ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-259/2022 от 26.04.2022 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

дело 21-259/2022

(12-226/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

«26» апреля 2022 года судья Воронежского областного суда Меремьянин Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Россошанские Коммунальные Системы» ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда города Воронежа от 18 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении ООО «Россошанские Коммунальные Системы»,

(судья районного суда Михина Н.А.)

у с т а н о в и л:

постановлением начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области-старшего государственного инспектора РФ по Воронежской области ФИО2 № 392/ДЕ/2021 от 08.11.2021 года ООО «Россошанские Коммунальные Системы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Решением заместителя руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО3 № 21/03-КВ/21880 от 24.12.2021 года, жалоба ООО «Россошанские Коммунальные Системы» оставлена без удовлетворения, а постановление без изменения.

Решением судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 18.03.2022 года постановление и решение должностных лиц оставлены без изменения, жалоба ООО «Россошанские Коммунальные Системы» - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Воронежский областной суд генеральный директор ООО «Россошанские Коммунальные Системы» ФИО1 ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда от 18.03.2022 года и постановления должностного лица от 08.11.2021 года.

В судебное заседание явился защитник ООО «Россошанские Коммунальные Системы» ФИО4 поддержавший доводы жалобы, представил дополнения к ней.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. Считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив в полном объеме материалы дела, доводы жалобы и представленные к ней дополнения, заслушав защитника ООО «Россошанские Коммунальные Системы» ФИО4, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На основании ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об охране окружающей среды" (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

На основании ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим кодексом, федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 31.08.2021 по 23.09.2021 в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду - объект по сбору и очистке сточных вод II категории, категория риска – средняя, эксплуатируемого ООО «Россошанские Коммунальные Системы», расположенными по адресу: <...>, на основании решения № 839/в/В от 26.08.2021 проведена внеплановая выездная проверка.

По результатам проведенной проверки установлено, что 22.08.2022 в г. Россошь на ул. Максима Горького, в районе расположения домовладения № 128 произошла авария.

Актом осмотра № 78, составленным в ходе проведения осмотра места прорыва канализации по ул. Максима Горького г. Россошь было установлено: на ул. Максима Горького г. Россоши были определены точки географических координат, характеризующие места аварий в канализационной сети (50.172139° с.ш. 39.598444° в.д.) и (50.172194° с.ш. 39.599806° в.д.). На поверхности места аварии были выражены обрушением грунта. На территории КНС «Главная» установлено наличие сливного колодца.

С КНС «Главная» стоки поступают на станцию биологической очистки, отмеченной точкой географических координат 50.139083° с.ш. и 39.677294° в.д., характеризует место расположения второго сливного колодца, расположенного у недействующего поста ДПС.

Также установлено наличие двух ливневых коллекторов. Более старый ливневой коллектор отмечен точкой географических координат 50.186889° с.ш. 39.554944° в.д. Проходящий параллельно новый бетонный ливневый коллектор частично расположен в точке географических координат 50.186806° с.ш. 39.560556°в.д.

Далее в ходе осмотра маршрут пролегал в сторону КГС «Малиновская», и в точке географических координат 50.187583° с.ш. 39.563944° в.д. Управлением установлен выход ливневых стоков на дневную поверхность. При этом, рядом с указанными местом выхода ливневого коллектора установлено наличие обломка из бетона размером 2м*0,3м. Далее в точке географических координат 50.187528° с.ш. 39.563528° в.д., расположенной в 5-7 метрах от предыдущей точки наблюдения установлено место продолжения бетонного ливневого коллектора, идущего в сторону реки Сухая Россошь. Далее в точке географических координат 50.187528° с.ш. 39.563444° в.д., напротив точки, характеризующей продолжение бетонного коллектора (50.187528°с.ш. 39.563528° в.д.) установлено наличие искусственно вырытого канала, направленного в сторону старого ливневого коллектора, и по которому 24.08.2021 осуществлялся сброс сточных вод на рельеф местности, далее в реку Сухая Россошь.

В ходе обследования установлен факт сброса на рельеф местности стоков с характерными цветовыми характеристиками и специфическим запахом канализационных стоков. Далее стоки воды из системы ливневой канализации проходят через перепускной поддорожный пенал, сбрасывались на рельеф местности в границах водоохранной зоны и попадали в реки Сухая Россошь и Черная Калитва.

В устьевой части реки Сухая Россошь, перед впадением в реку Черная Калитва, сотрудниками филиала «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» отобраны пробы природных сточных вод с целью определения химического состава.

Согласно критериям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 № 15212 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов», река Черная Калитва относится к объектам федерального уровня государственного экологического надзора.

Согласно протоколам и экспертного заключения «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО»:

- в сточной воде в точке сброса (выход из трубы сточных вод) установлены превышения содержания загрязняющих веществ в воде в сравнении с нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения (приказ № 552 Минсельхоза РФ от 13.12.2016) по сухому остатку в 1,7 раза, сульфат-иону в 3,4 раза, БПК5 в 226 раз, аммоний-иону в 30 раз, фосфору фосфатов в 3,7 раза, железу общему в 3,4 раза, нефтепродуктам в 7,2 раза, АПАВ в 7,2 раза, меди в 15 раз, цинку в 2,4 раза, марганцу в 14 раз;

- в сточной воде в месте впадения сточной воды в р. Сухая Россошь установлены превышения нормативов качества воды по сухому остатку в 1,8 раза, сульфат-иону в 2,6 раза, БПК5 в 230 раз, аммоний-иону в 42,4 раза, фосфору фосфатов в 7,8 раза, нефтепродуктам в 6 раз, АПАВ в 9,9 раза, меди в 8 раз, цинку в 2,1 раза, марганцу в 9,8 раз;

- в природной воде в месте впадения р. Сухая Россошь в р. Черная Калитва превышение нормативов качества воды по сульфату-иону в 1,4 раза, БПК5ь в 1,3 раза, нитрит-иону в 1,8 раза, меди в 4,8 раза.

Данные высокие показатели концентраций загрязняющих веществ по аммоний-иону и фосфору фосфатов присущи для канализационных стоков.

По полученной от администрации городского поселения г. Россошь информации, сети водоотведения и ливневые канализации, расположенные на территории г. Россошь находятся в собственности муниципального образования – городское поселение г. Россошь.

Концессионным соглашением № 1 в отношении объектов водоснабжения и водоотведения от 29.12.2016 сети водоотведения переданы в ООО «Россошанские Коммунальные Системы»; срок данного соглашения до 31.12.2046.

В соответствии с распоряжением администрации городского поселения г. Россошь № 04-р от 11.01.2019 «О порядке формирования муниципального задания и финансового обеспечения выполнения муниципального задания в отношении муниципальных бюджетных учреждений городского поселения город Россошь» содержанием объектов ливневой канализации, расположенных на территории г.Россошь, во исполнение муниципального задания на 2021 и на плановый период 2022, 2023 годов занимается МБУ городского поселения город Россошь «Городское благоустройство».

В ходе проверки установлен факт поступления сточных вод на почву в результате выхода из строя канализационной линии, эксплуатируемой ООО «Россошанские Коммунальные Системы» в обход централизованной системы водоотведения, вследствие чего происходило накопление сточных вод на почве.

В ходе выезда 10.09.2021 на место, где 24.08.2021 был прорыв в системе канализационного водоотведения на ул. Максима Горького г. Россоши и сточная вода стекала по рельефу местности, был осуществлен отбор проб почв с целью установления её загрязнения химическими веществами.

Согласно экспертному заключению по результатам проведения отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний от 20.09.2021 № 45/1 (от 21.09.2021 вх. № 06-В/17210), установлено наличие превышения полученных концентраций загрязняющих веществ по сравнению с предельно допустимыми и ориентировочно допустимыми концентрациями (СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»), а также фоновых значений (проба № 932) - объединенная проба из 5 точечных проб с территории идентичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия с координатами из точек № 50°11"12.8""; Е039°33"29.5"" глубина 0-20см.

В объединенной пробе из 10 точечных проб, отобранной по линейной сетке вдоль канавы справа по кромке воды из трубы до вреза воды в реку Сухая Россошь с глубины 0-20см (проба №933) установлены превышения предельно-допустимых концентраций: по сере в 5,6раза; по марганцу в 3,3 раза, по меди в 1,35 раза; по никелю в 2,6раза, по свинцу в 1,46 раза; по цинку в 4,3 раза; а также установлено превышение фоновых значений: по нефтепродуктам в 55,3 раза; по азоту аммонийному в 10,2 раза, по азоту нитратов в 4,2 раза, по азоту нитритному в 7 раз, по анионным поверхностно-активным веществам в 42 раза, по фосфору подвижному в 3,1 раза, по нитритам в 4,2 раза, по хлорид-иону в 8,3 раза.

В объединенной пробе из 10 точечных проб, обобранной по линейной сетке вдоль канавы слева по кромке воды из трубы до вреза воды в реку Сухая Россошь с глубины 0-20см (проба №934) установлены превышения предельно-допустимых концентраций: по сере в 7,6 раза, по марганцу в 2,9 раза, по меди в 1,44 раза, по никелю в 2,7 раза, по свинцу в 1,51 раза, по цинку в 4,8 раза; а также установлено превышение фоновых значение: по нефтепродуктам в 36 раз, по азоту аммонийному в 10,6 раз, по азоту нитратов в 1,4 раза, по азоту нитритному в 4,1 раза, по анионным поверхностно-активным веществам в 39,5 раза, по фосфору подвижному в 1,1 раза, по нитритам в 1,4 раза, по хлорид-иону в 6,8 раз.

Общая площадь загрязнения составила согласно замерам 150*30 м.кв.

Таким образом, установлено, что ООО «Россошанские Коммунальные Системы» допущены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.

Вина ООО «Россошанские Коммунальные Системы» в совершении правонарушения по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ подтверждается протоколом об административном правонарушении № 347 от 04.10.2021, актом проверки № 78 от 23.09.2021, протоколом анализа проб сточной воды № 2/1094 от 16.09.2021, актом отбора проб природной и сточной воды № 2/1094 от 10.09.2021, экспертным заключением по результатам проведения отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний № 45 от 16.09.2021, экспертным заключением по результатам проведения отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний № 45/1 от 20.09.2021, протоколом № 6/522 результатов анализа проб, грунтов, донных отложений, илов от 20.09.2021 от 20.09.2021, актом № 6/522 от 10.09.2021 отбора проб почв, грунтов, донных отложений, илов, схемой отбора проб, заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений, испытаний № 41 от 09.09.2021, протоколом № 2/994 результатов анализа проб сточной воды от 09.09.2021, протоколом № 1/995 результата анализа проб природной воды от 09.09.2021, актом № 2/994 от 24.08.2021 отбора проб природной и сточной воды, актом № 1/995 от 24.08.2021 отбора проб природной и сточной воды, протоколом № 2 отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 10.09.2021, протоколом № 1 отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды и иными документами, представленными в подлинник дела об административном правонарушении.

Все собранные по делу доказательства были судьей районного суда всесторонне и полно проверены и оценены в их совокупности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ. На основании собранных доказательств установлено наличие события правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, и его виновность.

Совокупность собранных доказательств нахожу достаточной для установления вины ООО «Россошанские Коммунальные Системы» в совершении вменяемого административного правонарушения.

Действия привлекаемого лица квалифицированы судьей районного суда в соответствии с ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ правильно.

Оснований не согласиться с установленными по делу фактическими обстоятельствами и проведенной судьей оценкой представленных в дело доказательств не имеется.

Наказание за совершенное правонарушение назначено в соответствии с требованиями ст.3.1 и ст.4.1 КоАП РФ, в минимальном размере санкции ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, посягающего на отношения по охране окружающей среды и природопользования и имеющего высокую степень общественной опасности. При этом учтено то обстоятельство, что ООО «Россошанские Коммунальные Системы» ранее к административной ответственности не привлекалось.

Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год и в отношении ООО «Россошанские Коммунальные Системы» соблюден.

Нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности не допущено. Вопреки доводам жалобы оснований для признания недопустимыми доказательствами – протокола № 1 отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 10.09.2021 года, протокола № 2 отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 10.09.2021 года по делу не имеется.

Отбор проб произведен с участием специалистов филиала «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» в установленном законом порядке, замечаний при отборе проб от представителя ООО «Россошанские Коммунальные Системы» не поступило.

Доводы жалобы о том, что осуществление вывоза сточных вод с КНС «Малиновского» действительно осуществлялся с использованием лиц, имеющих в распоряжении ассенизаторские машины, однако ООО «Россошанские Коммунальные Системы» осуществляло контроль за вывозом сточных вод именно на КНС «Главная» были исследованы судьей районного суда и обоснованно отклонены, оснований не согласиться с выводами, приведенными в решении не имеется.

Доводы жалобы о том, что в ходе проведенной проверки не было установлено место сброса, не указан вид почвенного покрова, кадастровый номер, площадь земельного участка подвергнутого негативному воздействию, являются необоснованными и опровергаются материалами дела об административном правонарушении, согласно которым, в ходе проверки установлено все обстоятельства, касающиеся места совершения административного правонарушения, в том числе с указанием его координат.

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену принятых постановления и решения, при производстве по делу не допущено.

Доводы жалобы, поданной в областной суд, по существу, аналогичны доводам, которые являлись предметом проверки судьи районного суда и были отклонены по мотивам, приведенным в решении районного суда, оснований не согласиться с которыми не усматриваю.

С учетом изложенного, оснований для отмены принятого судом решения и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

решение Центрального районного суда города Воронежа от 18 марта 2022 года оставить без изменения, жалобу ООО «Россошанские Коммунальные Системы» – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья областного суда Р.В. Меремьянин