дело № 21-255 судья – Шумилова Т.Н. |
РЕШЕНИЕ
г. Мурманск 03 сентября 2018 года
Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу защитника Мурманского муниципального бюджетного учреждения «Управление дорожного хозяйства» ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда города Мурманска от 09 июля 2018 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением государственного инспектора Мурманской области в области охраны окружающей среды № 18-48 от 10 мая 2018 года юридическое лицо - Мурманское муниципальное бюджетное учреждение «Управление дорожного хозяйства» (далее – ММБУ «УДХ», Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 140 000 рублей.
Указанное постановление обжаловано в судебном порядке.
Решением судьи Ленинского районного суда города Мурманска от 09 июля 2018 года постановление должностного лица изменено, снижен размер назначенного административного штрафа с 140000 рублей до 70000 рублей.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник ММБУ «УДХ» ФИО1 просит постановление административного органа и решение судьи, принятое по жалобе на указанное постановление, отменить, производство по делу прекратить.
Оспаривает выводы судьи о том, что обнаруженный на земельном участке снег относится к категории коммунальных отходов, указывая, что согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19.01.2010 № 12-44/377 снег и уличным смет в зимний период времени не относится к отходам производства и потребления.
Считает, что обнаруженный на земельном участке снег невозможно идентифицировать как отходы от зимней уборки.
Проверив материалы дела, выслушав защитника ММБУ «УДХ» ФИО2, поддержавшую жалобу, представителей административного органа ФИО3 и ФИО4, полагавших жалобу, не подлежащей удовлетворению, оценив доводы жалобы, оснований для отмены решения судьи не нахожу.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
Согласно статье 1 Закона об отходах отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона об отходах юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среда» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно статье 4 данного Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
В Классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, отходы от зимней уборки улиц отнесены к отходам коммунальным, подобным коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению (код 7 31 210 00 00 0).
Как следует из материалов дела, по информации, размещенной на сайте Север-Пост от 17.04.2018 на земельном участке на Нижне-Ростинском шоссе осуществляется складирование снега.
23 апреля 2018 года в период рейдового осмотра с 15.30 до 16.00 часов на земельном участке, расположенном по адресу: г.Мурманск, Нижнее -Ростинское шоссе, кадастровый номер * должностными лицами Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области обнаружена снежная свалка, по внешнему виду в количестве не менее 3 самосвалов отходы от зимней уборки улиц завезены около недели назад, основная масса снега накапливалась ранее, в снежных массах зафиксированы твердые коммунальные отходы в количестве не менее 0,5 куб.м., земельный участок по причальной линии имеет твердое покрытие, большая часть земельного участка не заасфальтирована, вышеуказанные отходы сброшены в почву.
Земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, кадастровый номер: *, местонахождение: г.Мурманск, ул. Нижнее -Ростинское шоссе на праве постоянного (бессрочного) пользования передан ММБУ «УДХ» (свидетельство о государственной регистрации права от _ _ ).
Основным видом деятельности ММБУ «УДХ» является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей, также Учреждение осуществляет иные виды деятельности: удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность, уборка территорий и аналогичная деятельность.
В соответствии с постановлением администрации города Мурманска от 23.10.2014 № 3545 «Об определении мест временного складирования снега на территории муниципального образования город Мурманск», земельный участок с кадастровым номером * не выделен для временного складирования снега.
В рамках возбужденного административного производства 27 апреля 2017 в период с 14.30 до 15.00 должностными лицами административного органа был осуществлен осмотр территории земельного участка с кадастровым номером *, находящимся по адресу: <...> в присутствии представителя ММБУ «УДХ», а также двух понятых, о чем составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 27.04.2018, согласно которому на земельном участке выявлена несанкционированная свалка отходов от зимней уборки улиц (загрязненный снег). Отходы от зимней уборки улиц находятся на почве, участок под отходами не имеет твердого водонепроницаемого покрытия. Снежная свалка находится в водоохранной зоне Кольского залива. Площадь захламление 220 м х 20 м, в среднем высота снежного покрова составила 1,5 м.
Приведенные обстоятельства, выразившиеся в длительном непрекращающемся невыполнении требований природоохранного законодательства и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления при использовании земельного участка, а именно, отсутствии контроля за используемым земельным участком, что привело к накоплению отходов производства и потребления и соответственно к захламлению земельного участка, послужили основанием для составления в отношении ММБУ «УДХ» 27 апреля 2018 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения к ответственности, установленной данной нормой.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 27 апреля 2018 года; сведениями СеверПост от 17 апреля 2018 года; распоряжением о проведении природоохранного рейда от 18 апреля 2018 года № 96; рейдовым заданием; актом рейдового осмотра, обследования от 24 апреля 2018 года с фототаблицей; протоколом осмотра от 27 апреля 2017 года с фототаблицей; свидетельством о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком *; выпиской из ЮГРЮЛ; выпиской из ЕГРН; Уставом ММБУ «УДХ» и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверяя правомерность привлечения юридического лица к административной ответственности, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что допущенное Учреждением нарушение требований законодательства при обращении с отходами образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Убедительным является вывод судьи о том, что Учреждение, в чьем бессрочном пользовании находится земельный участок, используемый при осуществлении хозяйственной деятельности, обязано проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления. Осуществляемая Учреждением деятельность связана с образованием отходов, а, следовательно, и с обращением с ними. Передача в пользование земельного участка предполагает публично-правовую обязанность ММБУ «УДХ» не допускать загрязнения используемой земли отходами производства и потребления.
При этом судьей правильно учтено, что земельный участок захламлен не только снегом, который исходя из высоты снежного покрова и консистенции, не является природным явлением и бесспорно относится к коммунальным отходам, но и иными отходами производства и потребления в частности, бутылками, пластиковыми пакетами, шинами, которые обнаружены после таяния снега.
По смыслу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Учреждением всех зависящих от него мер по соблюдению экологических требований при обращении с отходами производства и потребления в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины юридического лица во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассмотрено судьей с соблюдением положений статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Ссылка в желобе на письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19.01.2010 № 12-44/377 не влияет на правильность принятых по делу актов, поскольку материалами дела достоверно установлено, что земельный участок захламлен загрязненным снегом и иными отходами производства.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе судебного разбирательства, установленные обстоятельства и выводы о виновности ММБУ «УДХ» в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.
Административное наказание юридическому лицу назначено в виде административного штрафа, менее минимального размера, предусмотренного санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.2, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
Руководствуясь статьей 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора Мурманской области в области охраны окружающей среды № 18-48 от 10 мая 2018 года, решение судьи Ленинского районного суда города Мурманска от 09 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мурманского муниципального бюджетного учреждения «Управление дорожного хозяйства», оставить без изменения, жалобу защитника Мурманского муниципального бюджетного учреждения «Управление дорожного хозяйства» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда А.П. Синица