ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-255/2013 от 17.07.2013 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

№ 21-255/2013

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного суда Республики Коми Архарова Л.В.,

с участием секретаря Глобу Н.В.,

представителя ГУ МЧС России по Республике Коми ФИО1,

а также ФИО2, представляющего интересы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО3,

рассмотрев 17 июля 2013 года жалобу представителя ФИО3 - ФИО4 на решение Сыктывкарского городского суда 24 мая 2013 года, которым

постановление Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Коми от 22.03.2013 года о привлечении к административной ответственности Главы Администрации Муниципального образования Городского округа "Сыктывкар" ФИО3 по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба Главы администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО3 - без удовлетворения,

заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя государственного инспектора Республики Коми по пожарному надзору от 22.03.2013 года Глава администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО3 привлечен к административной ответственности в виде предупреждения по ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение правонарушения 01.03.2013 года в 16 часов 00 минут. Из постановления следует, что Главой администрации МОГО «Сыктывкар» не приняты меры по обеспечению микрорайона «Сосновая поляна» поселка городского типа «Краснозатонский» наружным противопожарным водопроводом, чем нарушены требования п.2.11 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

Указанное постановление обжаловано в Сыктывкарский городской суд, которым постановлено выше приведенное решение.

Не согласившись с судебным решением, представитель ФИО3 ФИО4 обратился с жалобой в порядке ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, оснований для отмены решения суда не усматриваю.

Установлено, что правовым основанием проведения внеплановой, выездной проверки УНД ГУ МЧС России по Республике Коми явилось заявление от 01.02.2013 № ГИ-2, предметом проверки - соблюдение обязательных требований пожарной безопасности администрацией МО ГО «Сыктывкар» в пгт.Краснозатонский.

В ходе проверки установлено, что мкр. Сосновая поляна п.г.т Краснозатонский не обеспечен наружным противопожарным водопроводом, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Выводы административного органа и суда о возложении обязанности по строительству (оборудованию) наружного противопожарного водопровода на органы местного самоуправления, в частности на администрацию МО ГО «Сыктывкар», и привлечении главы администрации, в чью компетенцию входит осуществление исполнительно-распорядительной деятельности, - основаны на законе.

В соответствии со ст.3 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности относятся:

разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.

В соответствии с п. 3, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения органов местного самоуправления относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В силу ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Соответственно, предметом проверки государственного пожарного надзора может являться пожарная безопасность территории муниципального образования.

Статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

В силу ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5 000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей. Аналогичные требования предусмотрены п. 2.11 СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".

В соответствии со ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п.10 ст.26, п.10,12 ч.5 ст.44 Устава МО ГО «Сыктывкар» к полномочиям администрации МО ГО отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Таким образом, вышеназванные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.

П.г.т. Краснозатнский находится в границах МО ГО «Сыктывкар». Законом Республики Коми от 06.03.2006г. № 13-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Республики Коми» предусмотрено, что мкр.Сосновая поляна находится в границах п.г.т. Краснозатонский.

Принимая во внимание, что глава администрации осуществляет руководство деятельностью администрации городского округа по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации городского округа, вывод суда о том, что Глава является субъектом рассматриваемого правонарушения, обоснован.

Доводы жалобы со ссылкой на то обстоятельство, что п.г.т. Краснозатонский не относится к сельским населенным пунктам, сами по себе не опровергают приведенного вывода суда, поскольку обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования входит в полномочия органов местного самоуправления.

По мнению представителя ГУ МЧС России по Республике Коми, мкр. Сосновая поляна нельзя расценивать как отдельный населенный пункт, поскольку микрорайон входит в границы п.г.т Краснозатонский, при этом численность населения п.г.т. Краснозатонский превышает 5000 человек, следовательно, у поселка (в т.ч. микрорайона) имеется потребность в наружном противопожарном водопроводе.

По мнению заявителя жалобы, надзорным органом не представлены доказательства, что существующие гидранты в п.г.т Краснозатонский не обеспечивают достаточным нормативным количеством воды на нужды пожаротушения территорию и строения в мкр. Сосновая поляна.

Данные доводы нахожу несостоятельными. Из материалов дела, в частности письма начальника управления по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации МОГО «Сыктывкар» от 25.02.2013 года, жалобы представителя ФИО3 следует, что наружное противопожарное водоснабжение в п.г.т. Краснозатонский согласно реестру ИНППВ, расположенных на территории МО ГО «Сыктывкар», утвержденного председателем КЧС и ОПБ г.Сыктывкара 22 февраля 2012 года, представлено в виде пожарных гидрантов, расположенных на сетях противопожарного водопровода, а также пожарных водоемов. В соответствии с указанным реестром на территории п.г.т.Краснозатонский расположены 62 ИНППВ, из них 51 пожарный гидрант и 11 пожарных водоемов, техническое обслуживание которых осуществляется в рамках реализации муниципального контракта подрядной организацией. При этом на территории мкр.Сосновая поляна в соответствии с условиями муниципального контракта закончено строительство семи пожарных водоемов объемом 110 куб.метров за счет средств муниципального бюджета. Долгосрочной целевой программой МО ГО «Сыктывкар» «Пожарная безопасность объектов социальной сферы и населенных пунктов МО ГО «Сыктывкар» на 2010-2013 годы» предусмотрено строительство еще трех пожарных водоемов на территории мкр.Сосновая поляна. В 2011 году по результатам открытого аукциона был заключен контракт с ООО «Параллель» на разработку проектов размещения ИНППВ в безводных районах, в том числе в мкр.Сосновая поляна. Однако в установленный муниципальным контрактом срок работы выполнены не были, в связи с чем контракт расторгнут в судебном порядке. Проводились мероприятия по выделению соответствующих земельных участков. Указано также, что при формировании программы «Пожарная безопасность на 2014-2017 годы» строительство пожарных водоисточников в Сосновой поляне будет продолжено.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необеспеченности мкр.Сосновая поляна наружным противопожарным водопроводом.

Ссылка представителя Главы МО ГО «Сыктывкар» на то, что он незаконно привлечен к административной ответственности неуполномоченным лицом - органом госпожнадзора в нарушение ст. 72 ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ" является несостоятельной, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 23.34 КоАП РФ, органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях предусмотренных ст. 20.4 КоАП РФ.

Статья 72 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) устанавливает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Согласно статьям 73 и 74 Закона о местном самоуправлении такая ответственность соответствующих органов и должностных лиц наступает в случае если установлено судом, что принятый ими нормативный акт противоречит федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования или совершения должностным лицом местного самоуправления действий, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единства и территориальной целостности Российской Федерации, а представительный орган муниципального образования (глава муниципального образования, глава местной администрации) не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, то принимаются решения соответствующими органами (должностными лицами) о привлечении к ответственности в виде роспуска представительного органа муниципального образования, об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации.

Из системного анализа норм, содержащихся в главе 10 "Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью" Федерального закона N 131-ФЗ, следует, что в данном случае речь идет о таких видах ответственности, как роспуск представительного органа муниципального образования, отрешение от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, удаление главы муниципального образования в отставку при соблюдении оснований и процедур, определенных федеральным законодательством.

Таким образом, норма статьи 72 Федерального закона N 131-ФЗ направлена на регулирование иных правоотношений и не устанавливает круг должностных лиц, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена положениями КоАП РФ. Этот круг определяется главой 23 КоАП РФ.

Особой процедуры привлечения органов местного самоуправления или их должностных лиц к административной ответственности за совершение административных правонарушений ни КоАП РФ, ни иные нормативные правовые акты федерального уровня не устанавливают.

Принимаемые администрацией МО ГО «Сыктывкар» меры по обеспечению п.г.т Краснозатонский по обустройству пожарных водоемов учитываются при назначении наказания, но основанием для освобождения от административной ответственности не являются.

Ссылки в жалобе на необязательность исполнения требований СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" не могут быть приняты во внимание, поскольку необходимость обеспечения территорий поселений и городских округов источниками наружного противопожарного водоснабжения прямо предусмотрена Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ст.68).

Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для отмены судебного решения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Решение Сыктывкарского городского суда 24 мая 2013 года оставить без изменения, жалобу представителя Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО3 – без удовлетворения.

Судья- Архарова Л.В.

Копия верна: судья-