ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-261/2017 от 12.05.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 21-261-2017

РЕШЕНИЕ

12 мая 2017 года г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Рассейно Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области от 07 декабря 2016 года и решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 14 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении ФИО1,

установил:

как следует из протокола об административном правонарушении от 28 ноября 2016 года, в период проведения выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности в Федеральном казенном учреждении *** (местонахождение и юридический адрес: (адрес) за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2015 года, должностным лицом Управления Федерального казначейства по Оренбургской области установлено нарушение порядка принятия бюджетных обязательств.

В ходе проверки установлено, что между Федеральным казенным учреждением *** (далее ФИО2, Учреждение), в лице ее *** ФИО1, и ООО «***, заключен договор аренды нежилого помещения от 03 ноября 2015 года без номера на срок с 01 октября 2015 года по 31 декабря 2015 года. Общая сумма арендной платы за период действия договора составила *** рублей. Согласно отчету о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств на 01 ноября 2015 года Учреждением доведены лимиты бюджетных средств по кодам бюджетной классификации *** в сумме *** рублей, неиспользованные доведенные бюджетные данные составили *** рублей. В течение ноября 2015 года дополнительные лимиты бюджетных обязательств Учреждению не доводились, что подтверждается отчетом о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств на 03 ноября 2015 года и на 01 декабря 2015 года. Таким образом, при наличии остатка неиспользованных лимитов в сумме *** рублей Учреждением заключен договор аренды нежилого помещения от 03 ноября 2015 года без номера, превышающий доведенные лимиты бюджетных обязательств на *** рубля (***).

Между тем, располагая данными о наличии остатка неиспользованных лимитов бюджетных средств в сумме *** рублей, в нарушение п. 3 ст.219, п. п. 2, 5 ст. 161, ст. 162 Бюджетного кодекса РФ, Учреждением, в лице ФИО1, приняты в ноябре 2015 года бюджетные обязательства в сумме *** рубля, сверх доведенных до него лимитов бюджетных обязательств по кодам бюджетной классификации ***.

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области от 07 декабря 2016 года руководитель ФИО2 ФИО1 признана виновной в совершении административно правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 14 марта 2017 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области от 07 декабря 2016 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица, решения судьи районного суда и прекращении производства по делу.

В отзыве на жалобу представитель Управления Федерального казначейства по Оренбургской области по доверенности ФИО3 просит в удовлетворении жалобы ФИО1 отказать.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав защитника ФИО1 по доверенности ФИО4, поддержавшую доводы жалобы, мнение представителя должностного лица, вынесшего постановление по делу, ФИО5, возражающей против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 15.15.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

ФИО1 в обоснование незаконности привлечения к административной ответственности указывает на нарушение должностным лицом права на защиту, поскольку о времени и месте составления протокола об административном правонарушении она не была извещена надлежащим образом.

Однако доводы жалобы ФИО1 о том, что она не была надлежащим образом извещена на составление протокола об административном правонарушении по настоящему делу, не заслуживают внимания.

Как установлено ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.

Исходя из положений данной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Согласно ч. 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Из материалов дела усматривается, что 28 ноября 2016 года в отношении ФИО1 было составлено множество протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.10 КоАП РФ, в том числе протокол за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств в связи с заключением договора аренды нежилого помещения от 03 ноября 2015 года.

Уведомлением от 25 ноября 2016 года ФИО1 приглашалась в Управление Федерального казначейства по Оренбургской области 28 ноября 2016 года к 11 часам 00 минутам для составления в отношении нее протоколов по ст. 15.15.10 КоАП РФ. Данное извещение было получено ФИО1 лично 25 ноября 2016 года.

Из буквального прочтения содержания извещения (л.д.***) следует, что ФИО1 приглашается 28 ноября 2016 года к 11 часам 00 минутам на составление протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Таким образом, в материалах дела содержатся сведения о том, что по настоящему делу ФИО1 надлежащим образом была уведомлена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, составление начальником контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Оренбургской области 28 ноября 2016 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ в отсутствие ФИО1 не является нарушением ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку она была надлежащим образом уведомлена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Между тем имеются основания для отмены состоявшихся по делу решений.

Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены без нарушения закона.

Как указано в п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В примечании к данной статье указано, что при наличии предусмотренного п. 1 ч. 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки. Дело об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, может быть возбуждено до оформления акта о проведении указанной проверки в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности.

Таким образом, при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт о проведении проверки является необходимым условием для возбуждения дела об административном правонарушении, за исключением случаев применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности.

Согласно ст. 267.1 Бюджетного кодекса РФ методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

Под проверкой в целях настоящего Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

Результаты проверки, ревизии оформляются актом (ч. 2 ст. 267.1 Бюджетного кодекса РФ).

При рассмотрении настоящей жалобы были представлены на обозрение в том числе акт проверки Управления Федерального казначейства по Оренбургской области от 02 декабря 2016 года, проведенной в отношении ФИО2, согласно которому в ходе проверки выявлено нарушение п. 3 ст. 219, п. п. 2, 5 ст. 161, ст. 162 Бюджетного кодекса РФ, протокол об административном правонарушении от 28 ноября 2016 года в отношении ФИО1

Следовательно, в рассматриваемом случае дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, возбуждено до оформления акта о проведении проверки, содержащего достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Поскольку по данному делу протокол об административном правонарушении был составлен до акта проверки, в соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ он является недопустимым доказательством.

Доводы представителя должностного лица, вынесшего постановление по делу, о том, что примечание к ст. 28.1 КоАП РФ не запрещает составление протокола об административном правонарушении до составления акта проверки, основаны на неверном понимании закона.

При изложенных обстоятельствах состоявшиеся по делу постановление и судебное решение нельзя признать законными.

Судья районного суда, рассматривая жалобу ФИО1 на постановление должностного лица, оставил допущенные нарушения требований КоАП РФ без должной оценки, вследствие чего пришел к неправильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.

С учетом изложенного, постановление должностного лица и решение судьи районного суда, вынесенные в отношении ФИО1, подлежат отмене.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области от 07 декабря 2016 года и решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 14 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении ФИО1, подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу постановление и решение.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области от 07 декабря 2016 года № 58/25 и решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 14 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в порядке, установленном ст. 30.12 – ст. 30.19 КоАП РФ.

Судья Оренбургского

областного суда О.Р. Новоженина