ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-265/2022 от 14.06.2022 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-265/2022

Судья Волкова Е.В.

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

14 июня 2022 года город Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Управляющая компания» Тисова Р.Ю. на постановление заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики № 12/12/51 от 14 января 2022 года и решение судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 23 марта 2022 года, вынесенные в отношении ООО «Управляющая компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики № 12/12/51 от 14 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 23 марта 2022 года, ООО «Управляющая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, и юридическому лицу с назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 75000 рублей (с применением положений частей 3.2., 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Генеральный директор Общества Тисов Р.Ю. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит названные акты отменить, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.

Изучив доводы жалобы и дополнения к ней, поданные защитником Общества Хариной Т.В., проверив материалы дела, выслушав защитника Харину Т.А., признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие законного представителя общества Тисова Р.Ю., извещенного надлежащим образом, прихожу следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Правовые основы использования и охраны водных объектов регулируются Водным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статья 35 Водного кодекса РФ).

Частью 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи при использовании водных объектов обязаны, в том числе не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу частей 4, 6 статьи 56 указанного Кодекса содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Приказом Минсельхоза России № 552 от 13 декабря 2016 года утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 166-ФЗ от 20 декабря 2004 года «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» р. Апнерка относится к объектам рыбохозяйственного значения.

Как следует из материалов дела и обстоятельств, установленных постановлением должностного лица административного органа и судьей районного суда, в ходе внеплановой выездной проверки ООО «Управляющая компания», проведенной на основании пункта 4 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии с решением министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 13 декабря 2021 года с привлечением специалистов филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Чувашской Республике» Федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу проведен количественный химический анализ сточных вод, сбрасываемых ООО «Управляющая компания» в водный объект – р. Апнерка.

Отбор проб сточных вод после очистных сооружений проводился 15.12.2021, 23.12.2021 на выпуске после очистных сооружений, в месте впадения в р. Апнерка, а также выше и ниже впадения сточных вод в р. Апнерка.

В соответствии с протоколом химического анализа воды от 22 декабря 2021 г. филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республике» концентрация вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах на выпуске после очистных сооружений в р. Апнерка превышает предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного назначения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2016г. № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения»: по нефтепродуктам в 4,2 раз, по БПК-5 в 198 раз, по фосфату иону в 36,16 раз, по аммоний иону в 8 раз, по АПАВ в 3,14 раза.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Управляющая компания» к административной ответственности, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность Общества подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которые получили надлежащую оценку при рассмотрении дела административным органом и жалобы судьей районного суда в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, в том числе протоколом об административном правонарушении от 24 декабря 2021 года, протоколом (актом) от 15 декабря 2021 года отбора проб воды с участием представителя Общества Викторовой Л.Г., протоколом химического анализа воды от 22 декабря 2021 г. , другими.

В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности в постановлении должностного лица и судебном решении сделан обоснованный вывод о вине Общества в нарушении требований законодательства об охране водных объектов, что правильно квалифицировано по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.

Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется. При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.

Доводы жалобы о существенных нарушениях процессуальных требований при отборе проб сточных вод тщательно проверены судьей районного суда и обоснованно опровергнуты.

Оснований ставить под сомнение достоверность результатов химического анализа проб воды на предмет концентрация вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах на выпуске после очистных сооружений в р. Апнерка, не имеется.

Доводы жалобы, в том числе содержащихся в письменных дополнениях, представленных защитником Хариной Т.А., о том, что ненадлежащая очистка сточных вод допущена не по вине Общества, а из-за существенного износа полей фильтрации очистных сооружений, собственником которых является администрация Вурнарского района, не принимаются, поскольку именно ООО «Управляющая компания» на основании концессионного соглашения эксплуатирует очистные сооружения, в том числе поля фильтрации, и осуществляет сброс сточных вод в р. Апнерка, является водопользователем и обязано при использовании водного объекта обеспечить соблюдение требований части 1 статьи 44 и части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации.

Административное наказание ООО «Управляющая компания» назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, при этом минимальный размер штрафа, предусмотренный частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, снижен в два раза.

Правовые основания для дальнейшего смягчения наказания, в том числе на основании статьи 4.1.2 КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступил в силу 06.04.2022), отсутствуют.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2- 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы являться основанием к отмене (изменению) состоявшихся по делу актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики № 12/12/51 от 14 января 2022 года и решение судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики – Чувашии от 23 марта 2022 года, вынесенные в отношении ООО «Управляющая компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КлоАП РФ, оставить без изменения, жалобу директора Общества Тисова Р.Ю. с дополнениями – без удовлетворения.

Судья А.В. Голубев

Решение01.07.2022