ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-258/2018 от 07.05.2018 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 21-258/2018

Р Е Ш Е Н И Е

«07» мая 2018 года судья Воронежского областного суда Кобзева И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по жалобе и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник им. В.М. Пескова» ФИО1 на решение судьи Новоусманского районного суда Воронежской области от 02 апреля 2018 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении ФИО2,

(судья районного суда Постников А.С.)

у с т а н о в и л:

постановлением и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник им. В.М. Пескова» ФИО1 № 014 «В» от 30 января 2018 года ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей (л.д.17-18).

Решением судьи Новоусманского районного суда Воронежской области от 02 апреля 2018 года постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды от 30 января 2018 отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д.82-84).

В жалобе и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник им. В.М. Пескова» ФИО1 просит об отмене решения судьи от 02 апреля 2018 года и оставлении в силе постановления должностного лица от 30 января 2018 года (л.д.86-91).

В судебном заседании представитель ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник им. В.М. Пескова» по доверенности ФИО3 доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме.

ФИО2 пояснил, что считает решение районного суда законным и обоснованным.

Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, прихожу к следующему.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Из материалов дела усматривается, что 20 января 2018 года в 18 часов 10 минут старшим государственным инспектором ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник им. В.М. Пескова» ФИО4 выявлен и зафиксирован факт незаконного проезда и стоянки вне дорог общего пользования ФИО2 на автомобиле «ВАЗ-21099» серого цвета государственный регистрационный знак <***> на территории квартала № 25 Сомовского участкового лесничества в границах государственного природного заказника федерального значения «Воронежский».

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о том, что в действиях ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, поскольку место, где ФИО2 произвел въезд на территорию заказника, не имеет никаких дорожных знаков, которые запрещали бы данные действия, имело место формальное нарушение закона без какой-либо вины ФИО2 и который был фактически признан виновным в незнании особо охраняемого правового характера той территории, на которой он находился в момент составления протокола об административном правонарушении.

С состоявшимся по делу решением судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

В силу п.п. 16 п. 3.1 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Воронежский», утвержденного приказом Минприроды РФ от 28.05.2009 № 142 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 06.07.2009 № 14208), на территории заказника запрещается проезд и стоянка автомототранспортных средств вне дорог общего пользования (кроме случаев, связанных с проведением мероприятий по выполнению задач, предусмотренных разделом II настоящего Положения, проездом автотранспортных средств землевладельцев, землепользователей и собственников земель к участкам, находящихся в их владении, пользовании или собственности и расположенных в границах заказника, а также с осуществлением производственной деятельности в соответствии с настоящим Положением).

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, в частности: проникновение на территорию заповедника, ведение хозяйственной деятельности в заповедных зонах национальных парков, а также на движение и стоянку механизированных транспортных средств, если только это не связано с функционированием национального парка, и т.д.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с охраной и использованием природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Состав данного правонарушения является формальным и оконченным независимо от наступивших последствий. Таким образом, объективную сторону правонарушения образуют действия или бездействие, выраженные в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении установленных правил. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности.

Суд первой инстанции, в том числе в ходе выездного судебного заседания установил, что ФИО5 двигался на автомобиле и был остановлен на территории природного заказника, при этом в месте его остановки имелся информационный аншлаг, содержащий сведения об особо охраняемой территории, на котором, в том числе указано о запрете проезда и стоянки автотранспорта вне дорог общего пользования (л.д.79,80).

При таких обстоятельствах обжалуемое решение вынесено судьей Новоусманского районного суда Воронежской области без учета вышеуказанных правовых норм, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, что свидетельствует о том, что судом первой инстанции допущены существенные нарушения процессуальных норм и нарушен принцип о полном, всестороннем и объективном рассмотрении дела об административном правонарушении, в связи с чем решение судьи от 02 апреля 2018 года подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

При новом рассмотрении дела судье районного суда следует учесть изложенное выше, в соответствии с действующим законодательством всесторонне, полно и объективно исследовать вопросы о наличии или отсутствии события и состава административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и принять законное и обоснованное решение по делу.

Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л :

решение судьи Новоусманского районного суда Воронежской области от 02 апреля 2018 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же районный суд.

Судья областного суда И.В. Кобзева