Дело № 21-24/2019
РЕШЕНИЕ
05 апреля 2019 года г. Нальчик
Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Кажаровой А.М., с участием представителя ФИО1 – Кафоева А.Х., действующего по доверенности, выданной 30 октября 2018 года сроком на три года, удостоверенной нотариусом Нальчикского нотариального округа ФИО5 и зарегистрированной в реестре за №, представителя Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике ФИО2, действующего по доверенности № от 05 февраля 2019 года, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФИО1 – Кафоева А.Х., на постановление № государственного инспектора Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике №1ФИО3 от 9 января 2019 года и решение судьи Нальчикского городского суда от 15 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № государственного инспектора Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике №1ФИО3 от 9 января 2019 года ФИО1 по части 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.
Как следует из постановления, ФИО1 09 января 2019 года в 10 часов в нарушение правил регистрации транспортных средств, «управлял транспортным средством Тойота Камри».
Решением судьи Нальчикского городского суда от 15 февраля 2019 года указанное постановление государственного инспектора МРЭО ГИБДД МВД по КБР № ФИО3 № от 9 января 2019 года отменено и производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административного правонарушения, ФИО1 объявлено устное замечание.
Копия решения судьи Нальчикского городского суда от 15 февраля 2019 года получена ФИО1 18 февраля 2019 года ( л.д.28).
25 февраля 2019 года защитник ФИО1 – Кафоев А.Х. обратился в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд с жалобой, в которой просит отменить приведенные постановление административного органа № от 9 января 2019 года, решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 15 февраля 2019 года и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Как указано в жалобе, ФИО1 по договору № купли-продажи от 23 декабря 2018 года приобрел у <данные изъяты> автомобиль <данные изъяты> и в силу положений пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" был обязан зарегистрировать его в течение 10 суток после приобретения. Указанные 10 суток истекали в нерабочий день 02 января 2019 года включительно и, согласно статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации первый рабочий день - 09 января 2019 года включительно был последним рабочим днем, в течение которого ФИО1 был обязан зарегистрировать приобретенное транспортное средство.
В судебном заседании представитель ФИО1 – Кафоев А.Х. поддержал жалобу, по изложенным в ней доводам, представитель Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике ФИО2 просил жалобу отклонить, полагая обжалуемые акты законными и обоснованными.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов (за исключением строящихся судов, морских судов, судов смешанного (река - море) плавания, судов внутреннего плавания, включая маломерные суда), механизмов и установок в случае, если регистрация обязательна, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется согласно законодательству Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Согласно пункту 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" ( далее Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №938) собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Аналогичные требования были закреплены в пункте 4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 (действовавших в момент приобретения ФИО1 транспортного средства).
Как установлено по делу, постановлением № государственного инспектора МРЭО ГИБДД МВД по КБР №1 ФИО3 от 9 января 2019 года ФИО1 привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 1500 рублей по части 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Он признан виновным в том, что 09 января 2019 года в 10 часов в нарушение правил регистрации транспортных средств, управлял транспортным средством <данные изъяты>
В постановлении не указаны, какие именно нормы Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним нарушены ФИО1, в чем выразились эти нарушения.
В силу того, что часть 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носит бланкетный характер и отсылает к нормам Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, отсутствие в постановлении № указаний конкретных норм данных Правил, нарушенных ФИО1, является существенным нарушением требований статьи 29.10 указанного Кодекса, поскольку в постановлении отсутствует описание объективной стороны инкриминируемого правонарушения.
Суд первой инстанции оставил данное обстоятельство без внимания и оценки, признал установленным наличие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мотивируя тем, что он управлял транспортным средством, не зарегистрированным в течение 10 суток со дня приобретения, но признал эти действия малозначительными и, отменив постановление должностного лица административного органа о привлечении ФИО1 к административной ответственности, прекратил производство по делу на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы должностного лица в постановлении № от 09 января 2019 года и судьи Нальчикского городского суда в решении от 15 февраля 2019 года о доказанности вины ФИО1 в совершении инкриминированного ему правонарушения не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и положениям закона.
Как следует из дела, ФИО1 приобрел у <данные изъяты> автомобиль <данные изъяты> по договору № 4380 купли-продажи от 23 декабря 2018 года и в силу требований пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 был обязан зарегистрировать его в течение 10 суток после приобретения. Указанные 10 суток истекали в нерабочий день 02 января 2019 года включительно.
По общим правилам исчисления процессуальных сроков, если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Аналогичное правило содержится и в статье 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день (пункт 3).
Период времени с 30 декабря 2018 года по 08 января 2019 года являлся общероссийскими праздничными днями, когда сотрудники МРЭО ГИБДД МВД по КБР №1 не работали и регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД МВД по КБР не производилась.
Следовательно, ФИО1 не мог зарегистрировать транспортное средство в указанный период, в то же время в первый рабочий день - 09 января 2019 года он предоставил приобретенное транспортное средство в МРЭО ГИБДД МВД по КБР №1 для регистрации и в этот же день его транспортное средство было зарегистрировано в МРЭО ГИБДД по КБР №1.
При указанных обстоятельствах, в силу положений пункта 3 статьи 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, десятидневный срок регистрации приобретенного ФИО1 23 декабря 2018 года транспортного средства истекал именно 09 января 2019 года включительно и в соответствии с положениями пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 он был вправе управлять указанным транспортным средством в указанный день, что исключает наличие его вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
В силу изложенного, постановление № государственного инспектора Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике №1ФИО3 от 9 января 2019 года и решение судьи Нальчикского городского суда от 15 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики,
Р Е Ш И Л:
Жалобу представителя ФИО1 – Кафоева Аскерби Хасанбиевича удовлетворить.
Постановление № государственного инспектора Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике №1ФИО3 от 9 января 2019 года и решение судьи Нальчикского городского суда от 15 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить, производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья Л.М. Бабугоева