Судья Толстихина Л.И.
Дело № 21-263/2019
поступило 03.10.2019г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
29 октября 2019 г. г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Казанцева Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего дознавателя ОНДПР Баргузинского района УНДПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия ФИО1 на решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 13 сентября 2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего дознавателя ОНДПР Баргузинского района УНДГУ МЧС России по Республике Бурятия ФИО1 от 31 июля 2019г. ФИО2 привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.
Решением Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 13 сентября 2019г., принятым по жалобе ФИО2, постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях его состава административного правонарушения.
В жалобе на указанное решение старший дознаватель ОНДПР Баргузинского района УНДГУ МЧС России по Республике Бурятия ФИО1, вынесшая постановление о привлечении к административной ответственности, просит его отменить, ссылаясь на доказанность факта совершения ФИО2 вменяемого правонарушения.
В заседание суда вышестоящей инстанции ФИО2, старший дознаватель ОНДПР Баргузинского района УНДГУ МЧС России по Республике Бурятия ФИО1, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явились.
Изучив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с положениями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению любые фактические данные, на основании которых судья, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 ст.8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
Из материалов дела следует, что ФИО2 был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, в связи с тем, что 3 июля 2019г. находился в лесном массиве, относящемуся к лесному фонду, квартал №68 выдел 5 Максимихинского участкового лесничества, где нахождение граждан в период особого противопожарного режима было запрещено.
Рассматривая дело об административном правонарушении по жалобе ФИО2, судья пришел к выводу об отсутствии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, поскольку находясь в лесу, он требования Правил пожарной безопасности в лесах не нарушал, а пребывание гражданина в лесу в период действия особого противопожарного режима без совершения запрещенных Правилами действий не образует состав вменяемого правонарушения.
Изложенные выводы судьи районного суда не соответствуют закону.
В соответствии со ст.53.5 Лесного Кодекса РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года №417, установлено, что пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 6 сентября 2016г. №457 утвержден «Порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах» (деле – Порядок).
Согласно п.2 указанного Порядка органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают решение об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах.
В решении о введении ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах указывается, в том числе месторасположение лесного участка (лесных участков) с указанием выдела, квартала, наименование участкового лесничества, лесничества, лесопарка (лесничеств, лесопарков) (пп. «в» п.5 Порядка).
В соответствии с п.7 Порядка при введении ограничении осуществляются следующие мероприятия: установка по границам территории, на которой введено такое ограничение, предупредительных аншлагов размером не менее 1 x 1,5 метра с указанием информации о введении соответствующего ограничения и периода его действия; перекрытие шлагбаумами лесных дорог; создание системы контрольно-пропускных пунктов; иные меры, направленные на обеспечение ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 апреля 2019г. №189 в границах муниципальных образований на территории Республики Бурятия, в том числе в Баргузинском районе, введен особый противопожарный режим.
Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства Республики Бурятия от 4 июня 2019г. №789 в период с 15 июня 2019 года по 4 июля 2019 года включительно в связи с установлением особого противопожарного режима в лесах Республики Бурятия на территории всех выделов и кварталов лесных участков всех участковых лесничеств, расположенных в том числе Баргузинском лесничестве, ограничено пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, принадлежащих гражданам, за исключением сквозного проезда по дорогам общего пользования, посещения отдыхающими баз отдыха, детских оздоровительных лагерей, здравниц, турбаз, мест массового посещения граждан согласно приложению №1 к настоящему приказу, а также мест заготовки пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов, сбора лекарственных растений гражданами для собственных нужд согласно приложению №2 к настоящему приказу.
Согласно п.5 указанного Приказа руководителям Автономных учреждений Республики Бурятия, подведомственных Республиканскому агентству лесного хозяйства, приказано обеспечить установку по границам лесничеств, указанных в пункте 1 настоящего приказа, предупредительных аншлагов размером не менее 1 x 1,5 метра с указанием информации о введении соответствующего ограничения и период его действия; перекрытие шлагбаумами лесных дорог; создание системы контрольно-пропускных пунктов.
Таким образом, вопреки выводам суда Правилами пожарной безопасности в лесах, предусматривающими требования к пребыванию граждан в лесах, предусмотрена возможность запрета на пребывание граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности (п.37) и такой запрет был введен в установленном порядке нормами, действующими на момент выявления вменяемого правонарушения, что не учел суд при вынесении решения по делу.
В силу положений ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как следует из протокола об административном правонарушении, ФИО2 вменялось нахождение в период действия особого противопожарного режима, действия ограничений на пребывание граждан в лесах в лесном массиве Максимихинского участкового лесничества, квартал 68 выдел №5.
Однако ни в протоколе, ни в постановлении о привлечении к ответственности не указано, каким нормативно-правовым актом введено указанное ограничение, относится ли квартал 68 выдел №5 Максимихинского участкового лесничества к территориям, на которых указанным актом установлен данный запрет с учетом исключений, установленных в п.1 Приказа РАЛХ от 04.06.2019г. №789 и приложениях к нему; отсутствуют также сведения о наличии предупредительных аншлагов с указанием информации о введении соответствующего ограничения и периода его действия, перекрытии шлагбаумами лесных дорог, создании системы контрольно-пропускных пунктов.
С учетом изложенного вышестоящий суд приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, и вины, как обязательного элемента состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ постановление и решение подлежат отмене, производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены.
С учетом изложенного судья вышестоящей инстанции приходит к выводу, что решение подлежит изменению в части, основания прекращения производства по делу, которое надлежит прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 13 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении ФИО2 изменить в части основания прекращения производства по делу, указав в резолютивной части решения основание прекращения производства по делу - п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ (недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление).
В остальной части решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Т.Б. Казанцева