Судья: Семенов Н.С. Дело № 21-266/2022
Решение
«24» января 2022 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Пегушин В.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – ЮМУ Росприроднадзора) ФНВ на решение судьи Приморского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 07 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Новороссийска» г. Новороссийск, Краснодарского края (далее – МУП «Водоканал г.Новороссийска»),
установил:
постановлением № <...> от 17 июня 2021 года старшего государственного инспектора ЮМУ Росприроднадзора ФНВ юридическое лицо – МУП «Водоканал г.Новороссийска» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере – <...>) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник МУП «Водоканал г.Новороссийска», по доверенности БАА подал жалобу в районный суд.
Обжалуемым решением от 07 сентября 2021 года судьи Приморского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края постановление государственного инспектора ЮМУ Росприроднадзора отменено, производство по делу в отношении МУП «Водоканал г.Новороссийска» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, старший государственный инспектор ЮМУ Росприроднадзора ФНВ просит отменить решение судьи районного суда, считая, что оно незаконно, вынесено с нарушением требований КоАП РФ, без полного исследования материалов дела. Также просит восстановить пропущенный процессуальный срок на обжалование решения судьи.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника МУП «Водоканал г.Новороссийска», по доверенности БАА., возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, изучив доводы жалобы и ходатайства о восстановлении срока на обжалование, судья краевого суда приходит к следующему.
В части срока обжалования решения судьи районного суда.
Согласно частям 1, 2 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
По материалам дела установлено, что жалоба старшего государственного инспектора ЮМУ Росприроднадзора ФНВ на решение судьи Приморского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 07 сентября 2021 года подана в установленный законом срок, в связи с чем, оснований для рассмотрения ходатайства не имеется.
По части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Как следует из постановления контролирующего органа от 17 июня 2021 года и материалов по делу об административном правонарушении, в период с 01 апреля 2021 года по 28 апреля 2021 года сотрудниками Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка, на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в отношении юридического лица – МУП «Водоканал города Новороссийска».
28 мая 2021 года, в 16 часов 30 минут, установлено, что юридическим лицом – МУП «Водоканал г. Новороссийска» по адресу: <...>/ место(а) фактического осуществления деятельности: объект НВОС № <...>, совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ, что заключается в следующем.
Статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» частью 1 определена обязанность гражданина, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники и передвижные источники: юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Статьей 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В ходе проведения выездной проверки, установлено, что МУП «Водоканал города Новороссийска» не обеспечено исполнение обязанности по разработке программы производственного экологического контроля для объекта НВОС № <...> категории с учетом требований Приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации в о результатах осуществления производственного экологического контроля», а именно, в программе ПЭК отсутствуют сведения об источниках образования сточных вод; мероприятиях по учету объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества; программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод; план-график проведения проверок работы очистных сооружений; -программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной; сроках проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных, что является нарушением: п.п. 2,3 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; п.9.2. Приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
Кроме того, в соответствии с программой ПЭК от 01.09.2020 для объекта МУП «Водоканал г. Новороссийска», (объект НВОС <...>) основные загрязняющие вещества, выделяющиеся в результате эксплуатации объектов КОС с<...>: Азота диоксид (Азот (IV) оксид), Аммиак, Азот (11) оксид (Азота оксид),Углерод (Сажа),Сера диоксид-Ангидрид сернистый, Дигидросульфид (Сероводород), Углерод оксид,Метан, Бенз/а/пирен, гидроксибензол (Фенол),Формальдегид, Смесь природных меркаптанов (в пересчете на этил меркаптан), Керосин, Углеводороды предельные С 12- С 19.
По результатам расчетов определена качественная и количественная характеристика источников выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух на существующее положение было выявлено 4 источника выбросов ЗВ; 14 наименований ЗВ; общий годовой выброс составляет <...> т/год.
МУП «Водоканал г. Новороссийска» предоставлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, в соответствии с которой в разделе 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» в столбце 5 «фактический выброс загрязняющих веществ (тонн)» указана масса 21 наименования загрязняющих веществ поступивших в атмосферный воздух в результате эксплуатации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ от объекта НВОС № <...> МУП «Водоканал города Новороссийска». Фактический выброс загрязняющих веществ в 2020 году составил <...> тонн.
МУП «Водоканал г. Новороссийска» (объект НВОС № <...>) является юридическим лицом, эксплуатирующим стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, осуществляющим выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, однако, инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствует.
МУП «Водоканал г. Новороссийска» для объекта НВОС № <...>-П не обеспечена разработка предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Проверкой также установлено, что МУП «Водоканал г. Новороссийска» не обеспечено проведение инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух эксплуатируемых на объекте НВОС № <...> Очистные сооружения канализации п. Абрау-Дюрсо, 1 категории, расположенного по адресу: <...>, что является нарушением 4.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Кроме того, МУП «Водоканал г. Новороссийска» не обеспечена разработка предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ поступающих в атмосферный воздух при эксплуатации объекта НВОС № <...>-Очистные сооружения канализации п. Абрау-Дюрсо, 1 категории, расположенного по адресу: <...>, что является нарушением ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
МУП «Водоканал города Новороссийска» (объект НВОС № <...> является юридическим лицом, эксплуатирующим стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, осуществляющим выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в соответствии с действующим законодательством обязано разработать и согласовать мероприятия в периоды НМУ.
На основании вышеизложенного, установлено, что МУП «Водоканал г. Новороссийска» осуществляет деятельность на объекте № <...>, в результате которой осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, однако, согласованные с министерством природных ресурсов Краснодарского края мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий у МУП «Водоканал г. Новороссийска» отсутствуют.
Таким образом, МУП «Водоканал города Новороссийска» не обеспечило выполнение обязанности по согласованию с министерством природных ресурсов Краснодарского края мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды наступления неблагоприятных метеорологических условий, при осуществлении деятельности на объекте НВОС № <...> что является нарушением: ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий».
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения 17 июня 2021 года постановления о привлечении МУП «Водоканал г.Новороссийска» к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ.
Отменяя постановление надзорного органа, судья районного суда сослался на то, что на момент проведения плановой выездной проверки в отношении МУП «Водоканал г. Новороссийска» последнее не являлось арендатором ПВОС №<...>, через которые проводился сброс недостаточно очищенных сточных вод, придя к выводу о незаконности и необоснованности вынесенного в отношении предприятия постановления, в связи с чем отменил его и прекратил производство по делу, за отсутствием в действиях МУП «Водоканал г.Новороссийска» состава административного правонарушения.
С данным утверждением, являющимся преждевременным и необоснованным, согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Так, судьей районного суда должным образом не проверены все доказательства по делу и не дана им надлежащая оценка.
Не принят во внимание факт того, что МУП «Водоканал г. Новороссийска» на объекте НВОС № <...> очистные сооружения канализации с.Абрау-Дюрсо 1 категории осуществляет деятельность по обеспечению водоотведения принимаемых стоков от абонентов, расположенных в с. <...> на основании договора аренды имущества водопроводного и (или) канализационного комплекса от 02.12.2013 №<...>, согласно которому МУП «Водоканал г. Новороссийска» в аренду переданы объекты (имущество) необходимые для эксплуатации водопроводного и (или) канализационного комплекса.
Объекты (имущество) переданы в соответствии с актом приема-передачи от 14.01.2014, по которому МУП «Водоканал г. Новороссийска» принял в пользование имущество вместе со всеми его принадлежностями и документами.
Согласно дополнительного соглашения от 21.05.2014 №1 к договору аренды имущества водопроводного и (или) канализационного комплекса от 02.12.2013 №<...> все переданное МУП «Водоканал г. Новороссийска» имущество является собственностью администрации МО г. Новороссийск.
Администрацией МО г. Новороссийск предоставлено дополнительное соглашение от 28.12.2020 №2 к договору аренды имущества водопроводного и (или) канализационного комплекса от 02.12.2013 №<...>, согласно которому в связи с реконструкцией муниципальных объектов канализационного комплекса с. Абрау-Дюрсо, МУП «Водоканал города Новороссийска» и в соответствии с актом приема-передачи муниципального имущества от 28.12.2020, Администрация МО г. Новороссийск принимает от МУП «Водоканал г. Новороссийска» следующее муниципальное имущество: <...>
В ходе проведения проверки ЮМУ Росприроднадзора был направлен запрос от 08.04.2021 №<...> в Администрацию МО г. Новороссийск о лицах осуществляющих эксплуатацию очистных сооружений канализации с. Абрау-Дюрсо.
Согласно письма от 20.04.2021 №<...> Администрации МО г.Новороссийск объекты: <...>. переданы по договору от 25.12.2020 №63 о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления в МКУ «Управления строительства» для проведения реконструкции систем водоотведения в соответствии с муниципальным контрактом от 09.10.2020 № <...>.
Однако, в соответствии с пунктом 3 дополнительного соглашения от 28.12.2020 №2 к договору аренды имущества водопроводного и (или) канализационного комплекса от 02.12.2013 №022-808/13, все остальные условия договора действуют в полном объеме, в 2021 году МУП «Водоканал г.Новороссийска» обеспечивает водоотведение от абонентов, расположенных в с. <...>.
Проверкой также установлено, что МУП «Водоканал г. Новороссийска» не обеспечено исполнение обязанности по разработке программы производственного экологического контроля для объекта НВОС № <...> 1 категории с учетом требований Приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля", а именно, в программе ПЭК отсутствуют сведения о: источниках образования сточных вод; мероприятиях по учету объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества; программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод; план-график проведения проверок работы очистных сооружений; -программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной; сроках проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных, что является нарушением: п.п. 2,3 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; п.9.2. Приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
Помимо этого, проверкой установлено, что МУП «Водоканал города Новороссийска» не обеспечено проведение инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух эксплуатируемых на объекте НВОС № <...> Очистные сооружения канализации п. <...>, 1 категории, расположенного по адресу: <...> что является нарушением ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
Кроме того, МУП «Водоканал г.Новороссийска» не обеспечена разработка предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ поступающих в атмосферный воздух при эксплуатации объекта НВОС № <...> очистные сооружения канализации п. Абрау-Дюрсо, 1 категории, расположенного по адресу: <...>, что является нарушением ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Помимо всего прочего, МУП «Водоканал г.Новороссийска» не обеспечило выполнение обязанности по согласованию с министерством природных ресурсов Краснодарского края мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды наступления неблагоприятных метеорологических условий, при осуществлении деятельности на объекте НВОС № <...>, что является нарушением: ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий».
Также, МУП «Водоканал г. Новороссийска» не обеспечено ведение учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников для объекта НВОС № <...>- очистные сооружения канализации п. Абрау-Дюрсо, 1 категории, расположенного по адресу: <...>, что является нарушением требований п.6 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Всем вышеуказанным обстоятельствам судьей районного суда оценка не дана, поскольку они не были исследованы по существу.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, в связи с вышеуказанным, вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях юридического лица – МУП «Водоканал г. Новороссийска» состава вменяемого административного правонарушения является несостоятельным и преждевременным, поэтому решение судьи районного суда от 07 сентября 2021 года подлежит отмене.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку решение судьи первой инстанции вынесено с существенными нарушениями процессуальных требований, то оно подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение. Срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу еще не истек.
При новом рассмотрении данного дела судье следует учесть все вышеуказанное, и с учетом требований ст. 4.5 КоАП РФ принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
жалобу старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФНВ - удовлетворить.
Решение судьи Приморского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 07 сентября 2021 года, вынесенное в отношении юридического лица – МУП «Водоканал г.Новороссийска» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Судья
краевого суда: Пегушин В.Г.