Судья Штайнепрайс Г.Н. Дело № 21-250/2016
РЕШЕНИЕ
25 мая 2016 года г. Барнаул
Судья Алтайского краевого суда Котликова О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО4Чеснокова А. В. на решение судьи Октябрьского районного суда г.Барнаула от 18 марта 2016 года по делу по жалобе ФИО4 на постановление заместителя председателя комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике ФИО5 от 11 декабря 2015 года ***, которым
ФИО4, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженка <адрес>, проживающая по адресу: <адрес>, работающая <данные изъяты>,
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ***, составленному начальником отдела по контролю за размещением государственного заказа комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике ФИО1, в ходе проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчиком – Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление) установлено нарушение требований ч.1 ст.30 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ, а именно Управлением в 2014 году осуществлено закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме, менее установленного законодательством Российской Федерации. Фактический объем указанных закупок составил 994 тыс. руб. или 8,74%. На основании приказа от 02 июня 2014 года №69-к ФИО4 является <данные изъяты>, в ее должностные обязанности входит разработка плана государственных закупок, разработка конкурсной документации, составление отчетов по государственным закупкам в соответствии с действующим законодательством. Действия ФИО4 квалифицированы по ч.11 ст.7.30 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление, не согласившись с которым ФИО4 обратилась с жалобой в районный суд, просила постановление должностного лица комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (далее – должностное лицо Комитета) отменить в связи с малозначительностью вменяемого правонарушения. Указала, что ее действия не повлекли ущерба государственным интересам и не причинили вреда субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям; в <данные изъяты> году Управлением заключено контрактов, связанных с внедрением и функционированием регионального сегмента ФГИС ЕИАС ФСТ России на территории края на сумму <данные изъяты> руб., что составляет ***% от совокупного годового объема закупок (без учета закупок у единственного поставщика); на момент заключения данных государственных контрактов исполнитель работ ООО «<данные изъяты>» относился к субъектам малого предпринимательства, в связи с чем в <данные изъяты> году Управлением фактически осуществлено закупочных процедур у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 80% от годового объема закупок.
Решением судьи Октябрьского районного суда г.Барнаула от 18 марта 2016 года постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, защитник ФИО4Чесноков А.В. просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить, настаивая на прежних доводах. Кроме того, указывает, что постановление вынесено должностным лицом за пределами срока давности привлечения к административной ответственности; проверка в отношении Управления была включена в план проверок на 1 полугодие 2015 года, однако акт проверки составлен ДД.ММ.ГГ, при этом акт подписан только ФИО2, подпись ФИО3, уполномоченной на проведение проверки, в акте отсутствует; решение судьи по жалобе на постановление должностного лица ДД.ММ.ГГ не оглашено.
В жалобе заявлено ходатайство о восстановлении срока на ее подачу. Поскольку процессуальный срок не пропущен, данное ходатайство рассмотрению не подлежит.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГФИО4 и её защитники доводы жалобы поддержали, дополнительно указав, что ФИО4 не была извещена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, протокол был составлен в её отсутствие, подписи в протоколе ею поставлены и его копия вручена при непосредственном рассмотрении дела должностным лицом комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике; в протоколе не указано место совершения правонарушения.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГ защитник ФИО4Колегова О.А. жалобу поддержала, дополнительно пояснив, что о составлении протокола об административном правонарушении ФИО4 не была извещена, копия протокола направлена ей почтовой связью.
Другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав защитника ФИО4Колегову О.А., свидетеля ФИО1, не нахожу оснований для отмены постановления и решения.
В силу ч.11 ст.7.30 КоАП РФ осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №44-ФЗ) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 30 того же Федерального закона установлено, что при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки: для обеспечения обороны страны и безопасности государства; услуг по предоставлению кредитов; у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона; работ в области использования атомной энергии; при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч.3 ст.30 Федерального закона №44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (ч.5 ст.30 Федерального закона №44-ФЗ).
В силу ч.4 ст.30 Федерального закона №44-ФЗ по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов размещен отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, согласно которому объем закупок, осуществленных заказчиком у субъектов малого предпринимательства за 2014 год, составил 1326,24 тыс. руб. или 10,82% от совокупного годового объема закупок, рассчитанного в соответствии с ч.1.1 ст.30 Федерального закона №44-ФЗ. По результатам проведенной проверки заказчика установлено, что фактический объем указанных закупок составил 994 тыс. руб. или 8,74%. Во исполнение предписания комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике Управлением в отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций внесены соответствующие изменения.
Таким образом, Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в 2014 году осуществлены закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ***, актом от ДД.ММ.ГГ***, отчетом об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2014 отчетный год, письмом начальника Управления от ДД.ММ.ГГ ода ***/па/4352.
Указанные доказательства в их совокупности оценены должностным лицом Комитета и судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приказом начальника Управления от ДД.ММ.ГГ***-к ФИО4 с ДД.ММ.ГГ переведена на ведущую должность государственной гражданской службы Алтайского края – начальника сектора по хозяйственному обеспечению.
Согласно должностному регламенту начальник сектора по хозяйственному обеспечению является контрактным управляющим в соответствии с требованиями ст.38 Федерального закона №44-ФЗ, разрабатывает план государственных закупок на основании потребностей отдела управления, разрабатывает конкурсную документацию, составляет отчеты по государственным закупкам в соответствии с действующим законодательством.
С учетом изложенного должностное лицо Комитета и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях ФИО4 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.7.30 КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом положений ст.4.1 КоАП РФ, правила назначения административного наказания не нарушены, административный штраф на основании ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ снижен.
Вопреки доводам жалобы, постановление вынесено в пределах годичного срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел. При этом, как правомерно указано должностным лицом, срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение исчисляется с ДД.ММ.ГГ.
Ссылка в жалобе на нарушения, допущенные при проведении проверки соблюдения Управлением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, подлежит отклонению.
В силу ч.ч. 1, 3 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляют, в том числе, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем проведения плановых и внеплановых проверок.
В соответствии с п.1 Положения о комитете администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 15 апреля 2005 года №219 (далее - Положение), комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (далее - Комитет) является исполнительным органом государственной власти Алтайского края, осуществляющим функции по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Алтайского края.
Пунктом 4.3.31.2 Положения установлено, что Комитет осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, в том числе внутренний государственный финансовый контроль в отношении закупок для обеспечения нужд Алтайского края.
Согласно ч.11 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией устанавливается порядок осуществления контроля за соблюдением настоящего Федерального закона соответствующими органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Порядок осуществления комитетом администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике внутреннего государственного финансового контроля утвержден постановлением Администрации Алтайского края от 25 декабря 2013 года №690 (далее - Порядок).
На основании п.1.2 данного Порядка Комитет посредством проведения проверок, ревизий и обследований (далее – «контрольные мероприятия») осуществляет внутренний государственный финансовый контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Алтайского края.
В случае выявления фактов административных правонарушений, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, комитетом осуществляется производство по делам об административных правонарушениях.
В данном случае проверка проведена на основании статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ, пункта 4.3.31.2 Положения о комитете администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, и поручения Комитета от 30 марта 2014 года №13-13/16.
По результатам контрольных мероприятий ДД.ММ.ГГ составлен акт ***. То обстоятельство, что акт подписан только одним из должностных лиц, проводивших проверку, отмену постановления не влечет и не свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО4 состава вменяемого правонарушения, наличие которого подтверждается, в том числе, иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
По тому же основанию являются несостоятельными доводы жалобы о том, что проверка в отношении Управления была включена в план проверок на 1 полугодие 2015 года, однако акт составлен ДД.ММ.ГГ. Кроме того, принимается во внимание, что датой начала проверки в данном акте указано ДД.ММ.ГГ.
Поскольку при опубликовании извещения Управлением не было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, судьей обоснованно отклонен довод ФИО4 о том, что ООО «Платформа» по состоянию на 2014 год относилось к субъектам малого предпринимательства.
Заключение в 2014 году Управлением контрактов, связанных с внедрением и функционированием регионального сегмента ФГИС ЕИАС ФСТ России на территории края, не освобождает от соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в связи с чем доводы жалобы в этой части во внимание не принимаются.
Доводам ФИО4 о малозначительности вменяемого правонарушения судьей дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Ссылка ФИО4 на то, что в протоколе об административном правонарушении не указано место совершения вменяемого правонарушения, не влечет отмену постановления должностного лица, поскольку из материалов дела следует, что таковым является Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, расположенное по адресу: <адрес>.
Утверждение ФИО4 о составлении протокола об административном правонарушении без ее участия не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Так, из протокола об административном правонарушении усматривается, что при его составлении ФИО4 разъяснены процессуальные права и обязанности, копия протокола вручена в этот же день, о чем имеются соответствующие подписи. Кроме того, начальник отдела по контролю за размещением государственного заказа комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике ФИО1, допрошенный в качестве свидетеля, пояснил, что протокол об административном правонарушении составлен в присутствии ФИО4
Ссылка в жалобе на то, что судьей районного суда ДД.ММ.ГГ по окончании рассмотрения жалобы не было вынесено и оглашено решение, опровергается протоколом судебного заседания (л.д.65 оборот).
Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих за собой отмену либо изменение решения судьи, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
решение судьи Октябрьского районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, жалобу защитника ФИО4Чеснокова А. В. – без удовлетворения.
Судья Алтайского краевого суда О.П. Котликова