ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-266 от 30.07.2021 Курского областного суда (Курская область)

Судья Тарасова Л.В. Дело №21-266-АК-2021г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДР Е Ш Е Н И Е

30 июля 2021 года г. Курск

Судья Курского областного суда Курочкина И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО ГК «Промресурс» Полторацкого Н.В. на решение судьи Промышленного районного суда г.Курска от 22 июня 2021 года, вынесенное по жалобе ООО ГК «Промресурс» на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области Пахомова А.А. от 25.03.2021 года №26/05/21-8 и представление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора, государственного инспектора в области охраны окружающей среды комитета природных ресурсов Курской области от 25 марта 2021 года Пахомова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ в отношении ООО ГК «Промресурс», ТЦ «Европа-52», расположенного по адресу: <адрес>, ИНН/КПП , ОГРН ,

у с т а н о в и л а:

постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области Пахомова А.А. №26/05/21-8 от 25.03.2021 года ООО ГК «Промресурс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

25 марта 2021 года заместителем начальника отдела государственного экологического надзора, государственным инспектором в области охраны окружающей среды комитета природных ресурсов Курской области ФИО1 вынесено представление №26/05/21-8 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО ГК «Промресурс» обжаловало его в судебном порядке.

Решением судьи Промышленного районного суда г.Курска от 22 июня 2021 года вышеуказанное постановление должностного лица и представление от 25.03.2021 года оставлены без изменения, жалоба ООО ГК «Промресурс» - без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в Курский областной суд, генеральный директор ООО ГК «Промресурс» ФИО2 просит отменить решение судьи районного суда и постановление должностного лица, полагая их незаконными и необоснованными, ссылаясь на отсутствие в действиях ООО ГК «Промресурс» состава административного правонарушения.

Проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, выслушав защитника ООО ГК «Промресурс» по доверенности – ФИО3, поддержавшую доводы жалобы, нахожу решение судьи подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно п.11 ст.22 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.

В соответствии с п.1 ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ч.1 ст.30.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Статьей ст.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Как следует из материалов дела, 19 марта 2021 года, в 12.10 час. по адресу: <...> ФИО4, д.40, в ходе ознакомления с протоколом отбора проб (дата отбора 12.01.2021) установлено, что в результате производственной деятельности у организации ООО ГК «Промресурс» (ТЦ «Европа-50») образуются сточные, канализационные воды, которые сбрасываются в централизованную систему водоотведения по адресу: г.Курск, ул.К. Маркса, 10.

В соответствии с единым договором холодного водоснабжения и водоотведения №2521 от 27.03.2017 года ООО ГК «Промресурс» (ТЦ «Европа-50») является абонентом МУП «Курскводоканал» в части водоснабжения и водоотведения. МУП «Курскводоканал» осуществляет отбор проб сбрасываемых сточных вод для контроля за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод.

Согласно протоколу в отобранных пробах присутствует превышение предельно допустимых концентраций вредных загрязняющих веществ в составе сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения.

Согласно протоколу результатов анализа сточных вод от 12.01.2021 выявлены следующие превышения ПДК загрязняющих веществ:

Нефтепродукты составляет 2,0 мг/дм3 по факту 3,5 мг/дм3;

НПАВ составляет 3,0 мг/дм3 по факту 11,8 мг/дм3;

ХПК составляет 500 мг/дм3 по факту 1330 мг/дм3;

БПК5 составляет 210 мг/дм3 по факту 520 мг/дм3.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО ГК «Промресурс» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ, поскольку ООО ГК «Промресурс» (ТЦ «Европа- 50») осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованную систему водоотведения, с превышением предельно-допустимых концентраций, что является нарушением ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Должностным лицом правомерно вынесено представление №26/05/21-8 от 25.02.2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в котором указано на обязанность ООО ГК «Промресурс» (ТЦ «Европа-50») принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1. КоАП РФ, состав которого в действиях ООО ГК «Промресурс» административным органом доказан.

Факт совершения ООО ГК «Промресурс» административного правонарушения и его вина в совершении административного правонарушения подтверждаются совокупностью собранных и исследованных в судебном заседании доказательств, а именно: данными протокола об административном правонарушении, определением о возбуждении дела об административном правонарушении, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения №2521 от 27.03.2017 года ООО ГК «Промресурс», протоколом результатов анализа сточных вод, а также иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Действия ООО ГК «Промресурс» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями КоАП РФ и законодательством об охране окружающей среды.

В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Выводы суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ и их доказанности соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО ГК «Промресурс» состава административного правонарушения, ввиду того, что сбрасываемые ими стоки в централизованную систему водоотведения (канализации) не оказывают влияния на окружающую среду, так как не попадают в водные объекты, являются несостоятельными.

Согласно статье 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация зданий строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Из содержания части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ следует, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых сбросов (пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 21 указанного закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 22 указанного закона).

В силу п.11 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений и городских округов при сбросах в водные объекты, определенные на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в воде водного объекта.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляется в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими соответственно: порядок установления органами местного самоуправления норматива состава сточных вод (пп.8.1 п.11 ч.11 ст.7 Федерального закона №416-ФЗ.

Согласно п.13.1 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ, нормативами состава сточных вод – являются устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).

Таким образом, приведенные положения закона свидетельствуют о том, что превышение абонентом норматива допустимы сбросов, является несоблюдением экологических требований при эксплуатации объекта капитального строительства, что также подтверждается единым договор №2521 холодного водоснабжения и водоотведения от 27.03.2017 года, по которому абонент обязался соблюдать нормативы допустимых сбросов, которые являются экологическим показателем, устанавливаемым в целях охраны водных объектов от загрязнения сточными водами абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения.

Приведенные в жалобе доводы о том, что абоненты МУП «Курскводоканал» обязаны соблюдать только максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения установленных Приложением №5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения не могут быть приняты во внимание, так как, приведенные в перечне показатели не являются показателями НДС состава сточных вод, что также следует и из предмета единого договора в котором каждый из указанных нормативов приводится самостоятельно, а также и тем, что Перечень приведенный в приложении №5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения утвержден постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации», а нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии со ст. 6.1 Федерального закона № 416-ФЗ.

Таким образом, оснований не согласиться с выводами судьи районного суда о законности и обоснованности постановления должностного лица о привлечении ООО ГК «Промресурс» к административной ответственности и назначении административного наказания, в том числе по аналогичным доводам, которые проверены судом первой инстанции не имеется.

Поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства невозможности выполнения юридическим лицом требований законодательства, равно как и доказательств, принятия исчерпывающих мер, направленных на соблюдение действующих норм и правил, судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены постановления о привлечении ООО ГК «Промресурс» к административной ответственности.

Вопрос о наличии вины ООО ГК «Промресурс» в совершении вменяемого административного правонарушения исследовался административном органом и судьей районного суда в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в постановлении о привлечении к административной ответственности.

Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановления и решения, не установлено.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей первой инстанции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств, получивших оценку судьей первой инстанции в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, являлись предметом проверки суда первой инстанции, и не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в связи с чем обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном решении, и не ставят под сомнение выводы о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, из материалов дела не усматривается.

Постановление о привлечении ООО ГК «Промресурс»» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание ООО ГК «Промресурс» за правонарушение предусмотренное статьей 8.1 КоАП РФ, назначено в соответствии с требованиями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Курского областного суда

Р Е Ш И Л А:

Решение судьи Промышленного районного суда г.Курска от 22 июня 2021 года, вынесенное по жалобе ООО ГК «Промресурс» на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области ФИО1 от 25.03.2021 года №26/05/21-8 и представление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора, государственного инспектора в области охраны окружающей среды комитета природных ресурсов Курской области от 25 марта 2021 года ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ в отношении ООО ГК «Промресурс», ТЦ «Европа-52», оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО ГК «Промресурс» ФИО2 – без удовлетворения.

В соответствии с п.3 ст.31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Вступившие в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

Курского областного суда ФИО5