Судья Ооржак А.М. дело № 21-24/2017
РЕШЕНИЕ
г. Кызыл 21 февраля 2017 года
Судья Верховного Суда Республики Тыва Салчак А.А., при секретаре Дарган Ч.Л., рассмотрев жалобу представителя отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД РФ по г. Кызылу по доверенности ФИО2 на решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мэрии города Кызыла,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 6 г. Кызыла Республики Тыва от 20 сентября 2016 года Мэрия г. Кызыла признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере №
Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 декабря 2016 года указанное постановление мирового судьи отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях Мэрии г. Кызыла состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным решением, представитель отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) Управления МВД РФ по г. Кызылу по доверенности ФИО2, подал в жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит его отменить, указывая на законность вынесенного инспектором предписания, оформленного надлежащим образом в соответствии с государственными стандартами и обоснованно выданного Мэрии города как собственнику автомобильных дорог. Складывающаяся судебная практика негативно сказывается на работе государственных инспекторов безопасности дорожного движения и способствует неисполнению органами местного самоуправления возложенных на них функций, предусмотренных федеральными законами «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», в связи с чем вывод мирового судьи об отсутствии в действиях Мэрии состава вмененного административного правонарушения является ошибочным.
В судебном заседании представитель отдела ГИБДД Управления МВД РФ по г. Кызылу по доверенности ФИО3 жалобу поддержала, просила её удовлетворить.
Представители Мэрии г. Кызыла, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
Дело рассматривается в их отсутствие в соответствии с ч. 4 ст. 30.6 КоАП РФ.
Выслушав мнение лица, участвующего в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно пп. «б» п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 6 ст. 13 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в частности, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в частности, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно пункту 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004 знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. При отсутствии на переходе разметки 1.14 знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней.
Из материалов дела следует, что исполняющим обязанности главного государственного инспектора по безопасности дорожного движения отдела ГИБДД Управления МВД РФ по г. Кызылу ФИО4 в ходе обследования улично-дорожной сети ** напротив дома № г. Кызыла в западном направлении установлено отсутствие дорожного знака 2.4 «Уступите дорогу» в нарушение требований п. 5.1 ГОСТа Р 52289-2004 и п.4.1 ГОСТ Р 50597-93, о чем составлен акт от 29 августа 2016 года (л.д.4).
По результатам обследования в адрес Мэрии г. Кызыла вынесено предписание от 31 августа 2016 года о необходимости организовать работы по установке дорожного знака 2.4 «Уступите дорогу» по ** в течение одних суток с момента получения предписания (л.д.3), однако Мэрией г. Кызыла требования, содержащиеся в предписании, в установленные сроки не выполнены, в связи с чем 6 сентября 2016 года повторно инспектором по безопасности дорожного движения отдела ГИБДД Управления МВД РФ по г. Кызылу ФИО3 проведен осмотр улично-дорожной сети г. Кызыла и установлено неисполнение ранее выданного предписания, о чем инспекторами ОГИБДД УМВД РФ по г. Кызылу ФИО2, ФИО1, присутствовавшими при осмотре, на имя начальника Управления поданы рапорты о выявленных недостатках в содержании улично-дорожной сети (л.д.5,7-8).
По данному факту 7 сентября 2016 года инспектором по безопасности дорожного движения отдела ГИБДД Управления МВД РФ по г. Кызылу ФИО3 в отношении мэрии г. Кызыла составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ (л.д.31).
Согласно п. 8.1 Положения о Мэрии г. Кызыла, утвержденного решением Хурала представителей города Кызыла от 23 июля 2013 года №498 Мэрия г. Кызыла осуществляет финансово-хозяйственную деятельность и строит свои отношения с юридическими и физическими лицами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе действующего законодательства.
В силу п. 5 ст. 12 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденного решением Хурала представителей г. Кызыла от 5 мая 2005 года № 50, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог Мэрией г. Кызыла осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.17-21).
При принятии решения мировой судья посчитал, что предоставленный для исполнения выданных предписаний срок является достаточным, а отсутствие финансовых средств не является основанием для освобождения от исполнения публичных обязательств, наличие ходатайства о продлении срока исполнения предписаний не признал уважительной причиной неисполнения возложенных обязанностей.
Поскольку установка информационных дорожных знаков и их установка требует значительных расходов и времени, а предписание административного органа должно быть исполнимым, то судья Кызылского городского пришел к обоснованному выводу о том, что предписания об устранении нарушений в течение 1 и 3 суток являются не исполнимыми.
Кроме того, судья городского суда учёл, что установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Имеющиеся в деле доказательства не свидетельствуют о безусловной виновности Мэрии г. Кызыла в инкриминируемом административном правонарушении.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о негативности судебной практики о прекращении производства по делу расцениваемой как способствование неисполнению предписания несостоятельны, поскольку доказательств, подтверждающих, что акт выявленных недостатков улично-дорожной сети г. Кызыла составлялся в присутствии представителя владельца дороги – мэрии г Кызыла в материалах дела не имеется, сведения о направлении и вручении для ознакомления руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю мэрии г Кызыла отсутствуют, что является нарушением требований Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 30 марта 2015 года № 380 (приложение № 4).
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшееся судебное решение как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении мэрии г. Кызыла Республики Тыва оставить без изменения, жалобу представителя по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения.
Судья Верховного Суда
Республики Тыва А.А. Салчак