ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-262/2018 от 03.04.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-262/2018

Р Е Ш Е Н И Е

03 апреля 2018 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу консультанта отдела экологического надзора г. Феодосии и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО2 на решение судьи Кировского районного суда Республики Крым от 20 декабря 2017 года по делу № 12-41/2017,

у с т а н о в и л :

постановлением государственного инспектора Республики Крым - консультанта отдела экологического надзора г. Феодосии и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона ФИО2 от 19 октября 2017г. №005906/0378 Муниципальное унитарное предприятие Кировского района Республики Крым «Чистота и Порядок» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.

Решением судьи Кировского районного суда Республики Крым от 20 декабря 2017 года по делу № 12-41/2017 жалоба МУП Кировского района РК «Чистота и порядок» удовлетворена, постановление должностного лица от 19 октября 2017г. №005906/0378 отменено, производство по делу прекращено, в связи с отсутствием события правонарушения и недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

Не согласившись с указанным решением суда, консультант отдела экологического надзора г. Феодосии и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона – государственный инспектор Республики Крым ФИО3 подал жалобу, в которой просит отменить решение суда от 20 декабря 2017 года, дело вернуть на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Жалоба мотивирована тем, что при вынесении решения судом допущено нарушение норм процессуального и материального права, не учтены ряд доказательств, свидетельствующих о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

В статье 1 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) приведено понятие «загрязняющее вещество», под которым понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона № 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 14 Закона № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно ст.22 ФЗ от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст.25 ФЗ от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Согласно ст.30 вышеуказанного закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

В силу п.п.3.2, 3.3 раздела 3 «Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» (утв. Госкомприроды СССР) при проведении инвентаризации предприятие обязано учесть все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся на предприятии, и автотранспорта.

При инвентаризации выбросов загрязняющих веществ должны использоваться непосредственные инструментальные замеры в соответствии с действующими стандартами и рекомендованными методиками, согласованными с Госкомприродой СССР. В случаях отсутствия инструментальных методик для определения выброса какого-либо вещества допускается применение расчетных отраслевых методик, согласованных с Госкомприродой СССР

Как следует из материалов дела, Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой при участии представителя отдела экологического надзора г. Керчи управления экологического надзора г. Феодосии и Кировского района 05 апреля 2017 года была проведена проверка в отношении МУП Кировского района Республики Крым «Чистота и Порядок», что отражено в справке по результатам проверки.

Согласно справки МУП Кировского района Республики Крым «Чистота и Порядок» установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух являются следствием эксплуатации МУП Кировского района Республики Крым «Чистота и Порядок» Кировского полигона и автобазы предприятия. При обследовании территории полигона выявлены следующие стационарные (неорганизованные) источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: участок складирования ТКО, открытая площадка маневрирования спецтранспорта, которые являются неорганизованными, стационарными источниками загрязнения атмосферы.

Также проведено обследование автобазы предприятия. С правой стороны от центрального входа на автобазу, расположено строение, в котором имеется ремонтное помещение и навес. Под навесом размещен сварочный аппарат, пила циркулярная, также под навесом хранятся аккумуляторы (на момент осмотра – не эксплуатировались). В ремонтном помещении расположены: токарный станок, сверлильный станок, заточный станок, которые являются организованным стационарным источником загрязнения атмосферы. Также сама автобаза является открытой площадкой маневрирования автотранспорта, которая является неорганизованным стационарным источником загрязнения атмосферы.

На момент проверки, инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух МУП Кировского района Республики Крым «Чистота и Порядок» не проведена, не разработаны и не утверждены нормативы предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, не обеспечена подача отчета по форме 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2016 год в уполномоченный орган, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух также не получено.

МУП Кировского района Республики Крым «Чистота и Порядок» осуществляло эксплуатацию стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без наличия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

По результатам проверки в отношении юридического лица - МУП Кировского района Республики Крым «Чистота и Порядок» 09 октября 2017г. составлен протокол № 005906 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением государственного инспектора Республики Крым - консультанта отдела экологического надзора г. Феодосии и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона ФИО2 от 19 октября 2017г. №005906/0378 Муниципальное унитарное предприятие Кировского района Республики Крым «Чистота и Порядок» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих виновность МУП Кировского района Республики Крым «Чистота и Порядок» в выбросе вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на атмосферный воздух.

Однако такие выводы судьи Кировского районного суда Республики Крым сделаны без исследования всех обстоятельств дела, без учета требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ.

Наличие работающих источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух влечет за собой необходимость получения специального разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно ч.7 ст.15 Закона №96-ФЗ, запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным тогда, когда лицом при осуществлении хозяйственной и иной деятельности используются источники выбросов вредных веществ. При этом, из приведенных норм не следует, что количество выбросов от данных источников должно быть таковым, чтобы их можно было квалифицировать как загрязнение.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ является формальным и правонарушением признается вредное воздействие на атмосферный воздух без специального разрешения, вне зависимости от количественных и загрязняющих показателей этого воздействия.

Использование при осуществлении деятельности источников воздействия, эксплуатация которых неразрывно связана с выбросом и концентрацией вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, учитывая положения Закона № 96-ФЗ, Закона № 7-ФЗ, и их использование без наличия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

Указанным обстоятельствам судья Кировского районного суда Республики Крым оценки не дал, не установил всех фактов, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Поскольку существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, решение Кировского районного суда Республики Крым от 20 декабря 2017 г. № 12-41/2017 подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные нарушения и принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу консультанта отдела экологического надзора г. Феодосии и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО2 на решение судьи Кировского районного суда Республики Крым от 20 декабря 2017 года по делу № 12-41/2017 – удовлетворить.

Решение Кировского районного суда Республики Крым от 20 декабря 2017 года по делу № 12-41/2017 в отношении Муниципального унитарного предприятия Кировского района Республики Крым «Чистота и Порядок» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ – отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья подпись Тимошенко Е.Г.

Копия верна

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>