ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-2544/18 от 18.12.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья Алмаева Д.С. дело № 21-2544/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красногорск,

Московская область 18 декабря 2018 года

Судья Московского областного суда Суханова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Саган» Митрошина В.В. на решение Подольского городского суда Московской области от 27 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Общество с ограниченной ответственностью «Саган»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области Константинова И.А.<данные изъяты> от <данные изъяты> юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Саган», адрес: <данные изъяты>, <данные изъяты>, привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.

Решением Подольского городского суда Московской области от 27 ноября 2018 года указанное постановление должностного лица отменено, дело направлено на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному его рассматривать.

Не согласившись с указанным решением, законный представитель ООО «Саган» Митрошин В.В. подал жалобу, в которой просит отменить решение суда, производство по делу прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения законного представителя Общества Митрошина В.В., защитника Попову Е.К., суд второй инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения городского суда.

Как усматривается из материалов дела, ООО «Саган» допустило нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, выразившееся в превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах с территории МАЗС, расположенной по адресу: <данные изъяты> (кадастровые номера земельных участков <данные изъяты> и <данные изъяты>), при следующих обстоятельствах:

В Министерство экологии и природопользования Московской области поступило обращение Курень В. по вопросу несанкционированного сброса сточных вод с примесью нефтепродуктов с территории МАЗС, расположенной по адресу: <данные изъяты> (кадастровые номера земельных участков <данные изъяты> и <данные изъяты>).

По данному факту Министерством проведено административное расследование. В ходе проведенного административного расследования, установлено, что по вышеуказанному адресу расположена МАЗС, включающая в себя автозаправочный комплекс, автомоечный комплекс и посты автосервиса. С данного комплекса оборудован сброс ливневых вод в придорожную канаву, протекающую вдоль <данные изъяты> пос.МИС. Далее, данная канава впадает в реку Раковка. На момент осмотра, в придорожной канаве, ведущей е сторону водного объекта, на водной поверхности имеются масляные разводы похожие нефтепродукты, кроме того, донные отложения в данной канаве также имеют масленистый (коричнево-черный) цвет. В некоторых местах присутствовал запах нефтепродуктов. Из обращения, поступившего в адрес Министерства, следует, что с данной территории в апреле 2018 года произошел сброс ГСМ в данную канаву, впадающую в реку Раковка. Из письменных пояснений, представленных собственником территории ООО «Дикей» следует, что данная территория эксплуатируется ООО «Саган», на основание договора аренды от <данные изъяты>г. <данные изъяты>-М1, заключенного между ООО «Дикей» и ООО «Саган». Также, из пояснений собственника территории (ООО «Дикей») следует, что 28.04.2018 года, у восточной части ограждения территории МАЗС, в месте сброса ливневых стоков в кювет (придорожную канаву, ведущую в сторону реки Раковка) обнаружена маслянистая пленка на водной поверхности. Была дана команда проверить сооружения комплекса, технологическое оборудование МАЗС, технологические колодцы. В ходе осмотра выявилась утечка дизельного топлива в технологический колодец под ТРК №1. Установлено, что данная утечка произошла в результате нарушения герметичности уплотнения прокладки. Были приняты меры к ликвидации последствий попадания топлива в сточные воды, установлены боковые заграждения, засыпан абсорбент для нейтрализации нефтепродуктов. В результате аварийной ситуации установлено вытекание суррогата дизтоплива с водой из ливневой трубы. Также часть дизельного топлива вытекла с территории МАЗС в придорожную канаву. Часть дизельного топлива около 40 литров вылилась за пределы МАЗС в придорожную канаву, ведущую к водному объекту — реке Раковка. В ходе административного расследования 17.05.2018 года, с привлечением аккредитованной лабораторией ООО «Экоцентр» произведен отбор проб сточных вод, сбрасываемых с территории МАЗС, сточных вод, поступающих до территории МАЗС, сточных вод из придорожной канавы, ведущей к водном объекту — реки Раковка и из водного объекта — реки Раковка. Всего было отобрано 6 проб. Из экспертного заключения от 31.05.2018 года № 72, подготовленного «Экоцентр» следует, что сбрасываемые с МАЗС сточные воды имеют следующие концентрации:

БПК 5. - 27.4 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель — 2,1);

БПК п. - 39.4 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 3);

Ионы аммония - 1,21 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сочных водах не должна превышать показатель - 0,5);

Азот аммонийный - 0,97 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,4);

Нитрит-ионы - 0,2 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,08);

Нефтепродукты - О (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых с очных водах не должна превышать показатель - 0,05);

Фенолы - 0.052 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,001);

Железо общее (растворенная форма) - 3,38 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0 1);

Фосфор фосфатов - 0,290 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сочных водах не должна превышать показатель - 0,2);

Марганец (растворенная форма) - 0,73 (максимальное содержание / загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна

превышать показатель - С,0 L);

Хлорид-ионы - 869 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 300).

Из экспертного заключения от 31.05.2018 № 72, подготовленного ООО «Экоцентр», следует, что сточные воды в месте попадания на территорию МАЗС, имеют следующие концентрации:

БПК 5, - 15,8 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 2.1);

БПК п. - 22,7 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 3);

Ионы аммония - 0,71 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0.5);

Азот аммонийный - 0,57 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сочных водах не должна превышать показатель - 0,4);

Нефтепродукты - 0 64 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,05);

Фенолы - 0,0030 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,001);

Железо общее (растворенная форма) - 1,21 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0.1);

Фосфор фосфатов - 0,58 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,2);

Марганец (растворенная форма) - 0,493 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0 01);

Хлорид-ионы - 494 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 300).

Из данных результатов лабораторных исследований следует, что сточные воды в месте впадения на территорию МАЗС имеют меньшие показатели по загрязнению, чем сточные воды, сбрасываемые с территории МАЗС.

Из экспертного заключения от 31.05.2018 года № 72, подготовленного ООО «Экоцентр» следует, что сточные воды в месте впадения сточных вод в реку Раковка имеют следующие концентрации:

БГК 5. - 14 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 2,1);

БПК п. - 20,2 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 3);

Ионы аммония - 0.77 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых с очных водах не должна превышать показатель - 0,5);

Азот аммонийный - 0,62 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0.4);

Нитрит-ионы - 0,131 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах, не должна превышать показатель - 0,08);

Нефтепродукты - 0,125 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,05);

Фенолы - 0,0046 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель – 0,001);

Железо общее (растворенная форма) - 0,77 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,1);

Фосфор фосфатов - С.373 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,2);

Марганец (растворенная форма) - 0,445 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,01);

Хлорид-ионы - 355 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 300).

Из экспертного заключения от 31.05.2018 №72, подготовленного ООО «Экоцентр» следует, что вода в реке Раковка выше по течению (около 500 м.) точки впадения сточных вод в реку Раковка имеют следующие концентрации:

БПК 5. - 2,8 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 2,1);

БПК п. - 4 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 3);

Ионы аммония - менее 0,5 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0.5);

Азот аммонийный - менее 0,4 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0.4);

Нитрит-ионы - менее 0,02 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,08).

Нефтепродукты - 0,057 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,05);

Фенолы - 0 00213 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,001);

Железо общее (растворенная форма) - менее 0,01 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0,1);

Фосфор фосфатов - менее 0,083 (максимальное содержание загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 0.2.

Mapганец (растворенная форма) - менее 0,001 (максимальное содержание загрязняюших веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышатъ показатель - 0,01);

Хлорид-ионы - 193 (максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должна превышать показатель - 300).

Согласно экспертного заключения от 31.05.2018 № 72, подготовленного ООО «Экоцентр» следует, что сравнительный анализ проб природной воды из реки Раковка, отобранных в точках №4 (место впадения сточных) и № 5 (фон) показывают, что сброс загрязняющих веществ со сточными водами из придорожной канавы оказывает негативное влияние на водный объект (реку Раковка), вызывая его загрязнение органическими веществами (в том числе нефтепродуктами, анионами ПАВ, фенолами общими, ионами аммония, нитрит-ионами, нитрат - ионами, хлорид-ионами, сулъфат-4 ионами, фосфат- ионами, железом общим, марганец, медью, цинком.

В результате биотестирования проб воды, отобранных 17.05.2018 года установлено: сточная вода, поступающая на территорию АЗК и сбрасываемая с территории АЗК в придорожную канаву оказывает острое токсическое действие на тест-объекты: сточная вода, отобранная из придорожной канавы до и после частного сектора., оказывает острое токсическое действие на тест-объекты; природная вода из реки Раковка. отобранная в месте впадения сточных вод из придорожной канавы, оказывает острое токсическое действие на тест-объекты; природная вода из реки Раковка, отобранная приблизительно 500 м. Выше по течению от места впадения сточных вод из придорожной канавы, не оказывает острого токсического действия на тест-объекты.

Таким образом, по результатам биотестирования можно сделать следующий вывод: биологические показатели пробы природной воды, обработанной из реки Раковка приблизительно 500м. Выше по течению от места впадения сточных вод из придорожной канавы, соответствуют нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения; биологические показатели пробы природной воды, отобранной из реки Раковка в месте впадения сточных вод из придорожной канавы, не соответствует нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения.

Действия Общества должностным лицом органа административной юрисдикции квалифицированы по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с действующим законодательством, суд не является органом преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Проверяя законность и обоснованность вынесенного по делу постановления в порядке ст.30.6 КоАП РФ по жалобе привлекаемого лица, городской суд пришел к выводу о том, что должностным лицом не в полной мере выполнены требования о всестороннем, полном, объективном рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку при производстве по делу был нарушен порядок назначения и проведения экспертиз, что признано существенным процессуальным нарушением и самостоятельным основанием к отмене принятого должностным лицом органа административной юрисдикции постановления.

Поскольку на момент отмены постановления срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, городской суд пришел к выводу о том, что вышеуказанные обстоятельства не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело и по указанным процессуальным нарушениям направил дело на новое рассмотрение должностному лицу, в соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.

В связи с изложенным, доводы жалобы, что решение суда вынесено с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и ненадлежащей оценкой доказательств, подлежат отклонению, как несостоятельные.

Обжалуемое решение основано на материалах дела и законе, соответствует требованиям ст.30.7 КоАП РФ, мотивировано, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.

Каких-либо существенных нарушений норм процессуальных норм, влекущих безусловную отмену либо изменение решения суда, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение Подольского городского суда Московской области от 27 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Общество с ограниченной ответственностью «Саган» – оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья И.Н. Суханова