Судья: Волкова И.А. Дело № 21-256/2022 (12-2/2022)
64RS0035-02-2021-000658-35
РЕШЕНИЕ
27 мая 2022 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Чаплыгина Т.В.,
при секретаре судебного заседания Мухиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации Федоровского муниципального района Саратовской области ФИО1 на решение судьи Советского районного суда Саратовской области от 22 марта 2022 года, на постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Хвалынский» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 октября 2021 года № 62 о привлечении администрации Федоровского муниципального района Саратовской области к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ,
установила:
постановлением главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Хвалынский» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации ФИО2 от 18 октября 2021 года № 62 администрация Фёдоровского муниципального района Саратовской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда Саратовской области от 10 декабря 2021 года постановление должностного лица от 18 октября 2021 года изменено, размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа снижен до 150 000 рублей.
07 февраля 2022 года решением судьи Саратовского областного суда Саратовской области отменено решение судьи Советского районного суда Саратовской области от 10 декабря 2021 года, дело об административном правонарушении возвращено в Советский районный суд Саратовской области на новое рассмотрение.
Решением судьи Советского районного суда Саратовской области от 22 марта 2022 года постановление должностного лица от 18 октября 2021 года изменено, размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа снижен до 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, защитник администрации Федоровского муниципального района Саратовской области (далее ? администрация) ФИО1 просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ. Автор жалобы полагает, что администрация Фёдоровского муниципального района Саратовской области не является субъектом административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ. Автор жалобы указывает, что оспариваемые постановление должностного лица и решение судьи Советского районного суда Саратовской области содержат ссылки на ряд недействующих редакций законов. Кроме того, согласно доводам жалобы, в Схеме землеустройства Федоровского района Саратовской области от 10 января 1991 года (утв. Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам) спорные несанкционированные свалки находятся на территории колхозов «Маяк» и «Искра».
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Поверив законность и обоснованность решения судьи, постановления должностного лица в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Статьёй 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области законодательства охраны окружающей среды и природопользования.
Согласно абзацу первому преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее ? Закон № 33-ФЗ) особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона № 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (пункт 3 статья 24 Закона № 33-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Государственный природный заказник Саратовской области «Саратовский» образован на основании приказа Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 16 мая 1983 года № 166 в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06 января 1982 года № 14 на основании решения Саратовского облисполкома от 29 октября 1981 года № 531 с целью сохранения и восстановления ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении видов животных, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, сохранения среды их обитания. Заказник является особо охраняемой природной территорией федерального значения. Заказник образован без ограничения срока действия. Изменение границ, реорганизация и упразднение заказника осуществляется в том же порядке, что и его образование (т. 1 л.д. 150-155).
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2055-р и пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» Государственный природный заказник «Саратовский» (далее ГПЗ «Саратовский») является особо охраняемой природной территорией федерального значения. ГПЗ «Саратовский» образован без изъятия у пользователей, владельцев и собственников их земельных участков (п. 1.6 Положения о ГПЗ «Саратовский»). ГПЗ «Саратовский» являются территорией, имеющие особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов и поддержания экологического баланса (т. 1 л.д.156-161).
В соответствии пунктом 2.7. Положения о ГПЗ «Саратовский» Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах заказника, а также все иные физические и юридические лица, обязаны соблюдать установленные в заказнике режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность. На основании пункта 2.2 Положения о ГПЗ «Саратовский», на территории заказника запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
ГПЗ «Саратовский» находится в границах Федоровского муниципального района, которые установлены постановлением Саратовской областной Думы от 25 февраля 2004 года № 22-882 «Об установлении границ Федоровского района».
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Хвалынский» на основании Устава (утвержденного приказом Минприроды России от 18 июня 2020 года № 365 с изменениями от 31 июля 2020 года) осуществляет управление государственным природным заказником федерального значения «Саратовский», охрану установленного режима, а также мероприятия по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов на территории данного заказника (т. 1 л.д. 106-123).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 05 августа 2021 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской области на основании письма Управления Россельхознадзора по Саратовской и Пензенской областям, письма Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 07 июня 2021 года № 6626 и акта обследования территории от 19 октября 2020 года проведено контрольно-надзорное мероприятие по обследованию территории сёл Семеновка, Николаевка, Калдино Семеновского муниципального образования, села Морцы Морцевского муниципального образования Федоровского муниципального район.
В ходе осмотра на земельных участках, государственная собственность на которых не разграничена, и расположенных в границах территории ГПЗ «Саратовский» (т. 1 л.д. 20-26, 31-48), выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов:
- на территории земельного участка в границах кадастрового квартала 64:36:110118 (GPS координаты 51.194410 с.ш., 47.618974 в.д.), расположенном в 1 км северо-восточнее села Семеновка Семеновского муниципального образования Фёдоровского муниципального района Саратовской области (площадь свалки составляет около 2340 кв.м); на площадке размещены строительные, растительные, твердые коммунальные отходы, навоз, шифер, полиэтиленовый пакет, покрышки шин, пластиковые и стеклянные бутылки, спиленные деревья, бумажная упаковка, металлические банки;
- на территории земельного участка в границах кадастрового квартала 64:36:180301 (GPS координаты 51.185151 с.ш., 47.674607 в.д.), расположенном в 0,4 км Юго-восточнее села Николаевка Семеновского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области (площадь свалки составляет около 640 кв.м); на площадке размещены строительные, растительные, твердые коммунальные отходы, навоз, бутылки пластиковые и стеклянные, полиэтиленовые пакеты;
- на территории земельного участка в границах кадастрового квартала 64:36:180301 (GPS координаты 51.186144 с.ш., 47.685324 в.д.), расположенного в 0,8 км юго-восточнее села Николаевка Семеновского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области (площадь свалки составляет около 3107 кв.м); на площадке размещены строительные, растительные, твердые коммунальные отходы, навоз, бутылки пластиковые и стеклянные, полиэтиленовые пакеты;
-на территории земельного участка в границах кадастрового квартала 64:36:120201 (GPS координаты 52.228889 с.ш., 47.718683 в.д.), расположенном 0,8 км. северо-западнее с. Калдино Семеновского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области (площадь свалки составляет около 12740 кв.м); на площадке размещены строительные, растительные, твердые коммунальные отходы, навоз, стеклянные и пластиковые бутылки, битый шифер, резиновые шины, куски древесины;
- на территории земельного участка в границах кадастрового квартала 64:36:130521 (GPS координаты 51.278390 с.ш., 47.835726 в.д.), расположенном в 0,5 км южнее села Морцы Морцевского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области (площадь свалки составляете около 1749 кв.м); на площадке размещены строительные, растительные, твердые коммунальные отходы, навоз, пластиковые и стеклянные бутылки, картон, бумага, полиэтиленовые пакеты).
По итогам осмотра составлен протокол осмотра № 70 от 05 августа 2021 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 04 октября 2021 года в отношении администрация Фёдоровского муниципального района Саратовской области протокола об административном правонарушении.
Постановлением главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Федерального государственного бюджетного учреждения «Националный парк «Хвалынский» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации ФИО2 от 18 октября 2021 года № 62 администрация Фёдоровского муниципального района Саратовской области привлечена к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что администрация не является субъектом административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ.
С данным доводом следует не согласиться.
Как следует из схемы расположения мест загрязнений, сообщения филиала ГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области № 5104 от 02 августа 2021 года, схемы границ ГПЗ «Саратовский», схемы границ Федоровского муниципального района Саратовской области, кадастровых планов территории, кадастровые кварталы № расположены в границах зон с особыми условиями использования территории. Указанное также следует из карты (плана) земель особо охраняемых природных территорий Федерального значения ГПЗ ФЗ «Саратовский» (т. 1 л.д. 65-70,162-164, 165-169,170-177, 178-184, 185-195,196).
Согласно письму управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям от 12 июля 2021 года № 03-02-2444 земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, не относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (т. 1 л.д. 27-28).
Из указанного следует, и верно установлено судом первой инстанции, что спорные земельные участки, на которых выявлены свалки бытовых отходов, расположены в границах особо охраняемой природной территории федерального значения государственный природный заказник «Саратовский».
Факт совершения административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: актом обследования территории (акватории) земельных участков от 19 октября 2020 года, протоколом осмотра № 70 от 05 августа 2021 года, протоколом об административных правонарушениях № 210006 от 04 октября 2021 года.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Вывод должностного лица и суда первой инстанции о наличии в деянии администрация Фёдоровского муниципального района Саратовской области состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьёй 8.39 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствами.
Таким образом, администрацией Фёдоровского муниципального района Саратовской области совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.39 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что администрацией не приняты все зависящие от неё меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.
Несогласие заявителя с толкованием должностным лицом и судьёй районного суда норм Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Доводы защитника не опровергают нарушение администрацией правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемой территории, а именно наличие несанкционированных свалок отходов на неразграниченных земельных участках Федоровского муниципального района Саратовской области в пределах особо охраняемой природой территории Государственного природного заказника «Саратовский».
При этом, диспозиция статьи 8.39 КоАП РФ распространяется на любые особо охраняемые природные территории и не содержит исключений в зависимости от субъектов, в ведении которых они находятся. При этом указанная норма является бланкетной и предусматривает ответственность за нарушение норм и правил, регулирующих режим использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Сам по себе факт, что обжалуемых постановлении и решении суда первой инстанции были приведены положения статей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 03 июля 2016 года № 334-ФЗ и статьи 72 Земельного Кодекса РФ в неактуальных редакциях, не является безусловным основанием для их отмены и не привели к принятию не правильного решения.
Ссылка автора жалобы на нахождение несанкционированных свалок на территории колхозов «Маяк» и «Искра» подлежит отклонению, поскольку факт нахождения ГПЗ «Саратовский» в границах Федоровского муниципального района установлен постановлением Саратовской областной Думы от 25 февраля 2004 года N 22-882 «Об установлении границ Федоровского района».
Порядок и срок давности привлечения администрации Фёдоровского муниципального района Саратовской области к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено администрации Фёдоровского муниципального района Саратовской области с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 8.39 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Советского районного суда Саратовской области от 22 марта 2022 года и постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Федерального государственного бюджетного учреждения «Националный парк «Хвалынский» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 62 от 18 октября 2021 года о привлечении администрации Федоровского муниципального района Саратовской области к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу администрации Федоровского муниципального района Саратовской области ? без удовлетворения.
Судья Т.В. Чаплыгина