ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-267/2018 от 10.05.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело №21-267/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Хабаровск 10 мая 2018 года

Судья Хабаровского краевого суда Савватеева А.А., рассмотрев жалобу защитника ОАО «Дальлеспром» Сотниковой Ю.Р. на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Управления лесами Правительства Хабаровского края от 27 ноября 2017 года и решение судьи Солнечного районного суда Хабаровского края от 02 марта 2018 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.8.25, ч.1 ст.8.31 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Дальлеспром»,

установил:

Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Управления лесами Правительства Хабаровского края ФИО1 от 27 ноября 2017 года ОАО «Дальлеспром» (далее – Общество) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.25, ч.1 ст.8.31 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Солнечного районного суда Хабаровского края от 02 марта 2018 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

Защитник Общества Сотникова Ю.Р. обратилась в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит указанные постановление и судебное решение отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что Общество не является надлежащим субъектом инкриминируемого правонарушения.

Жалоба рассмотрена в отсутствие законного представителя юридического лица Дружинина А.В., защитника Сотниковой Ю.Р., должностного лица административного органа ФИО1, извещенных о дне, месте и времени рассмотрения дела, ходатайств об отложении не заявлявших.

Изучив доводы жалобы, выслушав представителя должностного лица административного органа Пасько Е.Д., возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Часть 2 ст.8.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.

Частью 1 ст.8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах.

Из материалов дела следует и судьей районного суда установлено, что 26 июня 2017г. в целях проверки соблюдения ОАО «Дальлеспром» условий договора аренды лесного участка от 05 ноября 2008г. должностным лицом КГКУ «Амгуньское лесничество» в присутствии представителя ОАО «Дальлеспром» проведен осмотра мест рубок в квартале 892 выделах 8, 15 деляне 1 площадью 30,3 га Баджальского участкового лесничества Амгуньского лесничества, в ходе которого выявлено, что ОАО «Дальлеспром» допущены нарушения п.16 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ №607 от 20 мая 2017г., п.5 и п.7.1 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ №367 от 27 июня 2016г., которым утверждены виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки, а именно:

- на погрузочной площадке в выделе 8 в 20 метрах от лесосечного столба под №1 на весенне-летний период на срок более 30 дней оставлена неокоренная заготовленная древесина породы Ель, Лиственница в количестве 85 штук в объеме 28,814 м?;

- в соответствии с технологической картой на разработку лесосеки не произведено окаймление лесосеки минерализованной полосой шириной не менее 3 метров по периметру от лесосечного столба №1 и №№13-4 общей протяженностью 1819 метров;

- на всей площади деляны отсутствует разметка пасечных и магистральных волоков.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении Общества протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.8.25, ч.1 ст.8.31 КоАП РФ, и дальнейшего привлечения к административной ответственности.

Вина Общества в совершении инкриминируемых административных правонарушений подтверждается договором аренды земельного участка от 05 ноября 2008г., актом приема-передачи лесного участка в аренду от 19 ноября 2008г., соглашением от 26 октября 2011г. о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 05 ноября 2008г., актом осмотра лесосеки и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

На основании ч.3 ст.16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Пунктом 16 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607, предусмотрено, что при оставлении (хранении) заготовленной древесины в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней необходимо принять меры по предохранению ее от заселения стволовыми вредителями. Сроки запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) заготовленной древесины в Дальневосточных таежных районах установлены с 15 мая по 15 августа.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ №367 от 27 июня 2016г. утверждены виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения (далее – Приказ №367 от 27 июня 2016г.).

В соответствии с п. 5 Приказа №367 от 27 июня 2016г. при выполнении лесосечных работ должны соблюдаться условия договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в ч. 5 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации, права постоянного (бессрочного) пользования, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требования лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения.

Согласно пп.1 п.7 Приказа №367 от 27 июня 2016г. при проведении подготовительных лесосечных работ должна быть проведена разметка в натуре границ погрузочных пунктов, трасс магистральных и пасечных волоков (технологических коридоров), производственных и бытовых площадок.

Анализируя содержание представленных материалов, с выводом должностного лица и судьи районного суда о доказанности факта совершения Обществом инкриминируемых административных правонарушений следует согласиться, поскольку он сделан с учетом всех фактически значимых обстоятельств по делу.

Доводы жалобы о том, что ОАО «Дальлеспром» не является субъектом инкриминируемых правонарушений, считаю несостоятельными.

ОАО «Дальлеспром», заключив 05 ноября 2008г. договор аренды лесного участка , приняло на себя обязательство по надлежащему исполнению его условий, в том числе по соблюдению требований лесного законодательства, Правил санитарной безопасности в лесах и иных нормативных правовых актов РФ, Хабаровского края. Следовательно, ответственность за неисполнение условий указанного договора, не может нести иное лицо, в данном случае подрядная организация ЗАО «РФП лесозаготовка», осуществлявшая работы на указанном лесном участке по заданию арендатора.

Согласно пп. «а» п.12 Договора аренды земельного участка от 05 ноября 2008г., а также п.2.4.1 договора генерального подряда от 10 декабря 2013г. Обществу следовало осуществлять контроль за действиями лиц, выполняющими комплекс работ по заготовке круглых лесоматериалов, принимать меры к недопущению нарушения лесного законодательства, использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Хабаровского края и Договором аренды лесного участка. Заключение договора подряда на выполнение работ по заготовке круглых лесоматериалов не освобождает ОАО «Дальлеспром» от исполнения возложенных на него публично-правовых обязанностей и не изменяет субъектный состав правоотношений, определенных договором аренды лесного участка.

Поскольку институт прецедентного права российским законодательством не предусмотрен, аналогичные судебные акты, вынесенные по другим делам об административных правонарушениях, не относящимся к рассматриваемому, на которые ссылается заявитель в жалобе, как на сложившуюся судебную практику, не имеют преюдициального значения для настоящего дела.

Вместе с тем, соглашаясь с выводами о наличии в действиях Общества состава инкриминируемых правонарушений, считаю необходимым оспариваемые постановление должностного лица и решение судьи изменить по следующему основанию.

Согласно доводам жалобы и имеющемуся в материалах дела договору генерального подряда от 10 декабря 2013г., ОАО «Дальлеспром» самостоятельную заготовку древесины не осуществляет, а разработка арендованного лесного участка производится силами подрядной организации.

Понятие договора подряда содержится в ч.1 ст.702 Гражданского кодекса РФ, согласно которой по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Вместе с тем, должностное лицо в постановлении о назначении наказания и судья районного суда в описательно-мотивировочной части решения, признавая Общество надлежащим субъектом правонарушения, ссылаются на ст.615 Гражданского кодекса РФ, регулирующую правоотношения по пользованию названным лесным участком как основанные на договоре субаренды.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств по данному делу, выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о наличии между ОАО «Дальлеспром» и ЗАО «РФП лесозаготовка» отношений, вытекающих из договора субаренды лесного участка, переданного ОАО «Дальлеспром» по договору аренды от 05 ноября 2008г., являются ошибочными и подлежат исключению из оспариваемых постановления и судебного решения.

Кроме того, из описательно-мотивировочной части судебного решения подлежит исключению указание на нарушение ОАО «Дальлеспром» п.21 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016г. №474, поскольку нарушения указанных Правил Обществу в протоколе об административном правонарушении не вменялось.

Также исключению из судебного решения подлежат ссылки на пп. 43, 44 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007г. №414, подп.«з» п.13 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01 августа 2011г. №337, поскольку указанные Правила заготовки древесины и Правила санитарной безопасности в лесах утратили свое действия в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 г. №607 и приказа Минприроды России от 13.09.2016 №474 об утверждении соответствующих Правил.

Исключение указанного из постановления должностного лица и судебного решения не является основанием для освобождения Общества от административной ответственности, а также для снижения назначенного наказания, поскольку факт совершения Обществом административного правонарушения должным образом установлен, наказание назначено с учетом наличия отягчающего вину обстоятельства (повторного совершения однородного административного правонарушения), в соответствии с требованиями ст.ст.4.1, ч. 2 ст.4.4 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления административного органа и судебного решения, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не допущено.

С учетом изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Управления лесами Правительства Хабаровского края от 27 ноября 2017 года и решение судьи Солнечного районного суда Хабаровского края от 02 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.25, ч.1 ст.8.31 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Дальлеспром» изменить, исключив выводы о наличии между ОАО «Дальлеспром» и ЗАО «РФП лесозаготовка» отношений, вытекающих из договора субаренды лесного участка; исключить из решения судьи Солнечного районного суда Хабаровского края от 02 марта 2018 года указание на нарушение ОАО «Дальлеспром» п.21 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016г. №474, а также ссылки на пп. 43, 44 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007г. №414, подп. «з» п.13 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01 августа 2011г. №337.

В остальной части постановление должностного лица от 27 ноября 2017 года и судебное решение от 02 марта 2018 года оставить без изменения, а жалобу защитника ОАО «Дальлеспром» Сотниковой Ю.Р. – без удовлетворения.

Судья Хабаровского краевого суда А.А. Савватеева