Судья: Блинкова О.В. дело № 21-2502/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 23 ноября 2017 года
Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ГБУ СО «Волжское ГООХ» Литвинова Г.В. на решение судьи Шигонского районного суда Самарской области от 03 октября 2017 года, которым
постановление № 177/ДЛХ руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 08 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ в отношении ГБУ СО «Волжское государственное опытное охотничье хозяйство» - отменено, производство по делу прекращено на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения с объявлением Литвинову Г.В. устного замечания
У С Т А Н О В И Л
Постановлением № 177/ДЛХ руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 08 августа 2017 года, ГБУ СО «Волжское государственное опытное охотничье хозяйство» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением должностного лица, директор ГБУ СО «Волжское ГООХ» Литвинов Г.В. обратился в Шигонский районный суд Самарской области с жалобой.
Судьей Шигонского районного суда Самарской области от 03 октября 2017 года вынесено указанное выше решение.
В настоящей жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, директор ГБУ СО «Волжское ГООХ» Литвиноы Г.В. просит решение районного суда отменить, производство по делу в отношении ГБУ СО «Волжское государственное опытное охотничье хозяйство» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что судом первой инстанции были неверно определены обстоятельства дела.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалоб, выслушав защитника «Волжское ГООХ» Петрова А.В. в поддержание доводов жалобы, возражения старшего помощника Самарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Морозова А.А. и представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Попова С.В., прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 9, ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Как следует из п. 8 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
В соответствии со статьей 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах. Меры санитарной безопасности в лесах, указанные в пунктах 3 - 5 части 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 г. №607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 14 Правил при использовании лесов не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации; уничтожение либо повреждение мелиоративных систем и дорог, расположенных в лесах; уничтожение либо повреждение лесохозяйственных знаков, феромонных ловушек и иных средств защиты леса; уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных. Положения настоящего пункта применяются в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8.31 КоАП РФ нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
При отмене постановления должностного лица и признании правонарушения малозначительным, судьей районного суда признано, что в функции ГБУ СО «Волжское ГООХ» не входит мониторинг лесного участка на наличие валежа и очистка участка от него, что деревянная живоловушка на территории земельного участка к валежу и захламленности не относится.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 12.12.1978 года №2006-р Федеральному государственному учреждению «Волжскому государственному опытному охотничьему хозяйству» передан земельный участок общей площадью 488760000 кв.м., свидетельством о государственной регистрации права от 12 мая 2006 г. подтверждается факт постоянного бессрочного пользования земельным участком земель лесного фонда
Приказом Рослесхоза от 10.11.2011 N 472 (ред. от 07.05.2013) "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов" разъяснено, что валеж - это стволы отмерших деревьев или их части диаметром от 4 - 6 см на более тонком (верхнем) конце и длиной более 0,5 м, лежащие на земле. Внешний контроль полевых измерений на пробных площадях осуществляется Рослесхозом с привлечением своих территориальных органов и подведомственных организаций. Очистка лесных насаждений от захламленности проводится при необходимости удаления из насаждения стоящих или лежащих стволов деревьев, утративших свои деловые качества (неликвидная древесина и дрова). При оценке мероприятия по очистке лесных насаждений от захламленности необходимо определить: местоположение, площадь участка с выполненным мероприятием, качество выполненного мероприятия. Истинная площадь выполненного мероприятия, в данном случае - очистка лесных насаждений от захламленности, определяется путем применения геодезических (навигационных) приборов, по контрольным измерениям протяженности сторон и румбов (азимутов) лесосеки. Наличие на участках валежа, крупных сучьев и другой древесины проверяется визуально по ходовым полосам (1 - 2), пересекающим участок вдоль длинных сторон, ширина осмотра 10 или 20 м. На ходовой полосе подсчитывается количество неубранного хлама путем обмера (мерной вилкой и рулеткой) каждого из стволов и определением их объема с последующим суммированием и пересчетом на 1 га.
Приказом Минприроды России от 16.09.2016 N 480 (ред. от 22.08.2017) "Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования" предусмотрено, что лесопатологические обследования (ЛПО) проводятся в лесах с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга, а также иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов. ЛПО проводятся в целях получения информации о текущем санитарном (характеристика, которая определяется по количеству деревьев разных категорий состояния) и лесопатологическом (характеристика, которая определяется по количеству вредных организмов и степени повреждения ими деревьев) состоянии лесных участков, а также для обоснования и назначения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов. Объемы ЛПО в лесном плане субъекта Российской Федерации и лесохозяйственном регламенте лесничеств (лесопарков) не указываются и определяются ежегодно, в том числе с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга и иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.
Вместе с тем судом не приняты во внимание доводы ГБУ СО «Волжское ГООХ» о самостоятельном принятии решения об использовании отработанных шин на лесном участке, ввиду запрета согласно правил санитарной безопасности о загрязнении леса отходами производства.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно ст.1 Федерального закона отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно ст.4.1 отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности. Согласно п.7 ст. 12 запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ГОСТ Р 54095-2010 Ресурсосбережение. Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин. Отработавшая шина (изношенная шина): Пневматическая транспортная шина, утратившая свои функциональные свойства в результате окончания срока службы или по причине аварийных ситуаций. Сами по себе автомобильные шины, а также материалы, из которых они изготовлены, в обычных условиях не представляют угрозы для здоровья человека, так как они нетоксичны, не являются взрыво-или пожароопасными. Класс опасности отработавших шин - IV (малоопасные). Однако при сжигании на открытом воздухе выделяются бензопирен, сажа, диоксины, фураны, полиароматические углеводороды, полихлорированные бифенилы, мышьяк, хром, кадмий и т.д., имеющие высокие классы опасности (I и II).Утилизация отработавших шин: организационно-технологические процессы применения отработавших шин по прямому или иному назначению, использования их в виде вторичных материальных или энергетических ресурсов после соответствующей переработки с учетом требований защиты окружающей среды и экономической целесообразности. Хозяйствующие субъекты (организации и предприятия) согласовывают с территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора и пожарной безопасности, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды предельное количество накопления отработавших шин на площадках и оформляют документы по обращению с отработавшими шинами.
Документального согласования использования отработанных шин на лесном участке ГБУ СО «Волжское ГООХ» суду представлено не было, что свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.31 КоАП РФ.
Суд прекратил производство по делу об административном правонарушении, в связи с малозначительностью, с объявлением устного замечания Литвинову Г.В.
Решение суда в этой части подлежит уточнению в части объявления устного замечания ГБУ СО «Волжское ГООХ» в лице его законного представителя директора ГБУ СО «Волжское ГООХ» Литвинова Г.В.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
Решение судьи Шигонского районного суда Самарской области от 03 октября 2017 года в отношении ГБУ СО «Волжское государственное опытное охотничье хозяйство» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ уточнить в части объявления устного замечания ГБУ СО «Волжское ГООХ» в лице его законного представителя директора ГБУ СО «Волжское ГООХ» Литвинова Г.В. В остальной части решение - оставить без изменений, жалобу директора ГБУ СО «Волжское ГООХ» Литвинова Г.В. - удовлетворить частично.
Судья Самарского областного суда А.А. Толмосова
.