Судья Смородинова Н.С. Дело № 21-257
РЕШЕНИЕ
17 марта 2015 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Макарова Н.А.,
при секретаре Галкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1 на решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 27 января 2015 года,
установил:
постановлением начальника отдела УФМС России по Саратовской области в Кировском районе г. Саратова от 22 ноября 2014 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.15.1 КоАП Российской Федерации, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере ... руб.
Решением судьи Кировского районного суда г. Саратова от 27 января 2015 года указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения судьи Кировского районного суда г. Саратова, полагая его незаконным и необоснованным. Указывает, что выводы суда не основаны на материалах дела, а также судом не учтены смягчающие обстоятельства – нахождение на иждивении ФИО1 двоих несовершеннолетних детей.
ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Выслушав объяснения лица, участвующего в деле, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации, прихожу к следующему.
Постановлением начальника отдела УФМС России по Саратовской области в Кировском районе г. Саратова от 22 ноября 2014 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.15.1 КоАП Российской Федерации. Правонарушение, по мнению должностного лица, выразилось в том, что ФИО1 проживала без регистрации по месту жительства, не зарегистрировалась в установленный законом срок, что является нарушением пункта 16 постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713.
Принимая решение об оставлении без изменения постановления должностного лица по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт совершения ФИО1 указанного правонарушения и её вина подтверждаются материалами дела, в том числе объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что она проживала без регистрации с 01 ноября 2014 года по 22 ноября 2014 года.
Однако с данными выводами согласиться нельзя.
Согласно части 1 статьи 19.15.1 КоАП Российской Федерации проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.
Обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации установлена статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-1).
В соответствии со статьей 6 Закона № 5242-1 гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия.
Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Аналогичные положения содержатся в пункте 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 (далее – Правила регистрации).
Граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания в порядке, установленном Правилами регистрации. Так, граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение) (пункты 9, 24 Правил регистрации).
Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ, образует проживание гражданина Российской Федерации в жилом помещении без регистрации по месту пребывания свыше 90 дней или по месту жительства либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков – 7 дней со дня прибытия гражданина на новое место жительства.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (статья 26.1 КоАП Российской Федерации).
Между тем ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении административного наказания не указано, в чем выразилось нарушение ФИО1 пункта 16 Правил регистрации: не установлена дата её прибытия на новое место жительства, с которой должностным лицом исчислялся срок проживания без регистрации свыше установленного законом, то есть не выяснены обстоятельства, характеризующие объективную сторону вменяемого ФИО1 правонарушения.
Судьей районного суда также оставлены без внимания доводы ФИО1 о временном проживании в жилом помещении в пределах установленного законом 90-дневного срока, не требующего регистрации по месту пребывания, не дана оценка представленным доказательствам регистрации права собственности на жилое помещение и прибытия на новое место жительства, обращения в органы ФМС России с заявлениями о регистрации по месту жительства и по месту пребывания.
При таких обстоятельствах считаю, что наличие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения и вина в нарушении пункта 16 Правил регистрации, а соответственно, и в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ, не доказана, поэтому постановление начальника отдела УФМС России по Саратовской области в Кировском районе г. Саратова от 22 ноября 2014 года и решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 27 января 2015 года, вынесенные в отношении ФИО1, не могут быть признаны законными и обоснованными и в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации подлежат отмене.
Вместе с тем согласно статье 4.5 КоАП Российской Федерации срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.15.1 КоАП Российской Федерации, составляет два месяца.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению в отношении ФИО1 производства по делу об административном правонарушении, имели место 22 ноября 2014 года. Срок давности привлечения её к административной ответственности истек 22 января 2015 года.
С учетом вышеизложенного производство по делу подлежит прекращению.
При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 2009 года № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО2, ФИО3 и ФИО4», в силу презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП Российской Федерации) лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, т.е. государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП Российской Федерации, суд
решил:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 27 января 2015 года и постановление начальника отдела УФМС России по Саратовской области в Кировском районе г. Саратова от 22 ноября 2014 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15.1 КоАП Российской Федерации, отменить, производство по делу прекратить.
Судья Н.А. Макарова