ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-255/2021 от 17.12.2021 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Глебова Т.В. Дело № 21-255/2021

Р Е Ш Е Н И Е

17 декабря 2021 года г. Орел

Судья Орловского областного суда Сабаева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу Щ.С.А. на постановление начальника ОГИБДД ОМВД по Верховскому району Орловской области Ш.Р.Н. от 22 июня 2021 года, решение судьи Верховского районного суда Орловской области от 16 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Щ.С.А.,

установил:

постановлением начальника ОГИБДД ОМВД по Верховскому району Орловской области Ш.Р.Н. от 22 июня 2021 года, индивидуальный предприниматель (далее – ИП) Щ.С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее– КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Решением судьи Верховского районного суда Орловской области от 16 сентября 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе и дополнении к ней, Щ.С.А. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда, прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Приводит довод о том, что согласно сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности ИП Щ.С.А. является выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур, транспортное средство «Камаз 5511», государственный регистрационный номер , на котором он передвигался 08.06.2021, не используется им в рамках предпринимательской деятельности, что подтверждается патентом на право применения патентной системы налогообложения от 01.04.2021 , декларацией Единого налога на вмененный доход, в которой указано иное транспортное средство, используемое для грузоперевозок, уведомлением о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу на основании пп.5 п. 2 ст. 358 НК РФ, на транспортное средство «Камаз 5511» государственный регистрационный номер .

Считает, что транспортное средство «Камаз 5511» государственный регистрационный номер не подлежит оснащению тахографом, так как используется им как сельскохозяйственным товаропроизводителем при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка грузов в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрировано транспортное средство, а также граничащих с ним муниципальных районов).

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснение защитника ИП Щ.С.А.- З.Д.Ю., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ, выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, - влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

В силу пункта 2 раздела I Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011, принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее - ТР ТС 018/2011) к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, относятся колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее - транспортные средства), а также шасси.

Согласно Приложения № 1 ТР ТС 018/2011 к категории N3 относятся транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.

Пунктом 14 раздела IV Технического регламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств определено, что конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий M2 и M3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами). Оснащение указанной аппаратурой транспортных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза.

Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»).

Согласно абзацу десятому пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). При этом требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с названной нормой, Правительство Российской Федерации в постановлении от 23.11.2011 № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» определило, что указанные требования утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Оснащению тахографами подлежат транспортные средства категорий N2 и N3, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (пункт 1 приложения № 2 Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортных средствах»).

В силу пункта 2 приложения № 2 к Приказу Минтранса России от 28.10.2020 № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» не подлежат обязательному оснащению тахографами транспортные средства категорийN2иN3, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов).

Согласно протоколу об административном правонарушении, 08.06.2021 в 11 часов 00 минут по адресу: <адрес>, ИП Щ.С.А., являясь должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в нарушение Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортных средствах», допустил выпуск на линию транспортного средства «Камаз 5511» государственный номер , относящийся к категории транспортных средств N3, не оборудованного тахографом.

При составлении протокола об административном правонарушении ИП Щ.С.А. выразил несогласие с его составлением и указал на то, что не использует транспортное средство «КАМАЗ 5511» в коммерческих целях (л.д.6).Постановлением начальника ОГИБДД ОМВД по Верховскому району Орловской области Ш.Р.Н. от 22 июня 2021 года, ИП Щ.С.А. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 11.23 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

По результатам разрешения жалобы, поданной в порядке статей 30.1 - 30.2 КоАП РФ Щ.С.А., решением судьи районного суда постановление должностного лица оставлено без изменения.

Принимая обжалуемое решение, судья районного суда пришел к выводу о законности постановления должностного лица.

Между тем, с таким выводом судьи нельзя согласиться ввиду следующего.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей первой инстанции ИП Щ.С.А., оспаривая вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ, указывал на то, что он является сельхозпроизводителем, основной вид деятельности - выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур, транспортное средство «КАМАЗ 5511» государственный регистрационный номер не подлежало оснащению тахографом, так как используется им как сельскохозяйственным товаропроизводителем при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка грузов в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрировано транспортное средство, а также граничащих с ним муниципальных районов), в частности 08.06.2021 он перевозил песок для сельскохозяйственных нужд.

Указанные обстоятельства подтвердил защитник ИП Щ.С.А.-З.Д.Ю. при рассмотрении дела судьей второй инстанции.

В этой связи, из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей следует, что основным видом деятельности ИП Щ.С.А. является выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур. Дополнительным видом деятельности, в числе прочего, является перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами (л.д.38-42).

Согласно информации, представленной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области, доход от сельскохозяйственной деятельности ИП Щ.С.А. согласно декларации ЕСХН 12309767 рублей, что составляет более 70% сельхоздеятельности (л.д.44).

Доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что ИП Щ.С.А. эксплуатирует транспортное средство в связи с осуществлением коммерческих перевозок, в материалах дела не имеется.

Обстоятельство того, что ИП Щ.С.А. для осуществления грузоперевозок использует другое транспортное средство – «КАМАЗ 55102» государственный регистрационный номер , подтверждается патентом на право применения патентной системы налогообложения от 01.04.2021 , декларацией ЕНВД (л.д.7-9), свидетельством о поверке тахографа от 30.09.2019, калибровочной таблицей , подтверждающей установку тахографа на данное транспортное средство.

При рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, приведенные обстоятельства должностным лицом и судьей районного суда не приняты во внимание, доводы Щ.С.А. не проверены, что свидетельствует о несоблюдении при рассмотрении дела и жалобы требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела, выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного его разрешения.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Учитывая, что в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности толкуются в пользу этого лица, с выводом должностного лица и судьи районного суда о виновности ИП Щ.С.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ, согласиться нельзя.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Следовательно, постановление начальника ОГИБДД ОМВД по Верховскому району Орловской области Ш.Р.Н. от 22 июня 2021 года, решение судьи Верховского районного суда Орловской области от 16 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ, в отношении ИП Щ.С.А. подлежат отмене, а производство по делу- прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ -в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление начальника ОГИБДД ОМВД по Верховскому району Орловской области Ш.Р.Н. от 22 июня 2021 года, решение судьи Верховского районного суда Орловской области от 16 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Щ.С.А. - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Щ.С.А., прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Судья областного суда И.Н. Сабаева

Судья Глебова Т.В. Дело № 21-255/2021