Дело №21-25/2018 судья Беляева С.В.
РЕШЕНИЕ
07 февраля 2018 г. г. Тверь
Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области от 14 сентября 2017 г. № 11-12/9, решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 20 декабря 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.3 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2 ФИО7,
установил:
постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области ФИО3 от 14 сентября 2017 г. № 11-12/9, ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей (л.д. 38-42).
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, ФИО1 подала жалобу в Московский районный суд г. Твери.
Определением судьи Московского районного суда г. Твери от 09 ноября 2017 г. жалоба ФИО1 на постановление должностного суда передана в Пролетарский районный суд г. Твери для рассмотрения по подведомственности (л.д. 69-71).
Решением судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 20 декабря 2017 г. вышеуказанное постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области ФИО3 от 14 сентября 2017 г. № 11-12/9 оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения (л.д. 101-105).
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, ФИО1 выражает несогласие с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, просит состоявшиеся по делу решения отменить с прекращением производства по делу. В обоснование доводов указывает, что не является резидентом Российской Федерации, в связи с чем требования ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» на нее не распространяются, поскольку она временно проживает в Канаде по учебной визе более 1 года. Кроме того, в ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» внесены изменения, исключающие административную ответственность заявителя (л.д. 109-115).
В судебное заседание ФИО1, при надлежащем извещении, не явилась. Руководствуясь ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося лица.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, обоснованность доводов жалобы, выслушав представителя Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области ФИО4, критиковавшего доводы жалобы и считавшего оспариваемые заявителем решения законными и обоснованными, прихожу к следующим выводам.
Согласно подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 406-ФЗ, действующего на 02 июня 2017 г. – далее Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Физические лица - резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации представляются физическими лицами - резидентами налоговым органам в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1365 «О порядке предоставления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (далее - Правила).
В соответствии с п. 9 Правил отчет представляется за период с 1 января по 31 декабря отчетного года включительно, в срок до 01 июня года следующего за отчетным (п. 2 Правил).
Из п. 10 Правил следует, что обязанность физического лица - резидента представить налоговому органу отчет считается исполненной, если физическим лицом - резидентом представлен отчет в полном объеме и в установленный срок.
Усмотрев в деянии ФИО1 наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, 30 августа 2017 г. уполномоченным должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении № 695220170830002601, которым вменено, что ФИО1, гражданка Российской Федерации, имеет за пределами территории Российской Федерации в банке «TD CANADA TRUST» счета № 6041721 и № 6989938, открытые 24 июля 2015 г., в нарушение положений ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Правил представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1365, не представила в налоговый орган в срок до 01 июня 2017 г. отчет о движении денежных средств физического лица – резидента по счету (вкладу) в банке за пределами Российской Федерации (л.д. 33-35).
Постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области от 14 сентября 2017 г. № 11-12/9, ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ и назначено административное наказание.
Оценив доказательства по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о законности и обоснованности постановления заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области от 14 сентября 2017 г.
Вместе с тем с вышеизложенными выводами судьи о законности постановления должностного лица административного органа нельзя согласиться.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ обязанность представления доказательств того, что в действиях физического, должностного или юридического лица имеются нарушения определенных норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения, возложена законом на орган или должностное лицо, которые приняли решение о привлечении к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что административный орган, привлекая ФИО1 к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ указал, то она, являясь физическим лицом, в соответствии подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ является резидентом, на которого в силу ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ возложена обязанность по предоставлению в налоговый орган по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
Следует отметить, что в постановлении назначении административного наказания редакция подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (в ред. закона, действовавшего на 02 июня 2017 г.), приведена не в полностью, при том, что далее в указанной норме излагаются условия, при которых физическое лицо не является резидентом для целей валютного законодательства Российской Федерации.
При этом обстоятельства, на которые последовательно ссылается ФИО1 о том, что она, по учебной визе № ВВ188674146, со сроком действия с 13 июля 2015 г. по 31 августа 2019 г., проходит обучение на территории Канады в McGill University, а также пребывание заявителя в иностранном государстве не менее года на основании учебной визы в должностным лицом надлежащим образом не проверены и им правовой оценки в постановлении о назначении административного наказания не дано, и потому требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела не соблюдены.
Действующие нормы КоАП РФ предписывают административному органу четко оформлять процессуальные документы, которые являются основными доказательствами при привлечении лиц к административной ответственности (ст.ст. 26.2, 28.1, 28.2 КоАП РФ). При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о доказанности наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежат установлению административным органом при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.
С учетом вышеизложенного, полагаю, должностным лицом административного органа, в нарушение требований ст. 24.1 КоАП РФ, фактические обстоятельства, имеющие значение для данного дела, в полном объеме не установлены, в связи с чем, вывод о доказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, является преждевременным.
При новом рассмотрении дела по жалобе ФИО5 должностному лицу следует учесть вышеизложенное, а также обсудить правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 14 июля 2015 г. № 20-П, согласно которой изменения закона, которые - в контексте общеправового регулирования и с учетом всех правовых последствий нововведений в сложившейся структуре права - могут расцениваться как улучшающие правовое положение лица, совершившего противоправное деяние, и принять обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
В связи с отменой постановления должностного лица и решения судьи по указанным основаниям, не вхожу в обсуждение доводов поданной жалобы, в связи с тем, что они подлежат рассмотрению должностным лицом при новом рассмотрении дела.
При изложенных обстоятельствах, постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области от 14 сентября 2017 г. № 11-12/9, решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 20 декабря 2017 г. подлежат отмене в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, а дело – возвращению на новое рассмотрение должностному лицу административного органа, поскольку годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, на момент рассмотрения настоящей жалобы не истек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу ФИО1 удовлетворить частично.
Постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области от 14 сентября 2017 г. № 11-12/9, решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 20 декабря 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении ФИО2 ФИО8 отменить.
Направить дело в Межрайонную ИФНС России № 12 по Тверской области на новое рассмотрение
Судья И.В. Яшина