ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-253/20 от 29.06.2020 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Ульянов Ю.В. Дело № 21-253/2020 (12-4/2020)

РЕШЕНИЕ

29 июня 2020 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Чаплыгина Т.В.,

при ведении протокола помощником ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» МО)

на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 30 декабря 2019 года № 3-213/2019

и решение судьи Аткарского городского суда Саратовской области от 12 мая 2020 года

по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» МО,

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 30 декабря 2019 года № 3-213/2019, оставленным без изменения решением судьи Аткарского районного суда Саратовской области от 12 мая 2020 года, ФГБУ «ЦЖКУ» МО привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ и подвергнуто штрафу в размере 100 000 рублей за то, что ввиду ненадлежащей эксплуатации очистных сооружений допустило накопление на незащищённом грунте жидких коммунальных отходов, относящихся к IV классу опасности.

В жалобе, поданной в областной суд, заявитель указывает, что взятие проб и анализов было проведено в отсутствии представителя ФГБУ «ЦЖКУ» МО, в постановлении должностного лица отсутствует время совершения правонарушения, ФГБУ «ЦЖКУ» МО не был надлежаще извещён о рассмотрении дела, прорыва на очистных сооружениях не было, на капитальный ремонт очистных сооружений у лица, привлечённого к ответственности нет средств.

В судебном заседании представитель лица, привлечённого к административной ответственности, ФИО2, действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объеме, представила бухгалтерские документы, из которых видно, что средства на капитальный ремонт очистных сооружений в бюджет на очередной год не заложены.

Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области – ФИО3 полагает, что постановление должностного лица и решение суда первой инстанции законные и обоснованные.

Прокурор в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, ? влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24 октября 2019 года на территории военного городка <данные изъяты> (<адрес>) в/ч <данные изъяты> жилищно-коммунальной службой № 9 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО, в пользовании которого на праве оперативного управления находятся очистные сооружения 4-41-103 ОС, в виду ненадлежащей эксплуатации названных очистных сооружений допущено накопление на незащищённом грунте жидких коммунальных отходов, относящихся в соответствии с Приказом Минприроды России от 04 декабря 2014 года №536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» к IV классу опасности.

Факт совершения ФГБУ «ЦЖКУ» МО административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, подтверждается: заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 05 ноября 2019 года (т.1 л.д. 123), актом отбора почв (т.1 л.д. 125), постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (т. 1 л.д. 129-135) и другими материалами дела, достоверность которых не вызывает сомнений, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, носит формальный характер, выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований, его образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведётся хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Довод жалобы о том, что представитель ФГБУ «ЦЖКУ» МО не присутствовал при отборе проб почвы, отмену законных и обоснованных процессуальных актов не влечёт, так как лицо, привлечённое к ответственности, не отрицало факта изношенности очистных сооружений, в результате чего произошло накопление на незащищённом грунте жидких коммунальных отходов, относящихся к IV классу опасности.

Довод жалобы о том, что лицо не было извещено о рассмотрении дела, опровергается материалами дела, было предметом проверки суда первой инстанции, что подробно изложено в решении судьи районного суда.

Вместе с тем, несвоевременное финансирование виновного лица на капитальный ремонт очистных сооружений из государственного бюджета следует признать исключительным обстоятельством, в соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и правильным снизить назначенное ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ наказание в виде административного штрафа до 50 000 рублей.

Существенных нарушений установленных КоАП РФ процессуальных требований по делу не допущено.

Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 30 декабря 2019 года № 3-213/2019 и решение судьи Аткарского городского суда Саратовской области от 12 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» МО изменить, снизить назначенное ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ наказание в виде штрафа до 50 000 рублей.

В остальной части данные акты оставить без изменения, жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации ? без удовлетворения.

Судья Т.В. Чаплыгина