ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-249/2022 от 31.08.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Иванов А.В.

№ 21-249/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

31.08.2022

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу Богдановой Е. В. на постановление врио начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах, главного государственного санитарного врача в городе Костомукша, Муезерском и Калевальском районах от 07.04.2022, решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 20.06.2022 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.6 и ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в отношении Богдановой Е. В.,

установил:

постановлением врио начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах, главного государственного санитарного врача в городе Костомукша, Муезерском и Калевальском районах от 07.04.2022, оставленным без изменения решением судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 20.06.2022, Богданова Е.В. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.6 и ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

С такими постановлением должностного лица и решением судьи не согласна Богданова Е.В., в поданной жалобе просит их отменить. Указывает, что в период производства по делу КоАП РФ не предусматривал возможности объединения дел об административных правонарушениях в одно производство, и при отдельном рассмотрении дел имелась возможность назначить минимальное наказание. Рассмотрением обоих дел в рамках одного производства ухудшено положение Богдановой Е.В. У Богдановой Е.В., как директора (...) отсутствуют полномочия по обеспечению школ необходимым оборудованием. Согласно договору № 6 по оказанию услуг по организации питания учащихся именно (...) должно предоставить помещение, мебель, техническое и холодильное оборудование в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20. На пищеблоке (...) отсутствует холодильная камера для хранения продуктов. Предприятие неоднократно обращалось к учредителю с просьбой установить холодильное оборудование, но безрезультатно. Несмотря на наличие нарушений, Предприятие является муниципальным и не может отказаться от организации процесса горячего питания в школах г. Костомукша.

На рассмотрение дела по поданной жалобе Богданова Е.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена.

Проверив дело, прихожу к следующему выводу.

Согласно ст. 6.6.КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В силу ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон) установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 17 Закона при организации питания населения в специально оборудованных местах, в т.ч. столовых, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования. При организации питания в образовательных организациях обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.

Согласно п. 1 ст. 39 Закона на территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством РФ.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Закона).

Постановлением Главного государственного санитарного врача от 27.10.2020 № 32 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения (СанПиН 2.3/2.4.3590-20, далее - Правила).

Постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 14, ч. 7 ст. 17 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размер должны обеспечивать возможность осуществления поточности технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря. При хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Основанием привлечения к административной ответственности Богдановой Е.В. послужили выявленные 17.12.2021 в результате плановой выездной проверки, проведенной на основании решения врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 21.10.2021 № 550, следующие обстоятельства. Богданова Е.В. являясь должностным лицом – (...) осуществляющего деятельность по организации общественного питания общеобразовательных учреждений на территории г. Костомукша (...), допустила следующие нарушения санитарно-эпидемиологических требований:

1. в нарушение п.п. 8.1.2, 8.1.2.3, таблиц 1 и 3 приложения 9, таблиц 1 и 3 приложения 10 Правил меню блюд не утверждены руководителем Предприятия и не согласованы с руководителями общеобразовательных учреждений. При составлении меню не соблюдены требования по массе порций, суммарные объемы блюд для каждой возрастной категории (7-11 лет, 11-18 лет, от 12 лет и старше), не организованно рациональное распределение энергетической ценности по дням; содержание белков, жиров превышает суточную потребность для детей каждой возрастной группы;

2. в нарушение п. 8.1.2, приложения 13, таблицы 2 приложения 7 Правил в ведомостях контроля за рационом питания обучающихся образовательных учреждений за сентябрь и октябрь отсутствуют рекомендации по корректировке меню, подпись медицинского работника и дата, подпись ответственного лица за организацию питания и дата ознакомления, проведенная корректировка в соответствии с рекомендациями медицинского работника, не указаны конкретные возрастные группы, для всех категорий указаны одни и те же нормы продуктов, учет ведется не по всем группам пищевой продукции (отсутствуют субпродукты, кофейный напиток, специи, крахмал, не указана категория мяса и птицы, не указана соль йодированная, учет яиц ведется не в штуках);

3. в нарушение тех же норм обучающиеся не обеспечены основными минимальными наборами пищевых продуктов;

4. в нарушение п.п. 8.1.2, 8.1.4 Правил горячее питание детей разных возрастных групп осуществляется не в соответствии с предоставленным меню (представленные меню для каждой возрастной группы отличается, в то время как фактически питание для всех возрастных категорий организовано по одному меню);

5. в нарушение п. 8.1.7 Правил в обеденном зале столовых школ не размещена информация с рекомендациями по организации здорового питания;

6. в нарушение ст. 17 Закона п. 8.1.6 Правил в питании школьников не используются специализированная пищевая продукция промышленного выпуска, обогащенная витаминами и микроэлементами, а также витаминизированные напитки промышленного выпуска;

7. в нарушение п. 2.5 Правил, п. 2.4.6.1 СП 2.4.3648-20, ст. 17 Закона помещения пищеблоков не имеют в своем составе всего комплекса помещений необходимых для организации питания из сырья и полуфабрикатов (холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки и т.д.);

8. в нарушение п.п. 2.5, 2.7 Правил, п. 2.3.3 СП 2.4.3648-20, ст. 17 Закона, п. 1 ч. 1 ст. 14 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - Регламент) планировка помещений пищеблоков столовых школ, размещение оборудования не обеспечивает последовательность (поточность) технологических процессов, не исключает встречные потоки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, чистой и грязной посуды, посетителей и персонала;

9. в нарушение п. 3.2 Правил, п. 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20, ст. 17 Закона весы, установленные на пищеблоке столовой в МБОУ КГО Гимназия, не промаркированы;

10. в нарушение тех же норм на указанном пищеблоке приготовление холодных блюд осуществляется на производственном столе с охлаждаемой поверхностью, но стол имеет маркировку для сырой продукции, также в зоне указанного стола находится магнит с ножами, предназначенными для работы с сырой продукцией;

11. в нарушение п. 2.7 Правил, п. 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20, ст. 17 Закона на пищеблоке столовой в МБОУ КГО Гимназия часть готовой продукции (выпечные изделия) находились на стеллаже в зоне работы с сырьем и полуфабрикатами;

12. в нарушение п. 2.9 Правил, п. 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20 на пищеблоках Предприятия использовалась алюминиевая кухонная посуда, в МБОУ КГО СОШ № 2 - кухонная посуда с дефектами эмали, в МБОУ КГО СОШ № 1 – разделочные доски с трещинами;

13. в нарушение п. 2.18 Правил, п. 2.8.9 СП 2.4.3648-20, ст.17 Закона на пищеблоке МБОУ КГО Гимназия осветительный прибор, расположенный в холодильной камере пищеблока, грязный;

14. в нарушение п.п. 3.13, 8.1.10 Правил, ст.17 Закона на пищеблоке МБОУ КГО Гимназия контрольный термометр в холодильнике неисправен;

15 в нарушение п.п. 3.4 Правил, ст. 17 Закона на пищеблоке МБОУ КГО Гимназия в гардеробной для персонала часть рабочей одежды работников пищеблока хранились в шкафу совместно с одеждой второго, третьего слоя; на входе в производственные помещения в шкафу для рабочей одежды совместно с рабочей одеждой хранилась одежда третьего слоя;

16. в нарушение п.п. 2.7, 3.4 Правил, п.п. 3,4 ч. 2 ст. 14 Регламента, ст.ст. 17 и 25 Закона на пищеблоке столовой в МБОУ КГО Гимназия в туалете отсутствовало устройство для вытирания и (или) сушки рук;

17. в нарушение п. 3.2 Правил, п. 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20, ст.17 Закона на пищеблоке в столовой МБОУ КГО Лицей № 1 производственный стол, используемый для работы с готовой продукцией, надлежащим образом не промаркирован;

18. в нарушение п. 2.7 Правил, п. 4 ч. 2 ст. 14 Регламента, ст. 17 Закона на пищеблоке в столовой МБОУ КГО Лицей № 1 моечная ванна, используемая для мытья рук персонала, не обеспечена средствами для мытья рук и устройствами для вытирания и (или) сушки рук;

19. в нарушение п. 3.2 Правил, п. 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20, ст. 17 Закона в производственном помещении пищеблока столовой МБОУ КГО СОШ № 2 маркировка на разделочных ножах в зоне работы с готовой продукцией частично стерлась, нуждается в обновлении;

20. в нарушение п. 2.5 Правил, п. 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20, ст.17 Закона в моечном помещении пищеблока столовой МБОУ КГО СОШ № 2 часть грязной посуды находилась на столе с маркировкой "чистая посуда";

21. в нарушение п.п. 2.7, 2.15, 3.4 Правил, п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 14 Регламента на пищеблоке столовой МБОУ КГО СОШ № 2 отсутствовала горячая вода в моечной раковине в туалете для персонала;

22 в нарушение п. 2.7 Правил, п. 4 ч. 2 ст. 14 Регламента, ст. 17 Закона в производственном помещении пищеблока столовой МБОУ КГО СОШ № 2 умывальник для мытья рук устройствами для вытирания и (или) сушке рук не оборудован;

23. в нарушение п. 2.21 Правил, п. 1.5 СП 2.4.3648-20, п.п. 58, 61, 62, 64, 74, 75, 78 СанПиН 3.3686-21, ч. 10 ст. 17 Регламента, ст. 34 - 36 Закона, ст. 23 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", п. 5.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 21.07.2021 № 20 к работе допущен персонал с нарушением сроков прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров, не все работники привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, не все работники прошли соответствующее гигиеническое обучение и аттестацию (нарушения выявлены в 38 личных медицинских книжках);

24. в нарушение п. 2.1 Правил, п. 11 СанПиН 3.3686-21, п.п. 1.4, 1.5, п.п. 2.1 – 2.7 СП 2.2.3670-20, ст. 22 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", ст. 32 Закона документы, подтверждающие фактическую организацию и проведение производственного контроля, в том числе проведение лабораторных исследований, не представлены.

Указанные нарушения квалифицированы по ст. 6.6 КоАП РФ.

Кроме того, в нарушение п. 3.1 Правил, ч. 7 ст. 17 Регламента на пищеблоке столовой МБОУ КГО Лицей № 1 сроки и условия хранения плодоовощной продукции не соблюдены (при температуре воздуха 21 градус по Цельсию и относительной влажности 72% на складе пищеблока хранился лук репчатый, морковь, свекла, картофель, капуста и яйца куриные), что квалифицировано по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства и вина директора Предприятия подтверждаются протоколами об административных правонарушениях; распоряжением о проведении контрольного мероприятия; распоряжением от 30.09.2019 о назначении Богдановой Е.В. на должность директора Предприятия; заключенными Предприятием с образовательными учреждениями договорами на оказание услуг по организации горячего питания; утвержденной директором Предприятия программой производственного контроля; меню приготавливаемых блюд для разных возрастных групп учащихся; списком штатных сотрудников Предприятия; копиями личных медицинских книжек персонала; протоколами осмотра эксплуатируемых Предприятием помещений; заключением санитарно-эпидемиологической экспертизы от 15.12.2021 № 1014-г о несоответствии меню требованиям Правил; актом плановой проверки; иными материалами дела.

Изложенные в постановлении обстоятельства Богданова Е.В. по существу не оспаривает. Доказательств возложения соответствующей сферы ответственности на иного руководящего работника Предприятия Богдановой Е.В. не представлено, соответствующих доводов жалоба не содержит.

Доводы жалобы об отсутствии вины в совершении административного правонарушения, обусловленности нарушений организационно-правовым статусом Предприятия и не обеспечением одним из образовательных учреждений условий для хранения продуктов подлежат отклонению.

Действительно, подателем жалобы в подтверждение принятия зависящих от нее мер представлен ряд доказательств, в том числе служебные записки в адрес администрации Костомукшского городского округа от 02.02.2021, 04.06.2021, 24.06.2021, 21.07.2021 о необходимости увеличения стоимости питания в соответствии с определенной калькуляцией, о согласовании фактически приготавливаемого меню и необходимости приведения пищеблоков школ в соответствие с санитарными требованиями.

Данные материалы свидетельствуют о принятии руководителем Предприятия определенных мер по устранению сложившейся противоправной ситуации. Приведенные доказательства подлежат учету при назначении наказания, вместе с тем, не опровергают вину Богдановой Е.В. в содеянном в связи с характером и объемом большинства выявленных нарушений.

Так, по делу установлено, что большинство сотрудников столовых допущены к исполнению обязанностей с нарушением сроков прохождения предварительных и периодических медосмотров, без прохождения обязательных прививок, гигиенического обучения и аттестации. На пищеблоках не соблюдаются правила о раздельном хранении рабочей одежды разных слоев, чистой и грязной посуды. Скоропортящиеся сырые продукты с допустимой максимальной температурой хранения от 1 до 4 градусов по Цельсию хранятся при температуре 21 градус. Несмотря на существенность допускаемых нарушений, Богдановой Е.В. не представлены доказательства фактического осуществления производственного контроля, помимо формального наличия соответствующей программы. Предъявленные органу государственного контроля меню носят также формальный характер, поскольку фактически питание всех возрастных групп организовано по одному меню.

При таких обстоятельствах обоснованность привлечения руководителя Предприятия к административной ответственности сомнений не вызывает. Выявленные нарушения правомерно квалифицированы по двум составам ст. 6.6 и ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ как связанные исключительно с хранением пищевой продукции, так и непосредственного с организацией питания в столовых.

Нарушения с разной квалификацией выявлены в ходе одного контрольно-надзорного мероприятия по тем же адресам, дела подведомственны одному административному органу. В связи с этим орган Роспотребнадзора правомерно в целях соблюдения ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ руководствовался ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ путем объединения дел в одно производство с учетом позиции, изложенной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, и назначения наказания по санкции ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ как более строгой.

Вопреки доводам жалобы, применение ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ улучшило положение Богдановой Е.В., поскольку по двум делам назначено одно наказание с однократным привлечением Богдановой Е.В. к административной ответственности. Назначенное наказание соответствует минимальной санкции ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в связи с чем оснований полагать о его строгости не усматривается.

Иных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов органов административной юрисдикции, не допущено.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление врио начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах, главного государственного санитарного врача в городе Костомукша, Муезерском и Калевальском районах от 07.04.2022, решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 20.06.2022 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.6 и ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в отношении Богдановой Е. В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

С.В. Щепалов