ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-264/2015 от 08.06.2015 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 21-264/2015

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

08 июня 2015 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 в вышестоящий суд на решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 07 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1,

установил:

Постановлением врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области № 67-14/52 от 29 декабря 2014 года должностное лицо <.......> федерального казенного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» (далее по тексту также – ФКОУ В(С)ОШ УФСИН России о Тюменской области) ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 07 мая 2015 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменений, жалоба лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 - без удовлетворения.

С данным решением не согласна ФИО1, которая в жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 07 мая 2015 года отменить и прекратить производство по делу, указывая, что на основании ст.ст. 6, 221, 304 Бюджетного кодекса Российской Федерации ФИО1 могла и была обязана осуществлять перечисление денежных средств по обязательствам ФКОУ В(С)ОШ УФСИН России по Тюменской области только на основании и во исполнение утвержденной врио начальника УФСИН России по Тюменской области бюджетной сметы. Утверждает, что в соответствии с имеющимся в деле письмом УФСИН по Тюменской области от 15 января 2013 года, затраты ФКОУ В(С)ОШ УФСИН России по Тюменской области на приобретение компьютеров, ноутбука и принтера были включены в бюджетную систему именно по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд», предусмотренному пп. 3.3.2 п. 3 раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных Приказом Минфина России от 21 декабря 2012 года № 171н. Считает, что не может нести ответственность за нарушение порядка составления и утверждения бюджетной сметы, поскольку она была составлена и утверждена соответствующими должностными лицами еще до трудоустройства ФИО1 на работу в ФКОУ В(С)ОШ УФСИН России по Тюменской области. Полагает возможным, с учетом семейного и финансового положения ФИО1, ограничиться устным замечанием.

На жалобу ФИО1 поступили возражения представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области ФИО2, в которых он полагает постановление административного органа от 29.12.2014 г. и решение судьи районного суда законным и обоснованным, а доводы жалобы удовлетворению не подлежащими.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, возражений на неё, заслушав, ФИО1, просившую об удовлетворении жалобы, заслушав представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области ФИО2, просившего в удовлетворении жалобы ФИО1 отказать, нахожу постановление должностного лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области по делу об административном правонарушении от 29 декабря 2014 года и решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 07 мая 2015 года подлежащими отмене по следующим основаниям.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Из ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно материалов дела, в ходе плановой выездной ревизии финансово-хозяйственной деятельности ФКОУ В(С)ОШ УФСИН России по Тюменской области за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2013 г., должностными лицами Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области был, в частности, составлен акт ревизии от 12 декабря 2014 года, из которого, в том числе, следует, что в ходе ревизии установлено нецелевое использование средств федерального бюджета, выразившееся в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

По результатам проведённой ревизии в отношении должностного лица – <.......> ФКОУ В(С)ОШ УФСИН России по Тюменской области ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении № 67-14/52 от 12 декабря 2014 года о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что ФИО1, являясь должностным лицом – <.......> ФКОУ В(С)ОШ УФСИН России по Тюменской области, в чьи обязанности входит ведение бухгалтерского учета, средства, выделенные ФКОУ В(С)ОШ УФСИН России по Тюменской области по главе 320 «Федеральная служба исполнения наказаний», разделу 0700 «Образование», подразделу 0702 «Общее образование», целевой статье 4210000 «Школы-детские сады, школы начальные, неполные средние и средний», программе 9900 «Обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений», виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд», статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме <.......> руб., израсходовала на оплату системного блока «Альфа» G2020/B55/4Gb/GF640, расходы по приобретению которого, по мнению должностных лиц, предусмотрены по главе 320 «Федеральная служба исполнения наказаний», разделу 0700 «Образование», подразделу 0702 «Общее образование», целевой статье 4210000 «Школы-детские сады, школы начальные, неполные средние и средние», программе 9900 «Обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений» виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Как следует из материалов дела, бюджетной сметой за 2013 год на 23.01.2013 г., подписанной директором школы a4 и главным бухгалтером a5, утверждённой врио начальника УФСИН России по Тюменской области, по виду расходов 244 «Увеличение стоимости основных средств» предусмотрено выделение денежных средств в сумме <.......> руб., по виду расходов 242 выделения денежных средств не предусмотрено. Аналогичные виды расходов были предусмотрены и в утвержденной врио начальника УФСИН России по Тюменской области в бюджетной смете за 2013 год от 02.12.2013 года. В расчете сметных показателей к проекту сметы ФКОУ В(С)ОШ УФСИН России по Тюменской области на 2013 год, утвержденных директором школы a4, и главным бухгалтером – a5, по целевой статье 4210000 «Школы-детские сады, школы начальные, неполные средние и средний», программе 9900 «Обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений», виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд», статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» предусмотрены, в частности, расходы на приобретение компьютерного системного блока в сумме <.......> руб. Вышеуказанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела участвующими в нём лицами не оспаривались.

В соответствии с положениями ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетной сметой понимается документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения, а под казенным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Из ст. 38 следует, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, а ст. 162 указанного Кодекса предусмотрено, что получатель бюджетных средств, в частности, составляет и исполняет бюджетную смету, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Из изложенного следует, что соответствующим образом уполномоченное должностное лицо ФКОУ В(С)ОШ УФСИН России по Тюменской области ФИО1 была обязана осуществлять перечисление денежных средств по обязательствам указанного учреждения на основании и во исполнение утверждённой бюджетной сметы данного учреждения.

В ходе рассмотрения дела ФИО1 не оспаривалось, что перечисление денежных средств по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд», статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» предусмотрены на приобретение компьютеров положениям Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.2012 г. № 171н не соответствовали, указывалось, что ею предпринимались действия, направленные на изменение бюджетной росписи, однако они в установленном порядке закреплены не были.

Исходя из изложенного нахожу, что несоответствующее положениям Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.2012 г. № 171н, перечисление ФИО1 денежных средств по обязательствам ФКОУ В(С)ОШ УФСИН России по Тюменской области состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не образует, поскольку указанное направление ФИО1 средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств совершены в целях, соответствующих бюджетной смете, являющейся правовым основанием предоставления указанных средств, а оснований к расширительному толкованию диспозиции ст. 15.14 указанного Кодекса не имеется.

С учетом вышеизложенного, оснований для привлечения ФИО1 к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ не имеется.

При таких обстоятельствах постановление врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области № 67-14/52 от 29 декабря 2014 года и решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 07 мая 2015 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, в отношении ФИО1 подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 указанного Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <.......><.......> от <.......> и решение судьи Тюменского районного суда <.......> от <.......> по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении a1 отменить. Производство по указанному делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях a1 состава административного правонарушения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко