ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дробышева Т.В. Дело № 21-262/2021
РЕШЕНИЕ
Судья Липецкого областного суда Киселева О.М., рассмотрев в здании Липецкого областного суда жалобу ПАО «Квадра»на постановление старшего государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью на объектах газораспределения и газопотребления, взрывопожароопасных объектах по Липецкой области Верхне-Донского управления Ростехнадзора от 11 мая 2021 года и решение судьи Правобережного районного суда города Липецка от 09 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Квадра»
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью на объектах газораспределения и газопотребления, взрывопожароопасных объектах по Липецкой области Верхне-Донского управления Ростехнадзора ФИО1 от 11 мая 2021г. ПАО «Квадра» было признановиновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1ст. 9.1 КоАП РФ,подвергнутоадминистративномунаказаниюв виде административногоштрафа в размере250 000 рублей.
Решением судьи Правобережного районного суда города Липецка от 09 ноября 2021 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, ПАО «Квадра»просит об отмене постановления и решения судьи, приводя доводы о их незаконности.
Выслушав защитника ПАО «Квадра» ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, лицо, вынесшее постановление по делу ФИО1, возражавшего против доводов, проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов- влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч.1 ст.9 названного Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Согласно п.п. «а, б, в» п. 2 приложения 1 к Закону № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
К опасным производственным объектам не относятся работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 мегапаскаля включительно сети газораспределения и сети газопотребления.
Согласно части 3 статьи 32 Федерального закона РФ "О газоснабжении в Российской Федерации" органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении ограничений использования земельных участков, осуществления хозяйственной деятельности в границах охранных зон газопроводов, зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов или в умышленном блокировании объектов систем газоснабжения либо их повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения (часть 4).
Правилами охраны газораспределительных сетей, утв. Постановлением правительства от 20 ноября 2000 г. N 878 "Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей", дано определение охранной зоны газораспределительной сети" - это территория с особыми условиями использования, устанавливается вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможностей ее повреждения.
В силу п.21 Постановления Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, указанные в пунктах 14, 15 и 16 настоящих Правил ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Установлено, что на основании распоряжения зам.руководителя Верхне-Донского управления Ростехнадзора от 11.03.2021г. №РП-223-714-о в период с 12.03.2021г. по 30.03.2021г. в отношении ПАО «Квадра»-«Генерирующая компания» проведена внеплановая документарная проверка, в рамках которой было выявлено нарушение ст.9 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.21 Правил охраны газораспределительных сетей (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 №878), выразившееся в том, что ограничения (обременения) на земельный участок, входящий в охранную зону надземного газопровода высокого давления от НЛМК до ЛТЭЦ-2 (на территории НЛМК) (D=530мм, Р=1,2МПа), входящего в состав опасного производственного объекта «Сеть газопотребления Липецкой ТЭЦ-2 (11) рег.№А11-00861-0116, принадлежащего филиалу ПАО «Квадра»- «Липецкая генерация», не зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ПАО «Квадра» протокола об административном правонарушении от 26.04.2021г. и вынесения 11.05.2021г. постановления о привлечении ПАО «Квадра» к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в связи с тем, не обеспечением выполнения требований промышленной безопасности, установленных к эксплуатации опасных производственных объектов законодательными и иными нормативными правовыми актами и нормативно техническими документами.
Оценив совокупность представленных доказательств (в том числе правоустанавливающие документы на надземный газопровод, разрешения на ввод в эксплуатацию, проектную и исполнительную документацию на строительство на газопровод высокого давления от НЛМК до ЛТЭЦ-2 производственного объекта «Сеть газопотребления Липецкой ТЭЦ-2 (11), заключения экспертиз промышленной безопасности надземного газопровода, документы, подтверждающие регистрацию ограничений (обременений) на земельные участки, входящие в охранную зону надземного газопровода высокого давления от НЛМК до ЛТЭЦ-2) всесторонне, полно и объективно по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Нахожу данные выводы законными и обоснованными.
Доводы жалобы о том, что надземный газопровод высокого давления является техническим устройством в составе опасного производственного объекта «Сеть газопотребления Липецкой ТЭЦ-2», то есть сетью газопотребления, Правила №878 не регулируют вопросы, связанные с охранной зоной сетей газопотребления, вопросы определения охранной зоны регулируются ФЗ «О газоснабжении в РФ» основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
В силу п.4 Правил охраны газораспределительных сетей, утв. Постановлением правительства от 20 ноября 2000 г. N 878 в состав газораспределительных сетей входят:
а) наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой;
б) внеплощадочные газопроводы промышленных предприятий;
в) переходы газопроводов через естественные и искусственные препятствия, в том числе через реки, железные и автомобильные дороги;
г) отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках;
д) устройства электрохимической защиты стальных газопроводов от коррозии и средства телемеханизации газораспределительных сетей, объекты их электропривода и энергоснабжения.
Доводы о том, что Правила №878 применяются не к опасным производственным объектам, а к одному из видов объектов системы газоснабжения РФ – сетям газораспределения системы газоснабжения РФ, которые как могут, так и не могут относиться к категории опасных, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Доводы о том, что п. 21 Правил №878 не устанавливает обязанность проведения государственной регистрации обременений (ограничений) на земельные участки, а указывает на существующий механизм государственного подтверждения ограничений, имеющий большую юридическую силу основаны на неверном толковании норм, поскольку одним из обязательных требований при эксплуатации газораспределительной сети является необходимость регистрации ограничений (обременений) на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей.
Кроме того, письмом от 01.10.2021г. ПАО «Квадра» нарушения в том числе, выразившееся в том, что ограничения (обременения) на земельный участок, входящий в охранную зону надземного газопровода высокого давления от НЛМК до ЛТЭЦ-2 (на территории НЛМК) (D=530мм, Р=1,2МПа), входящего в состав опасного производственного объекта «Сеть газопотребления Липецкой ТЭЦ-2 (11) рег.№А11-00861-0116, принадлежащего филиалу ПАО «Квадра»- «Липецкая генерация», не зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ, были устранены, разработана схема границ с особыми условиями использования, определены и утверждены границы охранных зон.
Дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности обществу в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений, влекущих отмену вынесенного постановления, решения судьи по делу допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью на объектах газораспределения и газопотребления, взрывопожароопасных объектах по Липецкой области Верхне-Донского управления Ростехнадзора от 11 мая 2021 года и решение судьи Правобережного районного суда города Липецка от 09 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Квадра» оставить без изменения, а жалобу ПАО «Квадра»без удовлетворения.
Судья О.М. Киселева
4