ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-263-АК/2022 от 19.08.2022 Курского областного суда (Курская область)

Судья Гладкова Ю.В. Дело № 21-263-АК/2022 г.

12-110/8-2022

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

19 августа 2022 года г. Курск

Судья Курского областного суда Курочкина И.А., рассмотрев жалобу и.о.председателя Комитета социального обеспечения Курской области Шевченко Р.Э. на решение судьи Промышленного районного суда г.Курска от 12 июля 2022 года, вынесенное по жалобе председателя Комитета социального обеспечения Курской области Сукноваловой Т.А. на постановление ВрИО начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Яцковой Е.В. от 30.03.2022 №26 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении Комитета социального обеспечения Курской области,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением ВрИО начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Яцковой Е.В. от 30.03.2022 года №26 Комитет социального обеспечения Курской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 руб. за неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора - вступившего в законную силу решения суда о возложении на Комитет социального обеспечения Курской области обязанности предоставить Колесникову В.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г.Льгова Курской области.

Не согласившись с указанным постановлением, Комитет социального обеспечения Курской области обжаловал его в судебном порядке.

Решением судьи Промышленного районного суда г. Курска от 12 июля 2022 года обжалуемое постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в Курский областной суд в порядке ст.30.9 КоАП РФ, и.о.председателя Комитета социального обеспечения Курской области Шевченко Р.Э. просит решение судьи районного суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.

Представитель Комитета социального обеспечения Курской области, и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Яцкова Е.В., о дате, времени и месте рассмотрения дела извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, решением Промышленного районного суда г.Курска от 04.05.2021г. комитет обязали предоставить Колесникову В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение по договору специализированного найма на территории г.Льгова. На основании исполнительного листа серии ФС№0387313310 от 04.05.2021 года, выданного Промышленным районным судом г.Курска, судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Курской области от 12.07.2021 года возбуждено исполнительное производство №72242/21/46001-И, предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения.

Поскольку требования исполнительного документа, в установленный пятидневный срок для его добровольного исполнения, не были исполнены, постановлением Врио начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Яцкой Е.В. №26 от 30.03.2022 года Комитет социального обеспечения Курской области признан виновным по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и назначено административное наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей и установлен новый срок до 27 сентября 2021 г. для исполнения требований исполнительного документа.

Требованием Комитету социального обеспечения материнства и детства Курской области был установлен новый срок до 22.03.2022 года.

Однако во вновь установленный срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены, что подтверждается материалами дела и не оспаривается в жалобе.

Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Признавая Комитет социального обеспечения Курской области виновным в совершении указанного административного правонарушения, судья районного суда исходил из обоснованности предъявленного обвинения и наличия в действиях (бездействии) юридического лица состава инкриминируемого деяния.

Вместе с тем судьей не учтено следующее.

Согласно ст.5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленные указанным законом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Приобретение жилья осуществляется в соответствии с действующим законодательством, то есть с учетом норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с постановлением Губернатора Курской области от 11.07.2013 года №293-пг «Об утверждении Положения о комитете социального обеспечения, материнства и детства Курской области», комитет является отраслевым органом исполнительной власти Курской области.

Из материалов дела следует, что свободных жилых помещений Комитет на территории г.Льгова не имеет. Жилые помещения приобретаются на основании государственных контрактов, срок исполнения 6-9 месяцев. Такой срок устанавливается поставщику с целью предоставления ему необходимого времени на приобретение земельного участка и строительства на нем приобретаемых впоследствии комитетом жилых помещений.

Согласно требованиям ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» процедура приобретения имущества для государственных нужд и установленных для соблюдения этой процедуры сроков, является длительной и установленный судебным приставом-исполнителем 7-дневный срок для исполнения решения суда является недостаточным.

Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.92 ЖК РФ, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду.

В связи с возникшими трудностями по закупке жилых помещений для детей-сирот в некоторых муниципальных образованиях, в т.ч. на территории г. Льгова Курской области, принято решение о наделении комитета строительства Курской области полномочиями по строительству жилья для этих категорий граждан (постановление Губернатора Курской области от 03.02.2021 № 27-пг «Об уполномоченном органе исполнительной власти Курской области»). Комитетом строительства Курской области начата работа по строительству жилых помещений для граждан из числа детей-сирот.

Согласно постановлению Администрации Курской области от 16.06.2021 № 634-па осуществлены бюджетные инвестиции в строительство одного одноэтажного четырехквартирного жилого дома по адресу: г. Льгов Льговского района Курской области.

Первоначальный срок ввода в эксплуатацию указанного дома – 2021 год. В виду независящих от комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области обстоятельств срок ввода в эксплуатацию жилого дома был отложен на 2022 год. В период до 22.03.2022 (срок, установленный требованием судебного пристава-исполнителя) в комитет поступил ответ на запрос из комитета строительства Курской области (письмо от 21.03.2022 №11.1-01-28/1071), согласно которому завершение строительства и ввод в эксплуатацию жилых помещений планировалось до 30.05.2022.

По последней поступившей информации из комитета строительства Курской области (письмо от 15.07.2022 №11.1-01-28/2920) завершение строительства, ввод в эксплуатацию и передача балансодержателям построенного объекта планируется до 01.09.2022. По окончании строительства потребуется время для оформления жилого дома в собственность Курской области, передачи в оперативное управление подведомственному комитету учреждению и отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду. Процесс приобретения и предоставления жилья носит объективно длительный характер и занимает по продолжительности значительный период времени.

Статьей 2.1 КоАП предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое КоАП установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статья 26.1 КоАП предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения:

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Одним из элементов состава правонарушения является субъективная сторона, которая определяет форму вины лица как умысел или неосторожность.

Поскольку в действиях (бездействии) комитета вина отсутствует, то отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При указанных обстоятельствах, постановление ВрИО начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Яцковой Е.В. от 30.03.2022 года №26 о привлечении Комитета социального обеспечения Курской области к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, как и решение судьи Промышленого районного суда г.Курска от 12.07.2022г. не могут быть признаны законными и подлежат отмене.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Комитета социального обеспечения Курской области состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А :

жалобу Комитета социального обеспечения Курской области удовлетворить.

Постановление ВрИО начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Яцковой Е.В. от 30.03.2022г. №26 о привлечении Комитета социального обеспечения Курской области к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, как и решение судьи Промышленого районного суда г.Курска от 12.07.2022г. отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

В соответствии с п.3 ст.31.1 КоАП РФ вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 – 30.19 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

Курского областного суда И.А. Курочкина