Судья Петухов Д.С. Дело № 21-253/2022
УИД 37RS0022-01-2022-001090-72
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново 15 сентября 2022 года
Судья Ивановского областного суда Круглова Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Резеповой С.А. в интересахФИО1 на постановление первого заместителя начальника Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области ФИО4 от 08 февраля 2022 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Иваново от 27 июля 2022 г.,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением первого заместителя начальника Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области ФИО4№ от 08 февраля 2022 г., оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Иваново от 27 июля 2022 г., начальник территориального отдела <данные изъяты> ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанными постановлением и решением, защитник Резепова С.А., действуя в интересахФИО1, обратилась в Ивановский областной суд с жалобой и дополнениями к ней, в которых ставит вопрос об отмене вынесенных в отношении ФИО1 процессуальных актов.
В поданной жалобе защитник указывает, что вывод судьи о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения сделан без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности и основан на неправильной оценке имеющихся доказательств. Судья неверно определил скоординированные первичные действия должностных лиц Учреждения, направленные на сбор необходимой информации для формирования заявок на закупку строительных материалов в целях проведения ремонтных работ, как недостаточные. Деятельность Учреждения по выполнению государственного задания финансируется органами государственной власти с учетом всех необходимых для осуществления этой деятельности расходов, которые должны быть обоснованы и рассчитаны без расхождения между планом и фактом в себестоимости работ. Бюджетное финансирование автономного учреждения имеет строго целевой характер и направлено на обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания по оказанию услуг (выполнению работ) в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными в уставе Учреждения. Представленные в суд сведения о проводимом заместителем начальника филиала <данные изъяты> сборе документации по объектам, планируемым к производству работ по капитальному ремонту в 2022-2024 гг., а также перечень материалов, подлежащих закупке для подготовки общежития к эксплуатации, и расчет средств и материалов для подготовки к осенне-зимнему периоду 2022-2023 гг., подтверждают исполнение со стороны ФИО1 указаний заместителя начальника филиала Учреждения. При этом отчеты по сбору информации, необходимой для проведения закупочных процедур строительного материала согласно утвержденного Плана по ремонту инженерных сетей и мест общего пользования общежитий, требующих капительных вложений, осуществляются Учреждением посредством системы видеоконференц-связи, а поэтому реальная оценка исполнения должностных обязанностей ФИО1 и достаточности принятых ею мер по сбору указанной информации возможна только на основании анализа ее работы непосредственно на видеоконференции. Возможность проведения ФИО1 мероприятий по выполнению ремонтных работ в здании спорного общежития за счет иного источника финансирования ее должностной инструкцией и выданной ей доверенностью от 09 декабря 2021 г. не предусмотрена. В связи с этим, выявленные факты ненадлежащего содержания общежития не могли быть устранены ФИО1 лично, а только при совместной работе Учреждения в целом при выделении государственной субсидии на эти цели.
В дополнении к жалобе защитник Резепова С.А., не соглашаясь с выводом должностного лица административного органа о пренебрежительном отношении ФИО1 к своим должностным обязанностям и невозможности исключения опасности правонарушения, указывает на ведение переписки с главой города Иваново по вопросу безвозмездной передачи имущества Министерства обороны РФ, в том числе рассматриваемого здания общежития, в муниципальную собственность, а также с Департаментом военного имущества и Департаментом эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей Министерства обороны РФ по вопросу организации ремонта зданий, находящихся в ведении <данные изъяты> и требующих капитальных вложений, отмечая получение отказа в положительном разрешении данных вопросов.
Извещенные в установленном ст. 25.15 КоАП РФ порядке о месте и времени рассмотрения жалобы ФИО1, защитник Резепова С.А., представитель военной прокуратуры Ивановского гарнизона и должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявили. Первый заместитель начальника Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области ФИО6 просил о рассмотрение дела без его участия. При таких обстоятельствах жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.
Оценив доводы жалобы, исследовав дополнительно представленные документы о ведении переписки с руководителем Департамента строительства Министерства обороны РФ, главой города Иваново, первым заместителем главы Администрации города Иваново, о подаче жалобы в прокуратуру Ленинского района города Иваново, и проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из представленных материалов дела усматривается, что 14 декабря 2021 г. в период с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут военной прокуратурой Ивановского гарнизона в отношении <данные изъяты> проведена проверка, в ходе которой в здании общежития, расположенного по адресу: <адрес>, переданного указанному Учреждению в оперативное управление, установлено, что, вопреки требованиям п.п. 3.2.8, 4.2.1.1, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.14, 5.6.2, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170, в общежитии нарушены правила содержания и ремонта жилых домов, а именно:
- светопрозрачные заполнения оконных проемов в общих коридорах имеют составное остекление и трещины, отсутствуют ручки, оконные проемы неплотно прилегают к оконной коробке;
- на лестничных клетках в общих коридорах, стенах и потолках имеются повреждения штукатурного и окрасочного слоев, недостаточность окраски стен и потолков, отслоения, пятна, подтеки, надписи, сухие следы протечек, следы копоти;
- местами на лестничных клетках, в общих коридорах и вестибюле общежития неисправны осветительные установки (отсутствуют плафоны и лампочки, в том числе отсутствуют энергоэффективные осветительные приборы).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения начальника территориального отдела <данные изъяты> ФИО1 к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, событие указанного административного правонарушения и виновность ФИО1 в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, в числе которых: постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 20 января 2022 г.; акт приема-передачи объекта специализированного жилищного фонда, передаваемого в управление, от 01 апреля 2021 г. № 4; должностная инструкция начальника территориального отдела <данные изъяты>; Устав с изменениями <данные изъяты>; Положение о территориальном отделе <данные изъяты> и другие материалы дела.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, выражается в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил их содержания и ремонта.
Субъектами таких правонарушений являются лица, ответственные за содержание жилых домов, к которым относятся их собственники, организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора, а также, должностные лица указанных организаций, в силу ст. 2.4 КоАП РФ.
По смыслу ст. 2.4 КоАП РФ начальник территориального отделения <данные изъяты> ФИО1, в должностные обязанности которой входит, в том числе оперативное руководство деятельностью территориального отдела в рамках полномочий, предоставленных ей Положением о территориальном отделе и должностной инструкцией, является надлежащим субъектом рассматриваемого административного правонарушения.
Квалификация совершенного ФИО1 правонарушения по ст. 7.22 КоАП РФ соответствует установленным по делу обстоятельствами и нормам КоАП РФ.
Согласно требованиям ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, должностным лицом юрисдикционного органа и судьей районного суда на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы о том, что ФИО1 были предприняты все зависящие от нее меры по соблюдению жилищного законодательства, в том числе направленные на сбор необходимой информации для формирования заявок на закупку строительных материалов в целях проведения ремонтных работ, являлись предметом проверки при рассмотрении дела судьей районного суда и были обоснованно отклонены.
Как верно установлено судьей в обжалуемом решении, каких-либо документов, подтверждающих направление ФИО1 в период с 01 апреля 2021 г. по 14 декабря 2021 г. вышестоящим должностным лицам сведений о необходимости выделения денежных средств на проведение конкретных работ по текущему ремонту общежития, суду не представлено.
Расчет средств и материалов, необходимых для подготовки к осенне-зимнему сезону 2022-2023 гг., произведен ФИО1 уже в целях устранения нарушений, выявленных в ходе проверки и послуживших основанием для привлечения ее к административной ответственности, а поэтому не может служить основанием для освобождения от ответственности за допущенное нарушение.
Перечень материалов, подлежащих закупке для подготовки жилищного фонда к эксплуатации, составленный ФИО1 02 сентября 2021 г., касается лишь закупки материалов для производства работ по замене запорной арматуры, вышедшей из строя, и не относится к вменяемым ФИО1 в вину нарушениям.
Оснований не согласиться с указанными выводами судьи районного суда не имеется.
Утверждения в жалобе о том, что бюджетное финансирование автономного учреждения имеет строго целевой характер и направлено на обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания по оказанию услуг (выполнению работ) в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными в уставе Учреждения, также не свидетельствуют об отсутствии в действиях ФИО1 состава вменяемого административного правонарушения.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Из п. 1.1 указанных Правил следует, что они распространяются на жилые помещения, входящие в жилищный фонд всех форм собственности, и обязательны для исполнения собственниками помещений и управляющими организациями.
В соответствии с п. 19 Устава <данные изъяты> (с изменениями) к числу основных видов деятельности Учреждения относится содержание (эксплуатация) имущества, находящегося в государственной собственности (объектов жилищного фонда, прилегающей территории), для обеспечения реализации жилищных прав граждан, проживающих в жилищном фонде, закрепленном за Министерством обороны.
В отношении жилых помещений Учреждение является уполномоченным лицом (наймодателем) и осуществляет права и обязанности Министерства обороны в отношении жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны), в том числе взимает и администрирует плату за пользование жилыми помещениями (плату за наем) (п. 46 Устава).
Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется не только за счет средств федерального бюджета, но и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (п. 48 Устава).
Доходы, полученные от деятельности Учреждения, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения (п. 33 Устава).
Согласно п. 10 Положения о территориальном отделе <данные изъяты> основной целью деятельности обособленного подразделения является выполнение работ, оказание услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, иных граждан, членов их семей в части реализации их жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде, создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе в пределах закрепленной за филиалом территории его деятельности.
Для достижения основной цели обособленное подразделение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет основные виды деятельности, в числе которых содержание (эксплуатация) имущества, находящегося в государственной собственности (объектов жилищного фонда, прилегающей территории), для обеспечения реализации жилищных прав граждан, проживающих в жилищном фонде, закрепленном за Министерством обороны (п. 12 Положения).
Вопросы осуществления текущего руководства деятельностью обособленного подразделения относятся к компетенции начальника обособленного подразделения (п. 20 Положения).
Согласно п. 4.1 должностной инструкции начальника территориального отдела <данные изъяты> всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных на территориальный орган Учреждения задач несет начальник территориального отдела.
Ведение должностными лицами Учреждения переписки с государственными и муниципальными органами о выделении денежных средств на проведение капитального ремонта объектов жилого фонда, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления, и о передаче военного недвижимого имущества из федеральной в муниципальную собственность не свидетельствует о наличии обстоятельств, освобождающих Учреждение от осуществления текущего содержания указанных объектов.
Из произведенного ФИО1 расчета стоимости устранения выявленных в ходе проведения общежития по адресу: <адрес> нарушений усматривается, что она составляет 35400 рублей.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что выявленные факты ненадлежащего содержания общежития могли быть устранены только при выделении на эти цели государственной субсидии в рамках государственного задания, подлежат отклонению.
Доказательств того, что ФИО1, являющейся начальником территориального отдела <данные изъяты>, были приняты исчерпывающие меры по недопущению выявленных в ходе проверки нарушений правил содержания и ремонта подведомственного здания общежития по адресу: <адрес>, в материалы дела, вопреки доводам жалобы, не представлено.
Объективных данных, ставящих под сомнение обстоятельства правонарушения, наличие в бездействии ФИО1 объективной стороны вмененного правонарушения и ее виновность в его совершении, не имеется.
Несогласие автора жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению в данном деле, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших рассмотреть дело всесторонне, полно и объективно.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному, отвечает конституционным принципам законности и неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями.
Оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, а также для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
Постановление первого заместителя начальника Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области ФИО4№ от 08 февраля 2022 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Иваново от 27 июля 2022 г., вынесенные в отношении начальника территориального отдела <данные изъяты> ФИО1 по делу об административном правонарушения, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Резеповой С.А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья
Ивановского областного суда Н.С. Круглова