ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-25/2024 от 06.02.2024 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Кошелев А.А. Дело № 21-25/2024

УИД 37RS0010-01-2023-003429-12

Р Е Ш Е Н И Е

город Иваново 06 февраля 2024 года

Судья Ивановского областного суда Матвеев Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 26 декабря 2023 года,

УСТАНОВИЛ:

Определением ведущего специалиста – эксперта Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области (далее Управление Роскомнадзора) ФИО9 от 16 октября 2023 года №ОО-37/0/122 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении директора ООО «Бизнес сервис» ФИО4 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 26 декабря 2023 года вышеуказанное определение оставлено без изменения, жалоба ФИО1, - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Ивановский областной суд, ФИО1 просит указанные определение должностного лица от 16 октября 2023 года и судебное решение от 26 декабря 2023 года отменить.

В обоснование жалобы отмечает, что оспариваемое определение не соответствует задачам, предусмотренным ст.ст. 1.2, 24.1 КоАП РФ, и не отвечает требованиям ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ.

Указывает, что обработка его персональных данных не поручалась ООО «Бизнес сервис», поручение на обработку персональных данных не оформлялось. Отмечает, что не является выгодоприобретателем по контрактам и договорам, на которые ссылается суд, договора и контракты затрагивают неопределенный круг лиц.

Заявитель жалобы ФИО1, директор ООО «Бизнес сервис» ФИО4 о дате, времени, месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявили. При таких обстоятельствах жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.

Изучив доводы жалобы и проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч.ч. 1 и 1.1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, КоАП РФ предусмотрена обязанность должностного лица проверить поступившие материалы на предмет наличия либо отсутствия события административного правонарушения и принять по результатам проверки мотивированное решение.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ).

В силу ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении.

Частью 1 ст.13.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи и ст. 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Как следует из материалов дела, 18 августа 2023 года в Управление Роскомнадзора поступило обращение ФИО1, в котором заявитель указал, что почтовое отправление (80100586204963) было доставлено в его адрес в том числе посредством услуг ООО «Бизнес сервис», которое получило доступ к его персональным данным без наличия к тому законных оснований, в связи с чем заявитель просил возбудить в том числе в отношении директора ФИО4 дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1ст.13.11 КоАП РФ.

Отказывая в отношении ФИО4 в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.11 КоАП РФ, ведущим специалистом – экспертом Управления Роскомнадзора ФИО10 сделан вывод об отсутствии фактов обработки персональных данных ФИО1 с нарушением требований законодательства.

При этом было указано, что поскольку корреспонденция, адресованная ФИО1, получена ООО «Бизнес сервис» и передана АО « Почта России» на основании заключенных в соответствии с положениями Федерального закона от 17 июля 1999 г. №176ФЗ«Опочтовой связи», приказа Минцифры России от 17 апреля 2023 г. № 382 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» договоровдоводы заявителя о незаконной обработке директором ООО «Бизнес сервис» ФИО4 персональных данных ФИО1 являются необоснованными.

Соглашаясь с выводами должностного лица, судья районного суда дополнительно отметил, что ООО «Бизнес сервис» осуществляло предпочтовую обработку на основании заключенного с ООО «ГКС» договора с об организации сдачи почтовых отправлений для пересылки от 10 марта 2022 № 4.В свою очередь, ООО «ГКС» со СУ СК РФ по Ивановской области заключен государственный контракт от 10 марта 2023 г. № 0133100011823000003 об оказании услуг по пересылке почтовой корреспонденции в запечатанном конверте, не позволяющем прочесть внутреннее вложение, который предоставляет право ООО «ГКС» привлекать для этих целей третьих лиц.

Однако с выводами должностного лица Управления Роскомнадзора и судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.3 Федерального закона N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

В соответствии с п.3 ст. 3 Федерального закона N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Как следует из ответа ООО «Городская курьерская служба» в адрес и.о. заместителя руководителя Управления Роскомнадзора ФИО6 от 20.09.2023, письмо СУ СК России по Ивановской области, адресованное ФИО1, после поступления в ООО «Городская курьерская служба» 20.07.2023 было передано ООО «Бизнес сервис» для предпочтовой обработки и сдачи почтового отправления для пересылки.

Автор жалобы указывает, что почтовое отправление из Следственного управления Следственного комитета по Ивановской области поступило ему в конверте, отправителем на котором указано ООО «Бизнес сервис». В конверте находился другой конверт, отправителем которого являлось СУ СК РФ по Ивановской области.

Из ответа ООО «Бизнес сервис» от 23.01.2024 года №3 на запрос суда следует, что ООО «Бизнес сервис» в рамках Технического задания к договору №4 от 10.03.2022 года, заключенного с ООО «Городская курьерская служба», осуществляет подготовку почтовых отправлений, заполнение уведомления о вручении почтового отправления, сдачу почтовых отправлений для пересылки оператору связи или возврат заказчику для пересылки своими силами. Услуги оказываются силами, средствами и с использованием оборудования ООО «Бизнес сервис», в том числе бумаги и расходных материалов.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Бизнес сервис», участвуя в оказании услуг почтовой связи, обладало персональными данными ФИО1(фамилия, имя, отчество, адрес места жительства) и производило их обработку.

В ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее по тексту Федеральный закон « О почтовой связи») даны основные понятия:

- почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств;

-услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств;

-операторы почтовой связи - организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи;

-организации почтовой связи - юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности.

Согласно ст.16 Федерального закона « О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе.

В соответствии со ст.17 Федерального закона « О почтовой связи» операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления. Дополнительное лицензирование операций, составляющих единый производственно - технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в качестве самостоятельных видов деятельности не допускается.

Согласно п.13 Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (ред. от 19.11.2020) "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи"(действующего на момент возникновения правоотношений по настоящему делу) операторы почтовой связи оказывают услуги почтовой связи только при наличии у них соответствующей лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Анализ вышеуказанных правовых норм позволяет сделать вывод, что услуги почтовой связи могут оказывать операторы почтовой связи, имеющие лицензию на этот вид деятельности, либо организации почтовой связи, для которых этот вид деятельности является основным.

Как следует из ответа ООО «Бизнес сервис» от 23.01.2024 года №3 на запрос суда, ООО «Бизнес сервис» не осуществляет лицензируемые виды деятельности. В ответе имеется ссылка на письмо ФСТЭК России от 06.06.2018 №240/13/2549.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности данной организации является консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (код.70.22).

В соответствии с ч.1 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Что касается письма начальника 1 управления ФСТЭК России от 06.06.2018 №240/13/2549, то в нем указано о том, что в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011г. №99-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ « О персональных данных» обработка персональных данных не является лицензируемым видом деятельности.

Вместе с тем ООО «Бизнес сервис» осуществлялась не только обработка персональных данных ФИО1, но и оказывались почтовые услуги.

Вышеуказанным обстоятельствам должностным лицом Роскомнадзора при проведении проверки по заявлению ФИО1 и судьей районного суда при рассмотрении его жалобы оценки не дано.

Ссылки должностного лица и судьи на то, что ООО «Бизнес сервис» осуществляло пересылку почтового отправления ФИО1 в соответствии с заключенным договором недостаточны для вывода об отсутствии в действиях ФИО4 состава административного правонарушения.

Таким образом, требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, разрешении его в соответствии с законом, не были соблюдены.

Как видно из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80100586204963 ООО «Бизнес сервис» передало почтовое оправление, адресованное ФИО1, в АО « Почта России» 25 июля 2023 года.

Срок давности привлечения к административной ответственности (1 год) за административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.13.11 КоАП РФ, в настоящее время не истек.

При таких обстоятельствах определение ведущего специалиста – эксперта Управления Ростехнадзора ФИО7 от 16 октября 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 26 декабря 2023 года подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Управление Роскомнадзора.

На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Определение ведущего специалиста – эксперта Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области ФИО7 от 16 октября 2023 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.11 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Бизнес сервис» ФИО4 и решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 26 декабря 2023 года об оставлении этого определения без изменения отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области.

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Матвеев Н.А.