ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-265/20 от 06.05.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-265/2020

Р Е Ш Е Н И Е

06 мая 2020 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Дяченко Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного госинспектора по г. Ялте по использованию и охране земель ФИО3 на решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 января 2020 года по делу № 12-42/2020,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением главного государственного инспектора по г. Ялта по использованию и охране земель - заместителя председателя - начальника Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Бибиковой Н.К. от 18 июля 2019 г. директор общества с ограниченной ответственностью «Цифровые интегральные системы» (далее - ООО «Цифровые интегральные системы», Общество) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Решением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 января 2020 года постановление должностного лица отменено с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.

В жалобе должностное лицо ФИО3 просит судебное решение отменить, оставив без изменения постановление должностного лица. В обоснование жалобы указывает, что в действиях директора Общества ФИО1 имеет место состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, так как земельный участок использовался не в соответствии с разрешенным видом его использования, сведений об изменении вида разрешенного использования в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не поступало.

Стороны, будучи извещенными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, должностное лицо доказательств уважительности причин своей неявки не представило, явку представителя не обеспечило, с заявлением об отложении слушания дела не обращалось; директор ФИО1 обратилась с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие; в связи с чем в порядке статьи 25.4 КоАП РФ прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие сторон.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ административным правонарушением признается использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.

Объективная сторона правонарушения заключается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (п/п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных п/п. 2 п. 2 указанной статьи.

Ст. 42 Земельного Кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса (п. 1). Земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 (далее - классификатор).

В соответствии с ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

В соответствии со ст. 19 Земельного кодекса Украины (далее - ЗК Украины), действовавшей на момент предоставления обществу в аренду земельного участка, в соответствии с целевым назначением все земли Украины за основным целевым назначением разделяются на такие категории: а) земли сельскохозяйственного назначения; б) земли жилищной и общественной застройки; в) земли естественно-заповедного и другого природоохранного назначения; г) земли оздоровительного назначения; г) земли рекреационного назначения; д) земли историко-культурного назначения; е) земли лесохозяйственного назначения; е) земли водного фонда; ж) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

В силу ст. 93 ЗК Украины право аренды земельного участка - это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности.

Ст. 95 ЗК Украины установлено право землепользователя самостоятельно хозяйствовать на земле, сооружать обитаемые дома, производственные и другие здания и сооружения.

В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества.

Пунктом 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943, установлено, что в реестре объектов недвижимости ЕЕРН указывается такие дополнительные сведения о земельном участке как вид или виды разрешенного использования земельного участка путем указания: установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием, в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования: вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕЕРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона № 218-ФЗ внесение в ЕЕРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан направить в орган регистрации прав, в том числе принятое им решение об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Установление или изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании решения уполномоченного органа публичной власти только в случаях, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191 -ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», положения которого носят временный характер и прекращают свое действие в случае принятия правил землепользования и застройки.

Судьей городского суда установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Цифровые интегральные системы» зарегистрировано в качестве юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ с основным видом деятельности - аренда и управление собственным или арендованным жилым недвижимым имуществом, директором данного юридического лица является ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ между Ялтинским городским советом Автономной Республики Крым (арендодатель) и ООО «Цифровые интегральные системы» (арендатор) был заключен договор аренды (далее - договор), согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок площадью 0,003 га, расположенный по адресу<адрес> (кадастровый ).

Земельный участок передан в аренду для строительства и обслуживания магазина на основании решения 17 сессии 5 созыва Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 49 лет (п. п. 1.1,3.1 договора).

Согласно п. 2.1 договора земельный участок, передаваемый в аренду, имеет код по УКЦИЗ - 1.11.6 «Иная коммерческая деятельность» из земель Ялтинского городского совета.

ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок в соответствии с российским законодательством был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера

На основании декларации о готовности объекта к эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ООО «Цифровые интегральные системы» на нежилое здание магазина площадью 26 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> на земельном участке, переданном обществу по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

По договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ указанное здание магазина было передано ООО «Цифровые интегральные системы» в аренду ООО «Море» за плату во временное пользование на срок до ДД.ММ.ГГГГ для ведения хозяйственной деятельности.

На основании распоряжения главы Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-р проведена проверка соблюдения ООО «Цифровые интегральные системы» требований земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Набережная им. Ленина, в районе речки «Быстрая», кадастровый .

В результате проверки было выявлено 15 и ДД.ММ.ГГГГ и зафиксировано в акте проверки соблюдения требований земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ длящееся нарушение требований ст. ст. 7, 40, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, выразившееся в ненадлежащем использовании земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования «магазины».

В ходе проверки также было установлено, что на данном земельном участке расположено кафе суши-бар «Терияки» и ведется предпринимательская деятельность по предоставлению услуг общественного питания.

Судья городского суда пришел к обоснованному выводу о том, что материалы дела не содержат сведений об установлении земельному участку с кадастровым номером переданному в аренду ООО «Цифровые интегральные системы», вида разрешенного использования «Магазины», а также, что передача земельного участка с видом разрешенного использования «Иная коммерческая деятельность» для строительства и обслуживания магазина не устанавливает земельному участку иной вид разрешенного использования.

Пунктом 2.1 договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что разрешенным использованием является «Иная коммерческая деятельность», что согласно действующему классификатору видов разрешенного использования земельных участков (от ДД.ММ.ГГГГ N 540) соответствует виду разрешенного использования земельного участка «Предпринимательство» (код 4.0). Данный вид разрешенного использования включает виды разрешенного использования, предусмотренные кодами 4.1-4.10, в том числе «Магазины» (код 4.4.) и «Общественное питание» (код 4.6.).

Исследовав имеющиеся в деле доказательства в соответствии с положениями законодательства, судья первой инстанции пришел к выводу, что изложенные требования закона не учтены должностным лицом при вынесении постановления о привлечении директора ООО «Цифровые интегральные системы» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах судья городского суда принял законное и обоснованное решение об отмене постановления должностного лица с прекращением производства по делу.

Оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного решения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л А:

решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 января 2020 года по делу № 12-42/2020 в отношении директора ООО «Цифровые интегральные системы» ФИО1 по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу главного госинспектора по г. Ялте по использованию и охране земель ФИО3 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 КоАП РФ.

Судья Верховного Суда

Республики Крым (подпись) Л.А. Дяченко