дело № 21-261-2017
РЕШЕНИЕ
12 мая 2017 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Рассейно Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области от 07 декабря 2016 года № и решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 14 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
установил:
как следует из протокола об административном правонарушении от 28 ноября 2016 года, в период проведения выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности в Федеральном казенном учреждении *** (местонахождение и юридический адрес: (адрес) за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2015 года, должностным лицом Управления Федерального казначейства по Оренбургской области установлено нарушение порядка принятия бюджетных обязательств.
В ходе проверки установлено, что между Федеральным казенным учреждением *** (далее ФИО2, Учреждение), в лице ее *** ФИО1, и ООО «***, заключен договор аренды нежилого помещения от 03 ноября 2015 года без номера на срок с 01 октября 2015 года по 31 декабря 2015 года. Общая сумма арендной платы за период действия договора составила *** рублей. Согласно отчету о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств на 01 ноября 2015 года Учреждением доведены лимиты бюджетных средств по кодам бюджетной классификации *** в сумме *** рублей, неиспользованные доведенные бюджетные данные составили *** рублей. В течение ноября 2015 года дополнительные лимиты бюджетных обязательств Учреждению не доводились, что подтверждается отчетом о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств на 03 ноября 2015 года и на 01 декабря 2015 года. Таким образом, при наличии остатка неиспользованных лимитов в сумме *** рублей Учреждением заключен договор аренды нежилого помещения от 03 ноября 2015 года без номера, превышающий доведенные лимиты бюджетных обязательств на *** рубля (***).
Между тем, располагая данными о наличии остатка неиспользованных лимитов бюджетных средств в сумме *** рублей, в нарушение п. 3 ст.219, п. п. 2, 5 ст. 161, ст. 162 Бюджетного кодекса РФ, Учреждением, в лице ФИО1, приняты в ноябре 2015 года бюджетные обязательства в сумме *** рубля, сверх доведенных до него лимитов бюджетных обязательств по кодам бюджетной классификации ***.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области от 07 декабря 2016 года № руководитель ФИО2 ФИО1 признана виновной в совершении административно правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 14 марта 2017 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области от 07 декабря 2016 года № оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица, решения судьи районного суда и прекращении производства по делу.
В отзыве на жалобу представитель Управления Федерального казначейства по Оренбургской области по доверенности ФИО3 просит в удовлетворении жалобы ФИО1 отказать.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав защитника ФИО1 по доверенности ФИО4, поддержавшую доводы жалобы, мнение представителя должностного лица, вынесшего постановление по делу, ФИО5, возражающей против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 15.15.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
ФИО1 в обоснование незаконности привлечения к административной ответственности указывает на нарушение должностным лицом права на защиту, поскольку о времени и месте составления протокола об административном правонарушении она не была извещена надлежащим образом.
Однако доводы жалобы ФИО1 о том, что она не была надлежащим образом извещена на составление протокола об административном правонарушении по настоящему делу, не заслуживают внимания.
Как установлено ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
Исходя из положений данной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из материалов дела усматривается, что 28 ноября 2016 года в отношении ФИО1 было составлено множество протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.10 КоАП РФ, в том числе протокол № за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств в связи с заключением договора аренды нежилого помещения от 03 ноября 2015 года.
Уведомлением от 25 ноября 2016 года ФИО1 приглашалась в Управление Федерального казначейства по Оренбургской области 28 ноября 2016 года к 11 часам 00 минутам для составления в отношении нее протоколов по ст. 15.15.10 КоАП РФ. Данное извещение было получено ФИО1 лично 25 ноября 2016 года.
Из буквального прочтения содержания извещения (л.д.***) следует, что ФИО1 приглашается 28 ноября 2016 года к 11 часам 00 минутам на составление протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Таким образом, в материалах дела содержатся сведения о том, что по настоящему делу ФИО1 надлежащим образом была уведомлена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, составление начальником контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Оренбургской области 28 ноября 2016 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ в отсутствие ФИО1 не является нарушением ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку она была надлежащим образом уведомлена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Между тем имеются основания для отмены состоявшихся по делу решений.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены без нарушения закона.
Как указано в п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В примечании к данной статье указано, что при наличии предусмотренного п. 1 ч. 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки. Дело об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, может быть возбуждено до оформления акта о проведении указанной проверки в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности.
Таким образом, при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт о проведении проверки является необходимым условием для возбуждения дела об административном правонарушении, за исключением случаев применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности.
Согласно ст. 267.1 Бюджетного кодекса РФ методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.
Под проверкой в целях настоящего Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
Результаты проверки, ревизии оформляются актом (ч. 2 ст. 267.1 Бюджетного кодекса РФ).
При рассмотрении настоящей жалобы были представлены на обозрение в том числе акт проверки Управления Федерального казначейства по Оренбургской области от 02 декабря 2016 года, проведенной в отношении ФИО2, согласно которому в ходе проверки выявлено нарушение п. 3 ст. 219, п. п. 2, 5 ст. 161, ст. 162 Бюджетного кодекса РФ, протокол об административном правонарушении от 28 ноября 2016 года в отношении ФИО1
Следовательно, в рассматриваемом случае дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, возбуждено до оформления акта о проведении проверки, содержащего достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Поскольку по данному делу протокол об административном правонарушении был составлен до акта проверки, в соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ он является недопустимым доказательством.
Доводы представителя должностного лица, вынесшего постановление по делу, о том, что примечание к ст. 28.1 КоАП РФ не запрещает составление протокола об административном правонарушении до составления акта проверки, основаны на неверном понимании закона.
При изложенных обстоятельствах состоявшиеся по делу постановление и судебное решение нельзя признать законными.
Судья районного суда, рассматривая жалобу ФИО1 на постановление должностного лица, оставил допущенные нарушения требований КоАП РФ без должной оценки, вследствие чего пришел к неправильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
С учетом изложенного, постановление должностного лица и решение судьи районного суда, вынесенные в отношении ФИО1, подлежат отмене.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области от 07 декабря 2016 года № и решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 14 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении ФИО1, подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу постановление и решение.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области от 07 декабря 2016 года № 58/25 и решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 14 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в порядке, установленном ст. 30.12 – ст. 30.19 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда О.Р. Новоженина