Дело № 21-265/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень 14 июня 2017 г.
Судья Тюменского областного суда Левина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Строительное управление Север» в лице представителя ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 03 мая 2017 г.,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника управления экологии Департамента недропользования и экологии Тюменской области - заместителя главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 03 марта 2017 г. № 1/УЭ-17 акционерное общество «Строительное управление Север» (далее также – АО «Строительное управление Север», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Строительное управление Север» в лице представителя ФИО1 обратилось в суд с жалобой, в которой, указывая на отсутствие доказательств вменяемого правонарушения, просило постановление отменить. Полагало, что на основании заключенного Обществом в интересах акционерного общества «<.......>» соглашения, Обществом выполнены работы по строительству и монтажу газопровода, при этом земляные работы в состав работ не входили, а выполнялись АО «<.......>» самостоятельно или с привлечением иной подрядной организацией, что подтверждается актом о приемке выполненных работ за октябрь 2016 года. Обращало внимание, что работы Обществом проводились в октябре 2016 года, до появления устойчивого снежного покрова, в то время как на фотографиях, приложенных к акту осмотра, помимо поврежденного почвенного слоя, нарушен и снежный покров. Считало, что схема сварных стыков, представленная АО «<.......>» с грубыми нарушениями статей 25.1, 28.2, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях после составления протокола, не доказывает факт проведения земляных работ Обществом, не имеет привязки к конкретным ориентирам местности и не может служить доказательством вменяемого правонарушения. Считало виновным в правонарушении акционерное общество «<.......>», поскольку оно являлось заказчиком и должно было получить все необходимые согласования.
Решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 03 мая 2017 г. постановление начальника управления экологии Департамента недропользования и экологии Тюменской области, заместителя главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды ФИО2 № 1/УЭ-176 от 03.03.2017 в отношении АО «Строительное управление Север» изменено, штраф снижен до 300 000 рублей.
Не соглашаясь с данным решением, АО «Строительное управление Север» в лице представителя ФИО1 в жалобе в вышестоящий суд просит решение суда отменить. Приводя доводы, аналогичные изложенным в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, настаивает на недоказанности вины Общества в совершении административного правонарушения. Указывает, что земляные работы, а также работа техники в состав работ, выполняемых Обществом, не входили. Выражает несогласие с оценкой, данной судом доказательствам по делу, полагает Общество не обязано доказывать свою невиновность. Указывает на необходимость получения разрешения на проведение земляных работ АО «<.......>», поскольку АО «Строительное управление Север» не является ни застройщиком, ни владельцем существующих инженерных коммуникаций.
Проверив в порядке части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) материалы дела об административном правонарушении в отношении АО «Строительное управление Север», изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя АО «Строительное управление Север» ФИО1, настаивавшего на доводах жалобы, объяснения представителя Департамента недропользования и экологии Тюменской области ФИО3, просившего в удовлетворении жалобы отказать, не нахожу оснований для отмены решения судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 03 мая 2017 г.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (статья 25). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении (статья 26). На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы (статья 27).
Постановлением Правительства Тюменской области от 06 сентября 2004 года № 97-пк установлены границы и режим особой охраны памятника природы регионального значения «Лесопарк им. Ю.А. Гагарина».
Согласно пункту 3.1 Положения о памятнике природы регионального значения «Лесопарк им. Ю.А. Гагарина» (приложение к постановлению Правительства Тюменской области от 18 августа 2016 г. № 350-п) на территории памятника природы запрещены самовольное снятие или перемещение, а также нарушение естественной структуры почвенного слоя, уничтожение плодородного слоя почвы, выемка грунта, строительство сооружений и прокладка линейных объектов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25 ноября 2016 года в ходе приемки услуг в рамках исполнения государственного контракта от 08 ноября 2016 г. <.......> по уборке захламленности в памятнике природы регионального значения «Лесопарк им. Ю.А. Гагарина» специалистами Департамента недропользования и экологии Тюменской области было установлено нарушение ограничения, установленного пунктом 3.1 Положения о памятнике природы регионального значения «Лесопарк им. Ю.А. Гагарина», а именно на огороженной территории в юго-западной части памятника природы в районе газовых задвижек нарушен почвенный слой и перевернут грунт на участке размером 11,3 м х 15,6 м. В непосредственной близости от места нарушения грунта в районе разрыва ограждения установлен информационный аншлаг, на котором указано на наличие памятника природы. По указанному факту возбуждено дело об административном правонарушении.
24 января 2017 г. в отношении АО «Строительное управление Север» составлен протокол № 1/ООПТ об административном правонарушении по статье 8.39 КоАП РФ, согласно которому Обществу вменялось проведение строительно-монтажных работ внутри памятника природы, в результате которых осуществлено самовольное снятие и перемещение, а также нарушение естественной структуры почвенного слоя, уничтожение плодородного слоя почвы, стоянка и проезд транспортных средств на территории памятника природы регионального значения.
В связи с данным фактом постановлением начальника управления экологии Департамента недропользования и экологии Тюменской области - заместителя главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 03 марта 2017 г. № 1/УЭ-17 АО «Строительное управление Север» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Судья районного суда, соглашаясь с постановлением должностного лица административного органа, пришел к выводу, что работы, приведшие к нарушению правил охраны памятника природы регионального значения «Лесопарк им. Ю.А. Гагарина», выполнялись АО «Строительное управление Север», которое, имея реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по статье 8.39 КоАП РФ, не приняло все зависящие меры по их соблюдению.
Выводы судьи о виновности АО «Строительное управление Север» в совершении административного правонарушения основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, которые учтены и приведены в решении.
Вина АО «Строительное управление Север» в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается: положением о памятнике природы регионального значения «Лесопарк им. Ю.А.Гагарина»; актом осмотра от 25 ноября 2016 г. и фототаблицей, зафиксировавшими факт нарушения установленного режима на территории памятника природы (л.м. 1-9); уведомлением о проведении работ от 20 ноября 2016 года и объяснениями З.А.В.., подтверждающими, что в период с 22 по 24 ноября 2016 г. в лесном массиве на перекрестке улиц <.......> проводились ремонтные работы (л.м. 65, 69-70); договором на поставку газа и дополнительным соглашением к нему от 20 августа 2015 года, заключенным между АО «<.......>» (покупатель) и АО «Строительное управление Север» (подрядчик), предусматривающими производство строительно-монтажных работ, в том числе осуществление строительства подводящего газопровода объекта, расположенного по адресу <.......> к сети газораспределения (л.м. 145-158); актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ноября 2016 года, согласно которому подрядчиком АО «Строительное управление Север» предъявлен к приемке законченный строительством объект (л.м. 205-208); договором от 30 сентября 2016 г. № <.......> АО «<.......>» (заказчик) и АО «Газпром газораспределение Север» (исполнитель), протоколами согласования разногласий и технических условий, согласно которым 24 ноября 2016 года осуществлялась врезка объекта капитального строительства к сетям газораспределения по адресу <.......> (л.м.135-144); иными доказательствами по делу.
Признав исследованные доказательства достаточными и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган и судья районного суда сделали обоснованный вывод о наличии в действиях АО «Строительное управление Север» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Обществом, приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Факт совершения АО «Строительное управление Север» административного правонарушения, виновность и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены правильно в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, судья пришел к правомерному выводу о наличии в действиях АО «Строительное управление Север» состава вмененного административного правонарушения.
Доводы АО «Строительное управление Север», что договором на осуществление работ в интересах АО «<.......>» не предусматривалось осуществление земляных работ, не могут быть приняты во внимание при оценке законности постановления о привлечении к административной ответственности, поскольку административным органом Обществу вменялись не непосредственно нарушения при осуществлении земляных работ, а нарушения, допущенные при осуществлении работ по строительству подводящего газопровода, которые были осуществлены на территории памятника природы.
При этом согласно акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы акционерным обществом «Строительное управление Север» как подрядчиком осуществлены работы по устройству газопровода от точки врезки на существующем участке газопровода среднего давления диаметром 225 до существующего отключающего устройства, общая протяженность газопровода составила 212 метров.
Именно проведение данных работ привело к нарушению требований пункта 3.1. Положения о памятнике природы регионального значения «Лесопарк им. Ю.А. Гагарина», которое вменялось административным органом АО «Строительное управление Север».
Таким образом, ссылки заявителя жалобы, что нарушение правил охраны природных ресурсов на территории памятника природы регионального значения допущены иным лицом, не состоятельны. Неустранимых сомнений в виновности АО «Строительное управление Север» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу не усматривается.
Доводы жалобы по существу не содержат новых аргументов, которые бы не исследовались судьей районного суда, эти доводы направлены на переоценку доказательств по делу, основания для которой отсутствуют, и не влекут отмену вынесенного судьей районного суда решения, так как не опровергают правильные выводы судьи о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Процессуальных нарушений, не позволивших суду полно, всесторонне и объективно проверить законность принятого должностным лицом постановления, не установлено.
Поскольку при производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом административного органа и судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права не допущено, а наказание с учетом изменений, внесенных решением Центрального районного суда от 03 мая 2017 года, назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, законных оснований для отмены состоявшихся по делу постановления, а также решения судьи районного суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 03 мая 2017 г. оставить без изменения, жалобу акционерного общества «Строительное управление Север» в лице представителя ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда Н.В. Левина