ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-2566/17 от 26.12.2017 Московского областного суда (Московская область)

Судья Дегтерева О.Л. дело <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

<данные изъяты>

<данные изъяты> «26» декабря 2017 года

Судья Московского областного суда Фенко Е.А., при подготовке к рассмотрению жалобы защитника Соколовой О.С., действующей на основании доверенности в интересах ГУП МО «Мособлгаз», на решение Мытищинского городского суда Московской области от 12 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении ГУП МО «Мособлгаз»,

заслушав пояснения защитника Бауман А.Л., допросив в качестве свидетеля должностное лицо ФГБУ Национальный парк «Лосиный остров» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением <данные изъяты> заместителя главного государственного инспектора по надзору в области охраны и использования территории национального парка и его охранной зоны ФИО1 от 16 августа 2017 года,

Государственное унитарное предприятие газового хозяйства Московской области «Мособлгаз» (далее ГУП МО «Мособлгаз»), юридический адрес: <данные изъяты><данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ и подвернуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением Мытищинского городского суда Московской области от 12 октября 2017 года указанное постановление оставлено без изменения.

На указанное решение защитником юридического лица Соколовой О.С. подана жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене принятых по делу актов, поскольку, во-первых, ГУП МО «Мособлгаз» не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку не располагается на территории Национального парка «Лосиный остров» и не ведет там социально-экономическую деятельность, а, во-вторых, им выполнялись аварийные работы на газопроводе, в связи с чем, получение согласования на ведение работ не требовалось.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд второй инстанции приходит к следующему выводу.

Статьей 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" запрещено осуществления любой деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Национальный парк "Лосиный остров" образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 24 августа 1983 года N 401 "О создании государственного природного национального парка "Лосиный остров".

Границы национального парка и его охранной зоны установлены объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов от 4 мая 1979 года N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров". Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10 октября 1988 года N 2130-1344 "Об утверждении Положения о государственном природном национальном парке "Лосиный остров", проекта его детальной планировки и улучшения содержания этого парка" границы парка были уточнены.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона об охране природных территорий национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

В силу ст. 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, леса и иная растительность. Особой охране подлежат национальные парки.

Частью 2 статьи 59 Закона об охране окружающей среды установлен запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В соответствии с ч. 1 ст. 58 Закона об охране окружающей среды природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ, нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Объективную сторону административного правонарушения по ст. 8.39 КоАП РФ составляют действия лица, нарушающие установленный режим или иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).

В силу п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

<данные изъяты> в 13 часов 20 минут было выявлено нарушение режима особой охраны национального парка «Лосиный остров» по адресу: <данные изъяты> у <данные изъяты> (в границах охранной зоны национального парка), что выразилось в проведении ГУП МО «Мособлгаз» земляных работ на газопроводе в нарушение п.4 ст.15 Федерального закона от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» без согласования с Федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды – Минприроды России.

Действия юридического лица квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ.

В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Указанные обстоятельства и вина ГУП МО «Мособлгаз» в совершении вмененного административного правонарушения, как обоснованно указал суд первой инстанции, объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, в том числе, ситуационным планом; сведениями из публичной кадастровой карты, который подтверждают, что место проведения работ находится в охранной зоне национального парка; фототаблицами; ордером на проведение земляных работ, а также иными доказательствами, оцененными должностным лицом и судом по правилам ст.26.11 КоАП РФ. Факт проведения работ не оспаривается и самим ГУП МО «Мособлгаз».

Административное наказание юридическому лицу назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ в пределах санкции ст. 8.39 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.

Решение городского суда мотивировано и отвечает требованиям ч.1 ст.29.10 и ч. 2 ст.30.7 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что юридическое лицо не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку территориально не располагается и не ведет хозяйственную деятельность на территории национального парка или его охранной зоны, в связи с чем, не должен согласовывать свою деятельность с Минприроды, суд второй нстанции находит подлежащим отклонению по следующему основанию.

Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено городским судом(п.3.1 и 3.2 Устава), Государственное унитарное предприятие газового хозяйства Московской области создано в целях организации, проведения и обеспечения работ и мероприятий, а также предоставления услуг, направленных на обеспечение потребителей Московской области газом, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предметом деятельности предприятия является бесперебойная транспортировка и подача газа от поставщиков до потребителей, надежная эксплуатация газораспределительной системы и газоиспользующего оборудования, организация работ по строительству и реконструкции газового хозяйства на территории Московской области (л.д.83). Таким образом, ГУП МО «Мособлгаз» занимается обслуживанием (в том числе), газопровода, проходящего по территории Национального парка и его охранной зоны, в связи с чем, его деятельность подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Что касается довода о том, что в установленный период времени ГУП МО «Мособлгаз» проводило аварийно-восстановительные работы на газопроводе, в связи с чем, в силу п.29 «Правил охраны газораспределительных сетей» проведение таких работ возможно в любое время без согласования, а на проведение работ было получено разрешение Управления ЖКХ г.о.Мытищи, то суд второй инстанции не соглашается с данным доводом в связи со следующим.

В соответствии с п.29 «Правил охраны газораспределительных сетей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, работы по предотвращению аварий или ликвидации их последствий на газопроводах могут производиться эксплуатационной организацией газораспределительной сети в любое время года без согласования с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, но с уведомлением их о проводимых работах.

Как следует из дела, <данные изъяты> Филиалом ГУП МО «Мособлгаз» «<данные изъяты><данные изъяты> было получено разрешение на производство земляных работ <данные изъяты> по устранению аварии (вскрытие в связи с аварийной ситуацией на газопроводе) для ремонта газового колодца по адресу: <данные изъяты><данные изъяты>, начало проведения работ с 21 по 23 июня 2017 года.

Указанным разрешением юридическое лицо было обязаноперед началом работ вызвать представителей организаций, имеющих подземное хозяйство в районе устранения аварии, а также согласовать проведение земляных работ с владельцем земельного участка (л.д.98).

Вопреки изложенному выше, проведение земляных работ с владельцем земельного участка согласовано не было, уведомление о проводимых аварийных работах направлено не было.

При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы защитника юридического лица суд второй инстанции не находит.

Существенных нарушений процессуальных норм, являющихся самостоятельным и безусловным основанием к отмене постановленных по делу решений, не выявлено.

На основании изложенного и руководствуясь р.1.ч.1 ст.30.7 и ст.30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение Мытищинского городского суда Московской области от 12 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении ГУП МО «Мособлгаз» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Е.А. Фенко