ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-252/20 от 16.03.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

по делу №21-252/2020

г.Уфа 16 марта 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании директора Общества с ограниченной ответственностью «ГП Дорстрой-Уфа» ФИО1 на решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 19 декабря 2019 года, которым

постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО4 от 20 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ГП Дорстрой-Уфа», оставлено без изменения, жалоба директора Общества с ограниченной ответственностью «ГП Дорстрой-Уфа» ФИО1 – без удовлетворения,

у с т а н о в и л а:

постановлением Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Шайхутдинова Р.А. от 27 сентября 2018 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ГП Дорстрой-Уфа» (далее – ООО «ГП Дорстрой-Уфа», Общество).

Постановлением государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее – Минэкологии Республики Башкортостан) ФИО4 от 20 августа 2019 года ООО «ГП Дорстрой-Уфа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.

Судьей Уфимского районного суда Республики Башкортостан по жалобе директора ООО «ГП Дорстрой-Уфа» ФИО1 принято вышеуказанное решение.

Не согласившись с постановлением государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан ФИО4 от 20 августа 2019 года и решением судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 19 декабря 2019 года директор ООО «ГП Дорстрой-Уфа» ФИО1 подал жалобу в Верховный Суд Республики Башкортостан, в котором просит принятые по делу акты отменить как незаконные и необоснованные, вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.

В судебном заседании государственный инспектор Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан ФИО4 доводы жалобы считала необоснованными.

Представитель ООО «ГП Дорстрой-Уфа» в судебное заседание не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общества.

Выслушав явившееся лицо, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ наступает за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

Согласно материалам дела, в ходе проведенной Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки соблюдения ООО «ГП Дорстрой-Уфа» законодательства об охране атмосферного воздуха, установлено, что основной деятельностью предприятия являются строительство и ремонт автомобильных дорог. Производственная площадка предприятия расположена по адресу: адрес, адрес

Уфимским территориальным Управлением Минэкологии Республики Башкортостан 25 октября 2016 года предприятию выдано разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух №.../УТУ.

В проект ПДВ, на основании которого выдано разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включены источники выбросов, размещенные на производственной площадке, расположенной по адресу: адрес, адрес

ООО «ГП Дорстрой-Уфа» выступает генеральным подрядчиком ремонта дорог в адрес по контрактам от дата№... (автодороги адрес до адрес»), от 09 апреля 2018 года №... (проспекта Салавата Юлаева от адрес до адрес), от дата№... (адрес).

В соответствии с контрактами, на подрядчика возлагается обязанность соблюдения законодательства об охране окружающей среды на месте проведения работ.

В рамках выполнения контрактов по ремонту дорог, предприятием для поставки материалов и проведения ремонтных работ использовалась техника: большегрузные автомашины, катки дорожные самоходные, укладчик асфальтобетона, автогрейдеры и другая специальная техника.

Всего для ремонта дорог было использовано: 125т битумно-дорожной эмульсии, 2189т битума нефтяного дорожного, 40752т асфальтобетонной смеси.

При этом при укладке битума, асфальтобетонной смеси, эмульсии битумно-порожной в атмосферный воздух происходит выброс предельных углеводородов С12-С19.

ООО «ГП Дорстрой-Уфа» при наличии источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не приняло мер по проведению инвентаризации источников выбросов, разработке проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и получению разрешения на выбросы, чем нарушило требование ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения ООО «ГП Дорстрой-Уфа» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 180000 рублей, постановлением государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан ФИО4 от 20 августа 2019 года.

Оставляя постановление должностного лица административного органа без изменения, судья районного суда с выводами должностного лица согласился.

Однако согласиться с указанным выводом судьи районного суда, оснований не имеется в связи со следующим.

В ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации установлено, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

С 01 января 2019 года новой редакцией Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» отменена обязанность лица, привлеченного к административной ответственности, получать разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, как предприятия III категории (п. 11 ст. 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»). Кроме того, в новой редакции п. 3 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», применяемой с 01 января 2019 года и устанавливающей ответственность за отсутствие необходимых разрешений, исключена ответственность за отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

С 1 января 2019 года введен в действие Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ (редакция от 25 декабря 2018 года) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым пункты 4, 5 статьи 22 закона изложены в новой редакции. Согласно указанной норме нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории (п.4), нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории (п.5).

В силу п. 11 ст. 15 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ (ред. от 29 июля 2018 года) «Об охране атмосферного воздуха» для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Выделяющиеся при укладке асфальтобетонной смеси на дорожное полотно в атмосферный воздух загрязняющие вещества, а именно: углеводороды предельные С12-С19 (IV класс опасности), выделяющиеся при выгрузке и укладке песчано-гравийной смеси и щебня и грунтов в атмосферный воздух взвешенные вещества (III класс опасности), пыль неорганическая, с содержанием 70-20% двуокиси кремния (III класс опасности), выбрасывающаяся в результате работы фрезы в атмосферный воздух пыль неорганическая и взвешенные вещества (III класс опасности); азота диоксид (III класс опасности), азота оксид (III класс опасности), сажа (III класс опасности), серы диоксид (III класс опасности), углерода оксид (IV класс опасности), выделяющиеся при работе спецтехники, осуществляющей ремонт дорожных покрытий, относятся к категориям, на выброс и сброс которых в настоящее время не требуется получение разрешения, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан ФИО7Р. от 20 августа 2019 года и решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 19 декабря 2019 года вынесенные в отношении ООО «ГП Дорстрой-Уфа» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, подлежат отмене.

Производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л а:

постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан ФИО4 от 20 августа 2019 года и решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 19 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ГП Дорстрой-Уфа», отменить, производство по делу прекратить на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.Б. Соболева

справка: судья Моисеева Г.Л.