Судья Борисова Е.А. Дело № 21-263
РЕШЕНИЕ
26 мая 2017 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Желонкина Г.А.,
при секретаре Шишкиной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») на решение судьи Заводского районного суда города Саратова от 07 апреля 2017 года и постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области №
от 29 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ОАО «РЖД»,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Управления Росприроднадзора по Саратовской области № от 29 декабря 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Заводского районного суда
города Саратова от 07 апреля 2017 года, ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2
статьи 8.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Правонарушение выразилось в том, что в нарушение требований статей 12, 13, 42 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ОАО «РЖД» допустило загрязнение отходами производства и потребления территории арендуемого земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в Заводском районе города Саратова, по обе стороны от железнодорожных путей.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, ОАО «РЖД» просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что проверка в отношении ОАО «РЖД» проведена с грубым нарушением положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно: на распоряжении о проведении проверки отсутствует подпись должностного лица, его издавшего; Управление Росприроднадзора по Саратовской области просило прокурора согласовать проведение проверки в отношении юридического лица, согласовано было - в отношении его филиала; проверке фактически подвергся другой филиал; решение прокурора о согласовании содержит ряд неточностей в датах.
В постановлении должностного лица указано, что ОАО «РЖД» не предприняло меры для обустройства на земельном участке контейнеров для сбора мусора, однако данное обстоятельство не образует объективную сторону вменяемого ему административного правонарушения.
В судебном заседании защитники ОАО «РЖД» Е. и ФИО2 доводы жалобы поддержали, просили о снижении размера административного штрафа до 200000 рублей, применив статью 4.1 КоАП РФ.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно статье 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Саратовской области №-р от 25 июля 2005 года между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Саратовской области (арендодатель) и ОАО «РЖД» (арендатор) заключен договор аренды № от 25 июля 2005 года находящегося в федеральной собственности земельного участка из земель поседений с кадастровым номером №, расположенного по адресу: город Саратов, Заводской район, б/н, с разрешенным использованием «для полосы отвода железной дороги» сроком на 49 лет.
С целью проверки информации, представленной министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области, на основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Саратовской области от 09 декабря 2016 года
№р была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО «РЖД». В ходе проверки установлено, что на арендуемом ОАО «РЖД» земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в районе дома № по
улице <адрес> в Заводском районе города Саратова, по обе стороны от железнодорожных путей в непосредственной близости (30 см) от полотна железной дороги размещены 2 локальных очага несанкционированных свалок отходов производства и потребления (пищевые отходы, бумага, металлы, текстиль, полимеры, стекло, дерево, резина, камни, отходы ремонта помещений и другое) размерами 40м х 15м и 10м х 7 м.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностным лицом Управления Росприроднадзора по Саратовской области
29 декабря 2016 года ОАО «РЖД» к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Факт совершения юридическим лицом вменяемого административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств. Противоречий представленные документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у ОАО «РЖД» реальной возможности соблюдать предусмотренные законом требования земельного законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
При таком положении судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ и законности постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Управления Росприроднадзора по Саратовской области № от 29 декабря 2016 года. Выводы судьи правильно основаны на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности в соответствии с требованиями стати 26.11 КоАП РФ и свидетельствующих о допущенном административном правонарушении, оснований для их переоценки не имеется.
Административное наказание назначено ОАО «РЖД» по минимуму санкции части 2 статьи 8.7 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 4.1-4.3 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, отвечает принципу справедливости и целям административного наказания.
Вопреки доводам жалобы внеплановая выездная проверка в отношении
ОАО «РЖД» проведена министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом от
26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).
Так, распоряжение от 09 декабря 2016 года №р о проведении внеплановой выездной проверки Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» в соответствии требованиями статьи 14 Закона № 294-ФЗ издано руководителем Управления Росприроднадзора по Саратовской области ФИО1, содержит все необходимые реквизиты, в том числе подпись должностного лица, его издавшего.
В установленном Законом № 294-ФЗ порядке проведение внеплановой выездной проверки было согласовано Управлением Росприроднадзора с Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой. Содержащиеся в решении прокуратуры о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от
13 декабря 2016 года неточности в указании даты окончания проведения проверки
«18 января 2016 года» и даты вынесения распоряжения о проведение проверки
«12 декабря 2016 года», на что ссылается ОАО «РЖД» в жалобе, являются описками. Указанные описки не имеют в данном случае существенного правового значения и могут быть исправлены должностным лицом, принявшим решение, в порядке статьи 29.12 КоАП РФ.
Не могут быть приняты во внимание и доводы ОАО «РЖД» об отсутствии ухудшения качественного состояния земельного участка после ликвидации несанкционированного размещения отходов производства и потребления, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, является формальным, заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица - арендатора земельного участка к исполнению своих обязанностей по защите земель от негативного воздействия, в том числе загрязнения отходами производства и потребления.
Основания для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ о снижении штрафа, назначенного в минимальном размере санкции нормы части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, не установлено. Наказание назначено в минимальном размере административного штрафа, отвечает целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 КоАП РФ, и соразмерно содеянному.
Доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, неправильному толкованию ее автором положений действующего законодательства, что не может служить основанием к отмене или изменению обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи.
Каких-либо процессуальных нарушений должностным лицом и судьей районного суда при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
определил:
решение судьи Заводского районного суда города Саратова от
07 апреля 2017 года оставить без изменения, жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - без удовлетворения.
Судья Г.А. Желонкина