы) для нужд ОГБУЗ «Больница медицинской реабилитации», входящих в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.09.2017 г. № 1072 Перечень отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд - «13.03.12» Матрасы, кроме матрасных основ. При этом извещением о проведении вышеуказанного аукциона, а также документацией о таком аукционе установлен запрет в соответствии с требованиями названного Постановления Правительства РФ.

Пунктом 14 Информационной карты документации об электронном аукционе № 0163200000318004106 (№ 2231-аэф/т) изложены требования к документам, подтверждающим соответствие участника аукциона в электронной форме и (или) предлагаемых им товарам, условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов:

а) специальный инвестиционный контракт, заключенный инвестором Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием в целях создания, и (или) модернизации, и (или) освоения производства промышленной продукции и содержащий обязательство инвестора и (или) привлеченного инвестором лица по поэтапному выполнению (со дня начала производства промышленной продукции инвестором и (или) привлеченным инвестором лицом, но не позднее чем по истечении 3 лет с указанной даты) требований к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, предусмотренных для промышленной продукции соответствующего вида согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации», а в случае отсутствия такой продукции в указанном приложении - согласно приложению 1 к Правилам определения стран происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 года (за исключением случаев определения актом Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111.3 Закона о контрактной системы стороны -инвестора специального инвестиционного контракта или привлеченного такой стороной-инвестором иного лица, осуществляющих создание или модернизацию и (или) освоение производства товара на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, единственным поставщиком указанного товара); или:

б) акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о соответствии производимой промышленной продукции требованиям согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации»; или:

в) сертификат о происхождении товара (продукции), по которому Российская Федерация является страной происхождения товара (продукции), выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения, в случае отсутствия производимой промышленной продукции в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 года № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации».

Участник электронного аукциона № 0163200000318004106 (№ 2231-аэф/т) с порядковым номером 1 (ООО «СИСТЕМА-М») в своей заявке указал, что им осуществляется поставка товаров российского происхождения, однако, в нарушение требований п. 6 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вторая часть заявки указанного участника не содержит документов (копий документов), предусмотренных пунктом 14 Информационной карты документации об электронном аукционе № 0163200000318004106 (№ 2231 -аэф/т).

При этом нарушение положений п. 1 ч. 6 ст. 69 названного Федерального закона аукционной комиссией принято решение о соответствии заявки на участие в аукционе с порядковым номером 1 (ООО «СИСТЕМА-М») требованиям документации о закупке и сведениям, содержащимся в реестре аккредитованных участников.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 24.07.2018 № 0163200000318004106-3 заявка на участие в аукционе с порядковым номером 1 (ООО «СИСТЕМА-М») признана Микалаускасом А.В., членом аукционной комиссии, действовавшей при проведении аукциона в электронной форме № 0163200000318004106 (№ 2231-аэф/т), соответствующей требованиям документации о закупке и сведениям, содержащимся в реестре аккредитованных участников.

Таким образом, Микалаускасом А.В. как членом аукционной комиссии, действовавшей при проведении аукциона в электронной форме № 0163200000318004106 (№ 2231-аэф/т), 24.07.2018 г. по адресу: г. Смоленск, пл. Ленина, д. 1, при осуществлении функций заказчика допущено нарушение Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд».

Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: извещением о проведении аукциона в электронной форме от 11.07.2018 г. № 0163200000318004106 (№ 2231-аэф/т); информационной картой документации аукциона в электронной форме № 0163200000318004106 (№ 2231-аэф/т); протоколом подведения итогов электронного аукциона от 24.07.2018 г. № 0163200000318004106-3; заявкой участника электронного аукциона с порядковым номером 1 (ООО «СИСТЕМА-М»); актом от 12.04.2019 г. № 03-01-01/08/19 плановой проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупок областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Больница медицинской реабилитации».

Выводы должностного лица и судьи о наличии вины Микалаускаса А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются совокупностью вышеуказанных доказательств, достоверность которых сомнений не вызывает и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Между тем, нахожу, что имеются основания расценивать действия Микалаускаса А.В. как малозначительное правонарушение.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ), в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.

Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.

Как следует из пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Учитывая то обстоятельство, что победителем электронного аукциона признан другой участник электронного аукциона – ООО «ЭКОМЕДФОРМ», допущенное Микалаускасом А.В. нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не повлекло возникновение существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в указанной сфере, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства и не воспрепятствовало нормальной деятельности государства, нахожу постановление должностного лица и решение судьи подлежащими отмене, а производство по делу прекращению ввиду малозначительности совершенного Микалаускасом А.В. деяния.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.2 - 30.8 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда

р е ш и л :

постановление начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами от 19 апреля 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 05 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении Микалаускаса Александра Викторовича отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Микалаускаса Александра Викторовича прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, объявив ему устное замечание.

Судья А.Л. Штейнле