ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-263 от 26.05.2017 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Борисова Е.А. Дело № 21-263

РЕШЕНИЕ

26 мая 2017 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Желонкина Г.А.,

при секретаре Шишкиной А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») на решение судьи Заводского районного суда города Саратова от 07 апреля 2017 года и постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области
от 29 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ОАО «РЖД»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Управления Росприроднадзора по Саратовской области от 29 декабря 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Заводского районного суда
города Саратова от 07 апреля 2017 года, ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2
статьи 8.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Правонарушение выразилось в том, что в нарушение требований статей 12, 13, 42 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ОАО «РЖД» допустило загрязнение отходами производства и потребления территории арендуемого земельного участка с кадастровым номером , расположенного в Заводском районе города Саратова, по обе стороны от железнодорожных путей.

В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, ОАО «РЖД» просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что проверка в отношении ОАО «РЖД» проведена с грубым нарушением положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно: на распоряжении о проведении проверки отсутствует подпись должностного лица, его издавшего; Управление Росприроднадзора по Саратовской области просило прокурора согласовать проведение проверки в отношении юридического лица, согласовано было - в отношении его филиала; проверке фактически подвергся другой филиал; решение прокурора о согласовании содержит ряд неточностей в датах.
В постановлении должностного лица указано, что ОАО «РЖД» не предприняло меры для обустройства на земельном участке контейнеров для сбора мусора, однако данное обстоятельство не образует объективную сторону вменяемого ему административного правонарушения.

В судебном заседании защитники ОАО «РЖД» Е. и ФИО2 доводы жалобы поддержали, просили о снижении размера административного штрафа до 200000 рублей, применив статью 4.1 КоАП РФ.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему выводу.

В силу части 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно статье 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Саратовской области -р от 25 июля 2005 года между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Саратовской области (арендодатель) и ОАО «РЖД» (арендатор) заключен договор аренды от 25 июля 2005 года находящегося в федеральной собственности земельного участка из земель поседений с кадастровым номером , расположенного по адресу: город Саратов, Заводской район, б/н, с разрешенным использованием «для полосы отвода железной дороги» сроком на 49 лет.

С целью проверки информации, представленной министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области, на основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Саратовской области от 09 декабря 2016 года
р была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО «РЖД». В ходе проверки установлено, что на арендуемом ОАО «РЖД» земельном участке с кадастровым номером , расположенном в районе дома по
улице <адрес> в Заводском районе города Саратова, по обе стороны от железнодорожных путей в непосредственной близости (30 см) от полотна железной дороги размещены 2 локальных очага несанкционированных свалок отходов производства и потребления (пищевые отходы, бумага, металлы, текстиль, полимеры, стекло, дерево, резина, камни, отходы ремонта помещений и другое) размерами 40м х 15м и 10м х 7 м.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностным лицом Управления Росприроднадзора по Саратовской области
29 декабря 2016 года ОАО «РЖД» к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Факт совершения юридическим лицом вменяемого административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств. Противоречий представленные документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у ОАО «РЖД» реальной возможности соблюдать предусмотренные законом требования земельного законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.

При таком положении судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ и законности постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Управления Росприроднадзора по Саратовской области от 29 декабря 2016 года. Выводы судьи правильно основаны на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности в соответствии с требованиями стати 26.11 КоАП РФ и свидетельствующих о допущенном административном правонарушении, оснований для их переоценки не имеется.

Административное наказание назначено ОАО «РЖД» по минимуму санкции части 2 статьи 8.7 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 4.1-4.3 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, отвечает принципу справедливости и целям административного наказания.

Вопреки доводам жалобы внеплановая выездная проверка в отношении
ОАО «РЖД» проведена министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом от
26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Так, распоряжение от 09 декабря 2016 года р о проведении внеплановой выездной проверки Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» в соответствии требованиями статьи 14 Закона № 294-ФЗ издано руководителем Управления Росприроднадзора по Саратовской области ФИО1, содержит все необходимые реквизиты, в том числе подпись должностного лица, его издавшего.

В установленном Законом № 294-ФЗ порядке проведение внеплановой выездной проверки было согласовано Управлением Росприроднадзора с Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой. Содержащиеся в решении прокуратуры о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от
13 декабря 2016 года неточности в указании даты окончания проведения проверки
«18 января 2016 года» и даты вынесения распоряжения о проведение проверки
«12 декабря 2016 года», на что ссылается ОАО «РЖД» в жалобе, являются описками. Указанные описки не имеют в данном случае существенного правового значения и могут быть исправлены должностным лицом, принявшим решение, в порядке статьи 29.12 КоАП РФ.

Не могут быть приняты во внимание и доводы ОАО «РЖД» об отсутствии ухудшения качественного состояния земельного участка после ликвидации несанкционированного размещения отходов производства и потребления, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, является формальным, заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица - арендатора земельного участка к исполнению своих обязанностей по защите земель от негативного воздействия, в том числе загрязнения отходами производства и потребления.

Основания для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ о снижении штрафа, назначенного в минимальном размере санкции нормы части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, не установлено. Наказание назначено в минимальном размере административного штрафа, отвечает целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 КоАП РФ, и соразмерно содеянному.

Доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, неправильному толкованию ее автором положений действующего законодательства, что не может служить основанием к отмене или изменению обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи.

Каких-либо процессуальных нарушений должностным лицом и судьей районного суда при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

определил:

решение судьи Заводского районного суда города Саратова от
07 апреля 2017 года оставить без изменения, жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - без удовлетворения.

Судья Г.А. Желонкина