ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-248/2017 от 13.04.2017 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело №21-248/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

13 апреля 2017 года гор. Хабаровск

Судья Хабаровского краевого суда Старков Ю.Г., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от 10 мая 2016г. и решение судьи Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 18 января 2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении КГБУЗ «Комсомольская межрайонная больница», расположенного по адресу: <адрес>,

у с т а н о в и л:

Постановлением исполняющего обязанности прокурора Комсомольского района г.Комсомольска-на-Амуре Мухометзянова Е.И. от 30 марта 2016г., в отношении КГБУЗ «Комсомольская межрайонная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - Учреждение), возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ (т.1 л.д.74-76).

Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО2 от 10 мая 2016г. №16-ППР/206/10/2 Учреждение привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей (т.1 л.д.5-7).

Учреждение признано виновным в нарушении ст.ст. 99, 212 ТК РФ, выразившееся в нарушении порядка привлечения работников скорой медицинской помощи Селихинского сельского поселения к сверхурочным работам.

Решением судьи Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 18 января 2016г. постановление должностного лица изменено, наказание смягчено на предупреждение, в остальной части постановление оставлено без изменения (т.2 л.д.25-29).

Законный представитель Учреждения ФИО1 обратилась в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие в действиях юридического лица состава инкриминируемого правонарушения, указывая, что работники не привлекались к сверхурочным работам.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.2 - 4 ст.5.27.1 КоАП РФ.

В силу ст.99 Трудового кодекса РФ, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, является сверхурочной.

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

В соответствии со ст.212 Трудового кодекса РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан обеспечить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст.282 Трудового кодекса РФ, совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) помимо особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с абз.2 подп. «б» п.1 Постановления Минтруда РФ от 30 июня 2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (далее – Постановление № 41) - продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать:

для медицинских и фармацевтических работников - половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.

Как следует из обжалуемого постановления, фельдшерами скорой медицинской помощи Селихинского сельского поседения ФИО4, ФИО5 и ФИО6 за период работы в январе – феврале 2016г. сверхурочно отработано 127 часов, 166 часов и 199 часов соответственно, что превышает максимальные пределы продолжительности сверхурочных работ, которые в силу ч.6 ст.99 ТК РФ, не должны превышать для каждого работника 120 часов в год.

Из материалов дела следует, что кроме основной работы на ставку (с установленной договором продолжительностью рабочей недели - 36 часов (т.1 л.д.116, 119, 154, 156), с каждым из указанных работников заключено по два трудовых договора по внутреннему совместительству. При этом пунктами 1.1.1. и 5.1.1 договоров предусмотрен объем выполняемой работы - 0,5 ставки по каждому договору, с продолжительностью рабочей недели – 18 часов (т.1 л.д.109, 113, 127, 135, 171, 177, 181).

Таким образом, из анализа трудовых договоров по внутреннему совместительству следует, что продолжительность работы по совместительству ФИО4, ФИО5 и ФИО6 в течение месяца установлена согласно абз.2 подп.«б» п.1 Постановления № 41 и по каждому договору не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.

Согласно производственному календарю на 2016 год нормальная продолжительность рабочего времени за месяц составила:

- в январе 108 часов;

- в феврале 143 часа.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств следует, что по каждому договору по внутреннему совместительству работники могли выполнять работу не превышающую: в январе 2016 г. – 54 часа, в феврале 2016 г. – 71,5 час.

Согласно табелям учета рабочего времени (т.1 л.д.163-164) работники в январе-феврале 2016 г. кроме работы по основному трудовому договору выполняли в Учреждении работу по внутреннему совместительству: в январе по двум договорам каждый работник, в феврале – по одному договору.

При этом в январе – феврале 2016 г. по указанным договорам отработано:

ФИО4 - 108 часов и 111 часов - в январе и 82 часа - в феврале;

ФИО5 - 108 часов и 24 часа - в январе и 88 часов - в феврале;

ФИО6 - 108 часов и 48 часов - в январе и 97 часов - в феврале.

Таким образом, при работе по договорам по внутреннему совместительству продолжительность сверхурочной работы составила:

У ФИО4 – в январе: по первому договору 54 часа (108-54=54), по второму договору – 57 часов (111-54=57); в феврале по одному договору – 10,5 часов (82-71,5=10,5); за два месяца – 121,5 часов (54+57+10,5=121,5).

У ФИО5 - в январе: по первому договору 54 часа (108-54=54), по второму договору – нет; в феврале по одному договору – 16,5 часов (88-71,5=16,5); за два месяца – 70,5 часов (54+16,5=70,5).

ФИО6 - в январе: по первому договору 54 часа (108-54=54), по второму договору – нет; в феврале по одному договору – 25,5 часа (97-71,5=25,5); за два месяца – 79,5 часов (54+25,5=79,5).

Следовательно, у фельдшера ФИО4 продолжительность сверхурочной работы за два месяца 2016 г. составила 121,5 час, что хоть и незначительно, но превышает максимально установленную продолжительность сверхурочной работы равную 120 часов в год.

При этом, вопреки указанию автора жалобы, в январе – феврале 2016 г. указанные работники привлекались к сверхурочной работе, и эта работа не отражена в табелях учета, как сверхурочная, что указывает на то, что вопреки требованиям ст.99 ТК РФ, точный учет продолжительности сверхурочной работы не велся.

При таких обстоятельствах следует согласиться с выводами административного органа о наличии в деянии юридического лица нарушения ст.99 и ст. 212 Трудового кодекса РФ, а следовательно и состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Ссылка автора жалобы в обоснование своих доводов на абз. 3 подп. «б» п.1 Постановления № 41, несостоятельна, поскольку как указано выше, трудовые договоры по внутреннему совместительству были заключены с указанными работниками в соответствии с абзацем 2 подпункта «б» пункта 1 Постановления № 41, предусматривающим, что продолжительность работы по совместительству указанных медицинских работников в течение месяца, устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать: половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.

Доводы жалобы по существу являются позицией заявителя, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводом о виновности Учреждения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемых актов.

Вместе с тем, в обжалуемые акты следует внести изменения в части уменьшения указанной продолжительности сверхурочных работ у ФИО4, ФИО5 и ФИО6, путем исключения из постановления административного органа излишне указанных часов продолжительности сверхурочных работ: у ФИО4 в количестве 5,5 часов (127-121,5=5,5); у ФИО5 в количестве 95,5 часов (166-70,5=95,5), у ФИО6 в количестве 119,5 часа (199-79,5=119,5).

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления административного органа и решения судьи районного суда в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, не допущено.

Таким образом, при установленных по делу фактических и правовых основаниях, в удовлетворении жалобы следует отказать.

С учетом изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,

р е ш и л:

постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от 10 мая 2016г. и решение судьи Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 18 января 2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении КГБУЗ «Комсомольская межрайонная больница» изменить, исключить из постановления излишне указанные часы продолжительности сверхурочных работ в количестве: 5,5 часов у ФИО4, 95,5 часов - у ФИО5, 119,5 часов - у ФИО6

В остальной части указанные постановление и решение оставить без изменения, а жалобу законного представителя Учреждения ФИО1 - без удовлетворения.

Судья

Хабаровского краевого суда Ю.Г. Старков