Судья Образцова О.Ю. | Дело № 21-262/2021 |
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Камчатского краевого суда Чаднов О.В. при секретаре Винник Е.Б., рассмотрел 13 октября 2021 года в г. Петропавловске-Камчатском жалобу защитника акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» Пляскина В.В. на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 2 сентября 2021 года, которым постановлено:
«Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23 июня 2021 года № 18-77/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» изменить, назначенное административное наказание в виде административного штрафа снизить с 500000 (пятисот тысяч) рублей до 250000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу защитника Пляскина В.В., без удовлетворения».
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора (далее – должностное лицо) № 18-77/2021 от 23 июня 2021 года акционерное общество «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (далее – АО «ПКМТП», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Основанием для привлечения АО «ПКМТП» к административной ответственности послужили выявленные 18 мая 2021 года в ходе плановой выездной проверки нарушения статьи 34, части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 42, части 2 статьи 55, части 16 статьи 65 Водного кодекса РФ, пункта 3 части 2 статьи 15, пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 2, подпункта «е» пункта 3, подпункта «ж» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2020 года № 1391 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов», выразившиеся в невыполнении требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 2 сентября 2021 года постановление должностного лица № 18-77/2021 от 23 июня 2021 года изменено путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 250000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник АО «ПКМТП» просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, указав, что сроки исполнения требований природоохранного законодательства в части оборудования объектов АО «ПКМТП» сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, установлены до 31 декабря 2022 года решением о предоставлении водного объекта в пользование в части сброса сточных вод № 00-19.07.00.002-М-РСБХ-Т-2020-02797/00 от 1 декабря 2020 года, решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 22 октября 2020 года по делу № 2-820/2020, предписанием Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25 февраля 2021 года № 147-КН.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения защитника АО «ПКМТП» Пляскина В.В., поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
В соответствии со статьей 34, частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатация объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу части 1 статьи 42 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Частью 2 статьи 55 Водного кодекса РФ установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 16 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
В силу пункта 3 части 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 16 Федерального закона № 261-ФЗ, наряду с выполнением требований, установленных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что приказом исполняющего обязанности руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 404-КНД от 15 апреля 2021 года назначено проведение плановой выездной проверки в отношении АО «ПКМТП» по месту фактического осуществления деятельности в <...>, морской торговый порт, II-я категория негативного воздействия на окружающую среду (т. 1 л.д. 33-43).
По результатам плановой выездной проверки составлен акт проверки № 404-КНД от 3 июня 2021 года в соответствии с которым АО «ПКМТП» осуществляет хозяйственную деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду II категории «Морской торговый порт». Выпуск сточных вод № 1, встроенный в причал № 9, не оборудован очистными сооружениями. Причал № 9 находится на реконструкции, выведен из эксплуатации. Выпуск сточных вод № 2, встроенный в причал № 7, не оборудован очистными сооружениями. На момент осмотра сброс сточных вод через выпуск не осуществлялся. Колодцы и решетки ливневой канализации, ведущей к выпуску сточных вод, были сухими. Покрытие причала № 12 повреждено. Причал не оборудован сооружениями и системами для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения. Отсутствуют локальные очистные сооружения. Ограждающие устройства частично повреждены. Имеются провалы в покрытии (т.1 л.д. 47-81, 82-101).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его привлечения к административной ответственности.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, должностное лицо административного органа и судья городского суда на основании совокупности исследованных доказательств пришли к выводу, что АО «ПКМТП» не выполнило требования по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, при осуществлении хозяйственной деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду II категории, «Морской торговый порт», что является нарушением статьи 34, части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 42, части 2 статьи 55, части 16 статьи 65 Водного кодекса РФ, пункта 3 части 2 статьи 15, пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 2, подпункта «е» пункта 3, подпункта «ж» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2020 года № 1391 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов».
Однако с таким решением нельзя согласиться по следующим основаниям.
Решением Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 1 декабря 2020 года № 00-19.07.00.002-М-РСБХ-Т-2020-02797/00 в целях сброса сточных вод АО «ПКМТП» предоставлен в пользование водный объект – часть Авачинской губы Тихого океана.
Согласно указанному решению, пояснительной записке к материалам в графической форме, сброс хозяйственно-бытовых и ливневых сточных вод производится в акваторию Авачинской губы через выпуск сточных вод № 1 (встроен в причал № 9) и выпуск сточных вод № 2 (встроен в причал № 7), которые не имеют очистных сооружений.
Планом водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания АО «ПКМТП» запланировано установка очистных сооружений на выпуски сточных вод, очищающих фильтров на сброс ливневых вод на 2021-2022 года, в связи с чем в срок до 31 декабря 2022 года на водопользователя возложена обязанность предоставить в Отдел водных ресурсов Амурского ББУ по Камчатскому краю информацию о реализации плана по установке очистных сооружений на выпусках сточных вод № 1 и № 2 (т.1 л.д. 198-203).
Таким образом, АО «ПКМТП» решением о предоставлении водного объекта в пользование предоставлен срок до 31 декабря 2022 года для установки очистных сооружений, что свидетельствует о возможности пользования водного объекта без очистных сооружений до истечения указанного срока с соблюдением иных требований, установленных данным разрешением, и отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент проведения плановой выездной проверки и обнаружения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 18-77/2021 от 23 июня 2021 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 2 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» по части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Камчатского
краевого суда О.В. Чаднов