Судья Кайгородова О.В. | № 21-24/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
20.01.2021 | г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу ФИО1 овича на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 10.09.2020, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении ФИО1 овича,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 10.09.2020, оставленным без изменения решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23.11.2020, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
С такими постановлением должностного лица и решением судьи ФИО1 не согласен, в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ. Указывает, что действительно заключение Соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета Республики Карелия от 18.04.2019 повлекло принятие Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) бюджетных обязательств по предоставлению субсидии бюджету Калевальского муниципального района, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств (далее - ЛБО). Вместе с тем, субсидия направлена на проведение капитального ремонта гидротехнических сооружений п. Калевала в целях реализации полномочий Министерства и положений ст.ст. 4.1, 5 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ. Заключение соглашения направлено на исключение последствий аварий гидротехнических сооружений, чрезвычайных ситуаций, обусловлено природно-климатическими условиями Калевальского района и приближающимся сезоном паводка. При заключении соглашения принята во внимание информация ГУ МЧС России по Республике Карелия, изложенная в письме от 19.02.2018, о неоднократном введении на территории района режима повышенной готовности в целях защиты населения и территорий от последствий возможного подтопления. Проанализирован расчет возможного вреда от аварий на комплексе сооружений инженерной защиты. Соглашение заключено во исполнение постановления Главы Республики Карелия от 08.04.2019 № 144-П о распределении субсидий. В кратчайшие сроки Министерство подало заявку о внесении необходимых изменений в бюджетную роспись. ЛБО доведены до Министерства в требуемом размере после заключения Соглашения. Ранее он, ФИО1, не привлекался к административной ответственности за однородные правонарушения. Содеянное не повлекло причинения ущерба бюджету, общественным и государственным интересам.
Заслушав защитника (...) поддержавшую доводы жалобы, представителя административного органа (...) возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.
В силу ст. 15.15.10 КоАП РФ принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 50000 руб.
В соответствии с п. 3 ст. 219 БК РФ в редакции, действовавшей в период совершения вменяемого правонарушения, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него ЛБО путем заключения государственных (муниципальных) контрактов; иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Согласно п. 4 ст. 154 БК РФ органы исполнительной власти, являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных ЛБО и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
В соответствии с п.п. 9-11, 14 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Республики Карелия, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Карелия от 12.10.2012 № 383, в редакции, действовавшей на день совершения правонарушения (далее - Порядок), ЛБО главных распорядителей утверждаются Министром финансов на очередной финансовый год и на плановый период в размере бюджетных ассигнований, установленных законом о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Министерство финансов в случаях, установленных п. 10 Порядка, утверждает ЛБО главных распорядителей в течение трех рабочих дней после получения документов от главного распорядителя по форме согласно приложению № 4 к Порядку. Министерство финансов в течение двух рабочих дней после утверждения Министром финансов лимитов бюджетных обязательств, указанных в абзацах втором-пятом пункта 10 настоящего Порядка, доводит их до соответствующих главных распорядителей по форме согласно приложению № 5.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 17.02.2015 № 49-П утверждена Государственная программа Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды" на 2014-2020 гг., которая содержит, в том числе, подпрограмму "Использование и охрана водных объектов на территории Республики Карелия" (подпрограмма 3).
В соответствии с п. 13 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 367-П, Министр осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство функций.
Основанием привлечения ФИО1 к административной ответственности послужили выявленные 21.05.2020 в ходе плановой камеральной проверки, проведенной по приказу № следующие обстоятельства. ФИО1 как должностное лицо – (...) исполняя обязанности по адресу: <...>, в нарушение подп. 2 п. 1 ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ, 18.04.2019 принял от имени Министерства как главного распорядителя бюджетных средств бюджетное обязательство в отсутствие доведенных ЛБО по КБК 825 04 06 133 01R0161 523 в рамках подпрограммы "Использование и охрана водных объектов на территории Республики Карелия" государственной программы Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды" путем заключения Соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета Республики Карелия от 18.04.2019 № на общую сумму (...). (в т.ч. на текущий финансовый год - (...) руб. и первый год планового периода - (...) руб.) Так, на дату заключения соглашения утвержденные ЛБО по данному КБК у Министерства отсутствовали. Они были утверждены Министерству как главному распорядителю средств бюджета позднее - с 30.04.2019 по 05.07.2019.
Указанные обстоятельства и вина ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом плановой проверки, расходными расписаниями, Соглашением о предоставлении субсидии от 18.04.2019, постановлениями Правительства Республики Карелия о распределении субсидии, бухгалтерской справкой о принятых бюджетных обязательствах, Указом Главы Республики Карелия о назначении ФИО1 на должность, постановлением администрации Калевальского муниципального района от 16.12.2019 об утверждении перечня мероприятий на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, иными материалами дела, объяснениями представителя административного органа.
Сведений о назначении иного должностного лица, ответственного за соблюдение порядка предоставления субсидии, материалы дела не содержат. Соглашение о предоставлении субсидии от 18.04.2019 подписано лично ФИО1
Данные обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, ФИО1 по существу не оспаривает, заявляя о малозначительности допущенного нарушения и совершении данных действий в силу крайней необходимости.
В то же время крайней необходимости в действиях должностного лица не усматривается. Расчет размера вреда, на который ссылается податель жалобы, утвержден в 2014 г. (т. 1, л.д. 22-36). Письмо ГУ МЧС России по Республике Карелия № со справкой о неисправности сооружений инженерной защиты пос. Калевала поступило в Министерство 27.02.2018, то есть более чем за год до заключения Соглашения (т. 1, л.д. 41, 42). Капитальный ремонт сооружений инженерной защиты пос. Калевала субсидируется из бюджета Республики Карелия и федерального бюджета на условиях софинансирования, и был утвержден в числе мероприятий в области использования и охраны водных объектов, на софинансирование которых предоставляется субсидия, распоряжением Правительства Республики Карелия от 15.11.2017 № 638-П (т. 1, л.д. 153-157). Непосредственно решение о распределении субсидии бюджету Калевальского муниципального района на 2019 г. на данные цели принято постановлением Правительства Республики Карелия от 08.04.2019 № 144-П (т. 1, л.д. 158). В деле нет сведений о направлении Министерством в адрес финансового органа или Правительства Республики Карелия предварительных мотивированных обращений о скорейшем распределении бюджетных ассигнований. Таким образом, необходимость в заключении соглашения о предоставлении субсидии и порядок предстоящего освоения получателем соответствующих бюджетных средств были прогнозируемыми заблаговременно, и какой-либо экстренности в действиях министра не усматривается.
Доводы о малозначительности правонарушения также не находят достаточного подтверждения. Действительно, заслуживают определенного внимания ссылки на последующее перечисление финансовым органом субсидии, использование ее на надлежащие цели, а также дополнительно заявленные доводы об отсутствии опыта в перечислении субсидии.
Вместе с тем, в случае возможной неясности порядка предоставления субсидии муниципальному образованию у Министерства имелась возможность обратиться в финансовый орган за соответствующим разъяснением. Кроме того, Соглашение заключено не только при отсутствии у Министерства доведенных ЛБО, но также до подачи Министерством в финансовый орган заявки на их доведение и до принятия Правительством Республики Карелия постановления о распределении субсидии на 2020-2021 г.г, которое было принято лишь 01.07.2019. Заявка на доведение ЛБО на 2019-2021 г.г. подана Министерством после принятия бюджетного обязательства (т. 1, л.д. 52). Таким образом, по настоящему делу имеет место достаточно существенное нарушение бюджетной дисциплины, которое не может быть признано малозначительным.
При таких обстоятельствах оснований не согласиться с правомерностью привлечения руководителя главного распорядителя бюджетных средств к административной ответственности не усматривается.
Вместе с тем, с учетом всех обстоятельств дела следует признать правильным назначение по делу административного наказания в соответствии с минимальной санкцией статьи.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу постановления о назначении административного наказания или решения судьи, в ходе производства по делу не допущено, о наличии таковых податель жалобы не заявляет.
Учитывая изложенной, оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 10.09.2020, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении ФИО1 овича оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья | С.В. Щепалов |