Судья Левшина М.Ю. Дело <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
<данные изъяты>,
<данные изъяты><данные изъяты>
Судья Московского областного суда Комкова А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС» ФИО1, на решение Подольского городского суда <данные изъяты> от 30 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением <данные изъяты> старшего государственного инспектора <данные изъяты> в области охраны окружающей среды, заведующего отделом государственного экологического надзора южного территориального направления ФИО2 от <данные изъяты>
юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС», (далее ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС», Общество), юридический адрес: <данные изъяты>, ИНН/КПП <данные изъяты>/<данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Подольского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными по делу решениями, представитель ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС» ФИО1 принес жалобу, в которой просит их отменить, указывая, что при рассмотрении дела нарушены нормы процессуального права, не установлены значимые обстоятельства по делу. Материалами дела не подтверждена причастность Общества к совершению вмененного административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ФИО1 доводы жалобы поддержал, просил её удовлетворить, ссылался на то, что договор заключен ненадлежащим должностным лицом.
Допрошенный в судебном заседании суда апелляционной инстанции свидетель ФИО3 показала суду, что субъектом административного правонарушения является именно ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС». Так, <данные изъяты> государственным инспектором в области охраны среды, в рамках административного производства, был допрошен свидетель ФИО4, представитель по доверенности ООО «Земпромсервис», который показал, что на основании договора <данные изъяты> от <данные изъяты> ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС» приняло на себя обязательство по выполнению комплекса работ по вертикальной планировке грунта на объекте, расположенном по адресу: <данные изъяты> КН <данные изъяты>, площадью 124260 кв.м. Часть участка площадью 44200 кв.м. является нарушенными землями (бывший карьер) и для сельскохозяйственного производства не пригодна. В 2017 году ООО «ЗЕМПРОМСЕРВИС» заказан, и ООО «ГЕОСФЕРА» разработан, проект земляных работ по восстановлению нарушенных земель путем вертикально-горизонтального уплотнения грунтов и устройства грунтовых подушек. В связи с отсутствием у ООО «ЗЕМПРОМСЕРВИС» специалистов и специальной строительной техники Обществом <данные изъяты> заключён договор <данные изъяты> с ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС» на выполнение комплекса работ по вертикальной планировке грунта на объекте по адресу: <данные изъяты><данные изъяты>. Согласно договору исполнитель работ ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС» обязан осуществлять доставку грунта в указанных объёмах, соблюдать нормы природоохранного законодательства РФ. В соответствии с проектом, исполнитель обязан доставлять и размещать только грунт. Отходы 1-4 класса опасности размещению не подлежат. ООО «БИОРЕМ» ранее получившее ордер на проведение земельных работ на данном участке, работы не производило по экономическим причинам, ордер был переоформлен на ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС». Срок действия ордера до <данные изъяты> В соответствии с договором от <данные изъяты><данные изъяты>, ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС» несёт ответственность, в том числе за соблюдение норм природоохранного законодательства РФ. В материалах дела имеется фотосъемка, где указано, что производством работ занималось ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС». Представитель по доверенности от ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС» с надлежащей доверенностью присутствовал при составлении постановления, и мы считаем, что Общество, злоупотребляет правом заявляя, что они были не в курсе административного правонарушения и своего представителя не направляли. В силу изложенного мы считаем, что у инспектора были все основания для вынесения протокола об административном правонарушении, на основании таких документов, как договор, ордер, а в последующем и вынесения в отношении ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС» постановления о привлечении к административной ответственности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав участников процесса, суд второй инстанции оснований для отмены или изменения вынесенного по делу об административном правонарушении решения не усматривает.
В силу статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 Федерального закона от <данные изъяты> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от <данные изъяты> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
Согласно статье 1 Закона об отходах, отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона об отходах юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Общества к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемых актах выводы о зафиксированном <данные изъяты> в 16 часов 00 минут по адресу: <данные изъяты> нарушении и установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. производятся работы по размещению отходов производства и потребления (грунт, строительные отходы). Территория со стороны <данные изъяты> частично огорожена металлическим забором. На въезде на территорию установлены ворота. Работы по размещению отходов на участке осуществляются путем завоза отходов на грузовом специальном транспорте, их складирования, и последующего перемещения по территории (планировка) с помощью тяжелой техники (бульдозер). Площадь участка производства работ по размещению отходов составляет около 1.0 га. На момент осмотра складировались грунт, строительные отходы. Отходы складировались на не оборудованную открытую площадку, на почву. Работы на момент осмотра не проводились. Представители, организации производящей работы на участке отсутствовали. Кто производит работы, кто владелец участка установить не представилось возможным. Также на месте отсутствовала исходно-разрешительная документация. Производство данных при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов является несоблюдением экологических требований.
По данному факту <данные изъяты> возбуждено дело об административном правонарушении в отношении неустановленного лица по ст. 8.1 КоАП РФ <данные изъяты>.
Установлено, что арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> является ООО «ЗЕМПРОМСЕРВИС» ИНН <данные изъяты>. Срок договора до <данные изъяты>.
<данные изъяты> на вышеуказанной территории в отсутствии представителя ООО «ЗЕМПРОМСЕРВИС», которое о дате, месте времени, проведения осмотра, отбора проб, замеров площади участка размещения грунта содержащего строительные отходы, уведомлено надлежащим образом (телеграмма от <данные изъяты><данные изъяты>), осуществлен осмотр территории, проведен отбор проб отходов. В рамках материалов проверки специалистами аккредитованной лаборатории ООО «Центр экологических анализов и расчетов» отобраны 5 проб грунта содержащего строительные отходы с земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
Отбор проб проводился в соответствии с требованиями ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03 «Методические рекомендации. Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления». ФР.1.39.2007.03222 «Биологические методы контроля. Методика определения токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков сточных вод, отходов по смертности и изменению плодовитости дафний». ФР.1.39.2007.03223 «Биологические методы контроля. Методика определения токсичности вод, водных вытяжек из почв, осадков сточных вод и отходов по изменению уровня флуоресценции хлорофилла и численности клеток водорослей».
Для отбора и транспортировки проб были использованы пробоотборные устройства, вспомогательное оборудование и материалы: рулетка измерительная металлическая 0-10000 мм., рулетка измерительная металлическая 0-30000 мм., лопата, совок, полиэтиленовые пленки для перемешивания и квартования проб, одноразовые полиэтиленовые пакеты. Географические координаты центров пробных площадок определяли с помощью навигатор eTrex Touch 35. со спутниковой системой навигации GPS/ГЛОНАСС.
Сразу после отбора пробы отходов были пронумерованы, помещены в одноразовые полиэтиленовые пакеты, сопровождены этикеткой, содержащей всю необходимую информацию о пробе, и опломбированы. Отбор параллельных и резервных проб не проводился.
Лабораторные исследования отобранных проб отходов проводились сотрудниками Аналитической лаборатории ООО «Экоцентр» (Аттестат аккредитации № RA.RU.515855) в соответствии с методиками.
Результаты проведенных измерений и анализов отобранных проб отходов отражены в Протоколах результатов анализов проб отходов № ОГ/754-17 - ОГ/758-17 от <данные изъяты>.
Согласно результатам определения компонентного (морфологического) состава, проб отходов № ОГ/754-17 - ОГ/758-17. отобранных на земельном участке с кадастровым номером 50:27:0020548:188. пробы отходов можно отнести к смеси отходов грунта, отходов от строительных и ремонтных работ и лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий.
По результатам проведенной экспертизы отобранных проб грунтов в смеси со строительными отходами установлено, что все пробы грунта в смеси с отходами относятся к отходам четвертого класса опасности для окружающей природной среды. Площадь размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>. составляет 9300 квадратных метров.
В соответствии с представленными Администрацией городского округа <данные изъяты> сведениями. <данные изъяты> ООО «БИОРЕМ» выдан ордер на право производства земельных работ по указанному адресу за <данные изъяты>. Ордер на право производства земляных работ переоформлен <данные изъяты> на ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС» за <данные изъяты>. Администрацией представлена копия договора от <данные изъяты><данные изъяты> на производство работ по вертикальной планировке грунта на объекте расположенном по адресу: <данные изъяты><данные изъяты>. Заказчиком работ является ООО «ЗЕМПРОМСЕРВИС», исполнитель работ ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС».
По данному факту в отношении юридического лица ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС» возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Вина юридического лица ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС» в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе: предписанием об устранении выявленных нарушений; протоколом об административном правонарушении; экспертным заключением; объяснениями ФИО4; копией договора <данные изъяты> от <данные изъяты>; копией ордера <данные изъяты> выданного ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС» на право производства земляных работ, сроком действия до <данные изъяты>; протоколом взятии проб и образцов; протоколом осмотра; актом обследования территории с фото-таблицей (л.д. 98 имеется фото из которого усматривается, что генподрядчиком является ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС»), а также иными доказательствами, оцененными судом в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования вышеперечисленных и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достоверными, достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и суд первой инстанции сочли, что ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическое лицо ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС» допустило несанкционированное размещение отходов производства и потребления на необорудованном и непредназначенном для размещения отходов IV класса опасности на земельном участке по адресу: <данные изъяты>, г.о. Подольск, д. Макарово, кадастровый <данные изъяты>, предназначенном для сельскохозяйственного производства, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС» обоснованно привлечено к административной ответственности.
Несогласие заявителя с выводами и оценкой имеющихся в материалах дела доказательств, а также с толкованием должностным лицом административного органа и судом первой инстанции норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Действия ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС» по ст. 8.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Постановление суда основано на материалах дела, обоснованно и законно, не противоречат положениям КоАП РФ.
Сроки давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены в соответствии с требованиями ст. 4.5 КоАП РФ.
Наказание юридическому лицу назначено по общим правилам его назначения, с учетом характера и степени общественной опасности административного правонарушения, находится в рамках санкции статьи.
Городским судом дело проверено в полном объеме, решение суда не противоречит требованиям ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ.
Довод о непричастности ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС» к совершению вмененного административного правонарушения полностью опровергается совокупностью представленных в дело доказательств, приведенных выше, в том числе, показаниями допрошенного в качестве свидетеля должностного лица органа административной юрисдикции ФИО3
При изложенных обстоятельствах, суд второй инстанции находит довод жалобы представителя ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС» о непричастности к выявленному правонарушению несостоятельным и расценивается, как избранная Обществом позиция защиты.
Ссылки в жалобе на подложность документов, в частности незаконность договора <данные изъяты> от <данные изъяты> подписанного ФИО5, а не ФИО6, подлежат отклонению, поскольку в обоснование своих доводов каких-либо доказательств этому, суду представителем Общества не представлено. При этом ордер <данные изъяты> на производство земляных работ (л.д. 62), выдан Администрацией г.о. Подольск начальнику участка ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС» - ФИО7, и ранее в ходе производства по делу ни о подложности договора <данные изъяты>, ни о незаконности действий ФИО5, не заявлялось. То, обстоятельство, что в Обществе идёт частая смена директоров, так как в настоящее время директором Общества является ФИО8, не опровергает выводы суда о виновности юридического лица ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС» во вмененном административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
Остальные доводы жалобы являются субъективным мнением заявителя, не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы суда, а потому подлежат отклонению как несостоятельные.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановленных по делу актов, не установлено, оснований для их отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
решение Подольского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «СТРОЙМОНТАЖРЕСУРС» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья А.Г. Комкова