ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-254/17 от 02.10.2017 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Иванов А.А. Дело 21-254/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново 02 октября 2017 года

Судья Ивановского областного суда Мудрова Е.В.,

с участием защитников Витюлевой Г.А., Соколенко В.А., Шалашовой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Витюлевой Г.А., действующей в интересах директора Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области Астафьева Евгения Геннадьевича, на решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 07 августа 2017 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Ивановской области Беловой И.А. от 19 июня 2017 года директор Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области (далее – Департамент) Астафьев Е.Г. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Астафьев Е.Г. был признан виновным в том, что обладая информацией о фактически сложившихся показателях использования средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета на основании Соглашения № 33/17-с, направив в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации отчет о достижении значений показателей результативности, представил главному распорядителю бюджетных средств заведомо недостоверные сведения, необходимые для исполнения федерального бюджета.

Решением судьи Ленинского районного суда г.Иваново от 07 августа 2017 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Витюлевой Г.А., – без удовлетворения.

В своей жалобе, поданной в Ивановский областной суд, защитник Витюлева Г.А. не соглашается с решением судьи и просит его отменить по тем основаниям, что :

- Департаментом при подготовке отчета в Минсельхоз России за основу показателя по производству овощей открытого грунта обоснованно взяты данные статистики за 2015 год в целом по Ивановской области, согласно которым валовой сбор овощей открытого грунта в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах по итогам 2015 года составил 8615 тонн, что свидетельствует о выполнении показателя результативности, установленного соглашением. Показатель результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установлены для Ивановской области в целом, исходя из производства овощей открытого грунта на общей посевной площади, а не только тех 7 хозяйств, которым предоставлена субсидия по их заявлениям;

- в Минсельхоз России предоставляется отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а не отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидий, предоставленных сельхозпроизводителям, Правила № 1431 не содержат указания использовать в качестве данных только показатели сельхозпроизводителей;

- на момент предоставления отчета в Минсельхоз России Департамент не обладал данными по итогам 2016 года, поскольку даже отчеты сельхозтоваропроизводителей, получивших субсидию, содержали данные за 2015 год, а отчетность хозяйств за 2016 год поступила в Департамент лишь в марте 2017 года;

- с учетом письма Минсельхоза России от 04 мая 2017 года следует, что, только используя данные производства овощей в 2015 году, можно достоверно указать показатели их реализации в 2015-2016 гг., поскольку реализация овощей и семенного картофеля производства 2016 года продолжается вплоть до июня 2017 года;

- судом не дана оценка доводу о том, что казначейство вышло за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку форма отчета о достижении значений показателей результативности (целевые индикаторы) использования субсидий по производству и реализации семенного картофеля и овощей открытого грунта в 2016 году, недостоверность которого вменяется Департаменту, к отчетности о реализации государственных программ РФ отношения не имеет.

Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания Астафьев Е.Г. в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял, его интересы представляют защитники. На основании п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотрение жалобы в отсутствие указанного лица.

Явившимся в судебное заседание защитникам Витюлевой Г.А., Соколенко В.А., Шалашовой Г.А. разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ. Отводов заявлено не было. Ходатайство защитников о приобщении к материалам дела копии запроса от 20.07.2017 г. и копии письма Министерства сельского хозяйства РФ от 14.09.2017 г. удовлетворено.

В судебном заседании защитники доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Допрошенная в качестве свидетеля представитель Управления Федерального казначейства по Ивановской области ФИО суду пояснила, что в отчете Департамента в Министерство из пяти показателей один, который отражает объем произведенных овощей открытого грунта, взят из статистики, остальные четыре взяты из данных, представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями. Полагает, что у Департамента имелась возможность вовремя получить сведения для отчета от сельхозпроизводителей путем направления им запросов. Данные из статистики не могут быть использованы, так как в них отражены данные и тех, кто не получал субсидию. Указала, что казначейство при вынесении постановления действовало в пределах своих полномочий, так как проверялась отчетность соблюдения бюджетного законодательства при предоставлении и использовании субсидии.

Выслушав защитников, свидетеля ФИО, проверив материалы дела в полном объёме, включая копию письма от 14.09.2017 г., оценив изложенные в жалобе доводы, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии со ст. 15.15.6 КоАП РФ непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что в ходе плановой выездной проверки Управления Федерального казначейства по Ивановской области соблюдения предоставления и использования средств из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в рамках подпрограммы программы «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», проведенной в соответствии с требованиями главы 26 Налогового кодекса РФ, были выявлены обстоятельства представления Департаментом в Минсельхоз России отчета о достижении значений показателей результативности использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, содержащего недостоверные сведения.

Факт совершения Астафьевым Е.Г. административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, и виновность Астафьева Е.Г. подтверждается, соглашением о предоставлении Правительству Ивановской области субсидий из федерального бюджета от 29 января 2016 года (в редакции от 14.07.2016 года) с установлением показателей результативности исполнения мероприятий, для финансирования которых предоставляется субсидия; соглашениями между товаропроизводителями и Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области о предоставлении субсидии в 2016 году с отчетами о выполнении товаропроизводителями рекомендуемых значений показателей результативности использования субсидии из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в области растениеводства, а также развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта за 2016 год; отчетом о достижении значений показателей результативности использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство в области растениеводства, а также развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта от 10 января 2017 года; актом выездной проверки УФК по Ивановской области от 07 апреля 2017 г.; пояснениями должностных лиц и защитников Астафьева Е.Г., протоколом об административном правонарушении от 05 мая 2017 года.

Оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях директора Департамента Астафьев Е.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что казначейство при проведении проверки вышло за пределы полномочий, поскольку отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидий не относится к отчетности о реализации государственных программ РФ, являлись предметом оценки судьи районного суда и обоснованно отвергнуты. Данные выводы судьи считаю верными, поскольку УФК по Ивановской области проверялось именно соблюдение условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках государственной программы РФ «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственного продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», что согласно пп. «а» п. 6 Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" входит в полномочия Федерального казначейства и его территориальных органов.

Доводы жалобы, что для отчета в Министерство Департаментом обоснованно взяты данные статистики о валовом сборе овощей открытого грунта за 2015 год в количестве 8615 тонн в целом по области, что свидетельствует о выполнении показателя результативности, установленного соглашением, что показатель результативности 7500 тонн установлен для области в целом, исходя из производства овощей на общей посевной площади, а не только тех хозяйств, которым предоставлена субсидия, подлежат отклонению.

Согласно п.27 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1431 (действующих на момент совершения правонарушения, далее – Правила), уполномоченный орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии, предусмотренных соглашением, - один раз в год, до 15 января, по форме, устанавливаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Согласно п. 28 Правил эффективность осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, оценивается ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании достижения следующих показателей результативности использования субсидии в отношении поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта объем произведенных и реализованных или направленных на переработку овощей открытого грунта по данным уполномоченного органа.

Аналогичные положения приведены и в соглашении о предоставлении Правительству Ивановской области субсидий от 14 июля 2016 года.

Таким образом, из приведенных норм следует, что государством ежегодно оценивается эффективность осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, на основании достижения показателей результативности использования субсидии. Иное означало бы, что при отсутствии показателей результативности в году предоставления субсидии терялся бы смысл оценки эффективности использования субсидии.

Как правильно указал судья районного суда, Правила не содержит положений, позволяющих указывать показатели результативности использования субсидии на основании данных за год, предшествующий году предоставления субсидии, не содержит требований о предоставлении данных о произведенных и реализованных овощах открытого грунта на основании данных Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области.

Согласно п.8 указанных Правил предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации

Согласно п.4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта… № 33/17-с от 14.07.2017 г. субъект обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия.

Анализ приведенных норм в совокупности с условием предоставления субсидии, указанным в п.4.3.3 Соглашения № 33/17-с, позволяет прийти к выводу, что отчет о достижении значений показателей результативности должен быть предоставлен по итогам 2016 года, то есть года, в котором предоставлена субсидия, где должны быть отражены данные тех сельхозпроизводителей, которым предоставлена субсидия.

Кроме того, необходимость предоставления отчета не по данным статистики за предшествующий год, а исходя из количества произведенных овощей открытого грунта по данным за 2016 год, то есть год, в котором предоставлена субсидия, следует и из пункта 4.1.4 Соглашения, в котором предусмотрен возврат средств субсидии в случае, если Субъектом по состоянию на 31 декабря года предоставления Субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных п.4.3.3 Соглашения, и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности в году, следующем за годом предоставления Субсидии … указанные нарушения не устранены…

Довод жалобы о том, что на момент предоставления отчета в Минсельхоз России Департамент не обладал данными по итогам 2016 года, поскольку отчетность сельскохозяйственными товаропроизводителями была предоставлена только в марте 2017 года, не может рассматриваться как обоснование для использования статистических данных года, предшествующего выдаче субсидии, и не свидетельствует о выполнении показателя результативности, установленного соглашением от 14 июля 2016 года. При этом судьей районного суда верно указано, что из пояснений защиты следовало, что на момент подготовки отчета в распоряжении Департамента находились отчеты 11 сельхозпроизводителей, получивших субсидии в 2016 году. Кроме того, защитой в данном судебном заседании подтверждено, что даты предоставления отчетности в Департамент от сельхозпроизводителей - на 01.02.2017 г. в соглашениях с последними установил Департамент. Таким образом, при установлении Департаментом иных, более ранних дат предоставления отчетности в соглашениях, а также с учетом того, что и при отсутствии отчетов от сельхозпроизводителей Департамент не был лишен возможности сбора данных сведений, прихожу к выводу, что Департамент имел реальную возможность собрать необходимые достоверные сведения для формирования отчета в Министерство.

Утверждение заявителя жалобы о том, что районным судом не принято во внимание письмо Минсельхоза России от 04.05.2017 года, подлежит отклонению.

Указанное в жалобе письмо Минсельхоза России от 04.05.2017 года представляет собой ответ на обращение директора Департамента Астафьева Е.Г. от 25.04.2017 г. и носит рекомендательный характер, не обладая признаком нормативности. Вместе с тем, п.п. 10, 11 Правил, о которых ведется речь в письме, предусмотрен расчет субсидий, предоставляемый бюджету субъекта Российской Федерации на поддержку в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта.

В представленном в судебном заседании письме Минсельхоза России от 14.09.2017 г. на запрос Астафьева Е.Г. от 20.07.2017 г. содержится ссылка на установление показателей результативности исходя из посевной площади по данным статистики при заключении соглашений.

Однако приведенные в вышеуказанных письмах положения не касаются формирования показателя результативности при составлении соответствующего отчета в Министерство.

Остальные доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом, основаны на ином, неверном толковании норм права и не могут служить основанием к отмене вынесенного решения.

Процессуальных нарушений при рассмотрении жалобы судьей районного суда не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 07 августа 2017 года, в отношении директора Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области Афанасьева Евгения Геннадьевича оставить без изменения, жалобу защитника Витюлевой Г.А. - без удовлетворения.

Судья Ивановского областного суда: Мудрова Е.В.