дело № 21-258/2022
РЕШЕНИЕ
17 мая 2022 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретарях Лоблевской Н.В. и Толкачевой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя Т.М. на постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области от 10 августа 2021 года и решение судьи Абдулинского районного суда Оренбургской области от 15 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Бенталь»,
установил:
постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области (далее - Управление Россельхознадзора по Оренбургской области) от 10 августа 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Абдулинского районного суда Оренбургской области от 15 февраля 2022 года, общество с ограниченной ответственностью «Бенталь» (далее – ООО «Бенталь», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, законный представитель Т.М. просит об отмене вынесенных актов и прекращении производства по делу.
В отзыве должностное лицо административного органа полагает, что состоявшиеся по делу процессуальные акты являются законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле: ООО «Бенталь», законный представитель Т.М.., директор ООО «***» Д.П.., начальник отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области С.О.. извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и отзыва, заслушав пояснения защитника Матиевой А.Н., поддержавшей доводы жалобы, допросив ведущего специалиста-эксперта отдела финансово-хозяйственного обеспечения, закупок и правовой работы Управления Россельхознадзора по Оренбургской области Д.В.., прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ административным правонарушением является самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (ст. 12 Земельного кодекса РФ).
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ).
В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (п. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
В силу п. 1 ст. 39.37 Земельного кодекса РФ публичный сервитут может устанавливаться в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Из материалов дела следует, что на основании обращения директора ООО «***» по вопросу о нарушении требований земельного законодательства и проведении земельных работ по снятию плодородного слоя почвы с минеральным грунтом гусеничным трактором ООО «Бенталь» 4 июня 2021 года должностным лицом Управления Россельхознадзора по Оренбургской области вынесено определение о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении ООО «Бенталь» и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования был проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в границах МО *** сельсовет Северного района Оренбургской области, где по обращению проводились земельные работы вышеуказанным обществом.
В ходе проведения осмотра земельного участка с кадастровым номером №, разрешенное использование – для сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах МО *** сельсовет Северного района Оренбургской области, должностным лицом административного органа в присутствии представителя ООО «Бенталь» С.А. установлено, что на земельном участке выращивалась многолетняя трава (костер), визуально просматривалось снятие и перемещением плодородного слоя почвы и следы тяжелой техники. Из акта осмотра следует, что обществом проводились ремонтные работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы в отвалы с произрастающей многолетней травой (экспарцета), в результате чего посевы были уничтожены. Площадь нарушенного земельного участка составила 9432 м2. Для определения качества почвы в ходе осмотра места происшествия административного правонарушения был произведен отбор проб снятого слоя почвы на предмет содержания в почве органических веществ, измерения проводились с помощью технических средств.
Согласно акту приема-передачи земельного участка по договору купли-продажи земельного участка от 21 мая 2021 года № 71 ООО «Бенталь» является собственником вышеуказанного земельного участка.
По результатам административного расследования должностным лицом установлено, что у общества отсутствует договор аренды земельного участка, также отсутствует согласие о временном занятии земельного участка и проектная документация по снятию и перемещению плодородного слоя почвы. Представленные обществом групповой рабочий проект на строительство буровых поисково-оценочных скважин Ореховского лицензионного участка, проект восстановления (рекультивации) нарушенных земель, схема производства земляных работ, размещение бурового оборудования на площадке с использованием буровой установки МБУ-125 должностным лицом не приняты во внимание. Должностным лицом указано, что в предоставленном проекте рекультивации от 4 июня 2021 год отсутствует схема/чертеж порядка снятия и перемещения плодородного слоя почвы, следовательно, работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы обществом проведены самостоятельно, в отсутствии разрешительных документов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Бенталь» административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «Бенталь» вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: обращением директора ООО «***»; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протоколом осмотра (территории) земельного участка от 4 июня 2021 года; фототаблицей от 4 июня 2021 года и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах действия ООО «Бенталь» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ.
С выводами должностного лица о том, что у общества отсутствуют договор аренды земельного участка и согласие о временном занятии земельного участка нельзя согласиться, поскольку из материалов дела следует, что общество является собственником вышеуказанного земельного участка (акт приема-передачи земельного участка по договору купли-продажи земельного участка от 21 мая 2021 года № 71). Однако данные выводы не привели к принятию неверного постановления.
Вопреки доводам заявителя и защитника, оснований полагать, что у общества имеются разрешительные документы на проведение работ по снятию и перемещению плодородного слоя почвы, не имеется. При осмотре проверяемого земельного участка установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения выращивалась многолетняя трава (костер), визуально просматриваются снятие и перемещение плодородного слоя почвы, и следы тяжелой техники. Из осмотра места происшествия следует, что ООО «Бенталь» проводились работы по снятию и перемещению верхнего плодородного слоя почвы в отвалы с произрастающей многолетней травой (экспарцета), в результате чего посевы были уничтожены. Площадь нарушенного земельного участка составила 9432 квадратных метров. Отобраны почвенные образцы (пробы) в количестве 4 (четыре) пробы на исследование на предмет содержания в почве органических веществ - гумуса, калия, фосфора и pH почвы. Измерения проводились с помощью технических средств: аппаратура геодезическая спутниковая EFT GH 1 GNSS, регистрационный номер 62978 -15.
Использование данного земельного участка в целях сельскохозяйственного производства требует проведение как технического (восстановление плодородного слоя), так и биологического (внесение повышенных доз органических и фосфорных удобрений) этапов рекультивации. Рекультивации подлежат земли согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее – Постановление Правительства РФ № 800).
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ № 800 проект рекультивации земель, проект консервации земель содержат следующие разделы:
а) раздел "Пояснительная записка", включающий:
описание исходных условий рекультивируемых, консервируемых земель, их площадь, месторасположение, степень и характер деградации земель;
кадастровые номера земельных участков, в отношении которых проводится рекультивация, консервация, сведения о границах земель, подлежащих рекультивации, консервации, в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории или на выписке из Единого государственного реестра недвижимости;
сведения об установленном целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка, подлежащего рекультивации, консервации;
информацию о правообладателях земельных участков;
б) раздел "Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель, консервации земель", включающий:
экологическое и экономическое обоснование планируемых мероприятий и технических решений по рекультивации земель, консервации земель с учетом целевого назначения и разрешенного использования земель после завершения рекультивации, консервации;
описание требований к параметрам и качественным характеристикам работ по рекультивации земель, консервации земель;
обоснование достижения запланированных значений физических, химических и биологических показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации земель (в случае разработки проекта рекультивации земель);
в) раздел "Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель, консервации земель", включающий:
- состав работ по рекультивации земель, консервации земель, определяемый на основе результатов обследования земель, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава работ по рекультивации, консервации земель, включая почвенные и иные полевые обследования, лабораторные исследования, в том числе физические, химические и биологические показатели состояния почв, а также результатов инженерно-геологических изысканий;
описание последовательности и объема проведения работ по рекультивации земель, консервации земель;
- сроки проведения работ по рекультивации земель, консервации земель;
планируемые сроки окончания работ по рекультивации земель, консервации земель;
г) раздел "Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель, консервации земель" содержит локальные и сводные сметные расчеты затрат по видам и составу работ по рекультивации земель, консервации земель. Такой раздел разрабатывается в случае осуществления рекультивации земель, консервации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Однако, представленный ООО «Бенталь» групповой рабочий проект на строительство буровых поисково-оценочных скважин Ореховского лицензионного участка (том 3) от 2016 года вышеназванные сведения не содержит, а потому не является документом подтверждающим обоснованность проведения указанных работ.
Из письма регионального директора ООО «***» следует, что земляные работы по снятию плодородного слоя почвы на 1 июня 2021 уже были проведены, однако проект восстановления (рекультивации) нарушенных земель (земельного участка с кадастровым номером №) от 2021 года был согласован с главой *** сельсовета 1 июня 2021 года, а утвержден директором общества только 4 июня 2021 года, следовательно, на момент проведения работ данный проект отсутствовал.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что работы по снятию и перемещению плодородного слоя были проведены без соответствующих разрешительных документов.
Таким образом, представленные обществом групповой рабочий проект на строительство буровых поисково-оценочных скважин Ореховского лицензионного участка и проект восстановления (рекультивации) нарушенных земель обоснованно не приняты должностным лицом во внимание.
Кроме того, согласно подп. «а» п. 24 Постановления Правительства РФ № 800 уведомление с приложением утвержденного проекта рекультивации земель направляется в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", однако ООО «Бенталь» не направило в Управление Россельхознадзора по Оренбургской области такое уведомление и проект.
Таким образом, доводы жалобы об отсутствии в действиях общества вмененного состава административного правонарушения нельзя признать состоятельными.
Доводы жалобы о наличии процессуальных нарушений при отборе почв, а также о недоказанности вреда, причиненного окружающей среде, не могут повлечь отмену состоявшихся по делу процессуальных актов.
Как следует из материалов дела, осмотр земельного участка от 4 июня 2021 года производился должностным лицом с участием представителя общества С.А. (т. 1 л.д. 85-87). С протоколом осмотра С.А. была ознакомлена, однако от подписи отказалась, замечания по поводу правильности отбора проб не вносила. При этом возможность изложить в соответствующем документе свои замечания и возражения относительно недостоверности изложенных в них сведений в случае наличия таковых у данного лица имелась, однако, данным правом представитель общества не воспользовался. Отказавшись от его подписания, представитель общества реализовал тем самым свои процессуальные права, а потому приведенные автором жалобы доводы не ставят под сомнение законность протокола осмотра земельного участка и отбора проб. Кроме того, наличие вреда, причиненного окружающей среде не входит в объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, то есть в предмет доказывания по настоящему делу.
Из материалов дела следует, что к выводу о наличии в действиях общества инкриминируемого состава административного правонарушения, должностное лицо и судья районного суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, которые приведены выше, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, мотивировав свои выводы и дав совокупности собранных по делу доказательств надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ с учетом требований ч. ч. 2 и 3 ст. 26.2 КоАП РФ. Достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм КоАП РФ и законодательства, подлежащего применению по делу, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей районного суда допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности постановления должностного лица административного органа, а также судебного решения, жалоба защитника не содержит.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено. Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области от 10 августа 2021 года и решение судьи Абдулинского районного суда Оренбургской области от 15 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Бенталь» оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Т.И. Пересыпкина