ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-267/2021 от 22.11.2021 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Кузнецова Е.В. Дело № 21-267/2021

37RS0017-01-2021-000704-24

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново 22 ноября 2021 года

Судья Ивановского областного суда Матвеев Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Кочетова Е.В. в интересах председателя Сельскохозяйственного производственного кооператива «Большевик» Мошкова Евгения Васильевича на решение судьи Родниковского районного суда Ивановской области от 8 октября 2021 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного экологического надзора, государственного инспектора Ивановской области по охране природы Гайдуковой Д.М. от 22 июля 2021 года Мошков Е.В. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Решением судьи Родниковского районного суда Ивановской области от 8 октября 2021 года постановление старшего государственного инспектора отдела государственного экологического надзора, государственного инспектора Ивановской области по охране природы Гайдуковой Д.М. оставлено без изменения.

Не согласившись с решением судьи, защитник Кочетов Е.В. в интересах Мошкова Е.В. обратился с жалобой в Ивановский областной суд, в которой просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В обоснование жалобы указывается, что ведение деятельности Сельскохозяйственного производственного кооператива «Большевик» (далее СПК «Большевик» по добыче воды из артезианских скважин, расположенных в деревнях <данные изъяты>, с 23 ноября 2018 года осуществлялось на основании заключенного лицензионного соглашения об условиях пользования недрами и лицензии на пользование недрами, выданных на основании распоряжения Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области. С вышеуказанной даты со стороны Департамента в адрес СПК «Большевик» никаких требований не поступало. Указывает на то, что допущенное правонарушение не является длящимся. В обоснование этого ссылается на п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 « О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях» и ч.1 ст.69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», где указан конкретный срок для постановки на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, составляющий 6 месяцев со дня начала эксплуатации. На момент привлечения Мошкова Е.В. к административной ответственности срок давности, указанный в ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, истек.

Извещенные о дате, месте судебного заседания надлежащим Мошков Е.В., природоохранный прокурор в судебное заседание не явились. Природоохранный прокурор представил письменный отзыв от 19 ноября 2021 года, в котором просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.

Явившемуся в судебное заседание защитнику Кочетову Е.В. разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ. Ходатайств и отводов не заявлено.

В судебном заседании защитник Кочетов Е.В. жалобу поддержал.

Выслушав защитника, оценив доводы жалобы и проверив материалы дела, нахожу обжалуемое судебное решение подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии со ст. 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа, в том числе на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно п. 1 ст. 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Пунктами 1 и 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 № 2398 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

Согласно под. 4 п. 6 вышеназванных Критериев № 2398, объекты на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность исключительно по добыче подземных вод, за исключением осуществления на объекте оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод при условии отсутствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки), относятся к объектам III категории.

Из материалов дела усматривается, что СПК «Большевик» эксплуатирует пять артезианских скважин, которые расположены в д. <данные изъяты>

Деятельность по добыче вод из указанных скважин осуществляется на основании лицензии на пользование недрами ИВА от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области.

Председатель СПК «Большевик» Мошков Е.В. привлечен к административной ответственности за неподачу заявки на постановку на государственный учет артезианских скважин, которые эксплуатирует предприятие.

Указанное нарушение выявлено в ходе проведенной Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой в период времени с 18 по 29 июня 2021 года проверки исполнения федерального законодательства при использовании недр, связанном с добычей подземных вод СПК «Большевик».

Факт совершения Мошковым Е.В. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств. В числе этих доказательств: распоряжение от 10 октября 2018 года № 642-р о предоставлении права пользования недрами; лицензия на пользование недрами ИВА от ДД.ММ.ГГГГ; лицензионное соглашение об условиях пользования недрами; свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ юридического лица СХПК «Большевик»; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица; выписка из протокола № заседания общего собрания членов СПК «Большевик» от 28 марта 2019 года; постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 29 июня 2021 года; решение о проведении проверки от 16 июня 2021 года № .

Вышеприведенные доказательства оценены судьей первой инстанции по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.

Вопреки доводам жалобы Мошков Е.В. привлечен к административной ответственности в пределах сроков давности.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, составляет 1 год.

Ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Из разъяснений, приведенных в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Административная ответственность по ст. 8.46 наступает за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Указанная норма не устанавливает административную ответственность за непредоставление информации в предусмотренный законодательством об охране окружающей среды срок.

Следовательно, неуказание в диспозиции ст.8.46 КоАП РФ формулировок "нарушение сроков" или "нарушение требований, предусматривающих срок их исполнения", свидетельствует об отсутствии связи момента окончания противоправного деяния с истечением установленного законодательством срока.

Таким образом, истечение указанного в п.2 ст.69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» срока не носит пресекательный характер. Дальнейшее неисполнение обязанности по постановке объекта на учет представляет собой длительное непрекращающееся бездействие по выполнению установленной законом обязанности.

В настоящем случае установленный КоАП РФ годичный срок привлечения к административной ответственности подлежал исчислению с момента обнаружения административного правонарушения, и на момент вынесения должностным лицом оспариваемого постановления он не истек. В данном случае правонарушение выявлено в ходе проведения проверки 29 июня 2021 года в 14 часов 25 минут, следовательно, срок давности, установленный для этой категории дел, на момент вынесения 22 июля 2021 года должностным лицом постановления не истек.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией ст. 8.46 КоАП РФ, назначенное наказание соответствует требованиям ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст.30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Решение судьи Родниковского районного суда Ивановской области от 8 октября 2021 года, вынесенного в отношении председателя Сельскохозяйственного производственного кооператива «Большевик» Мошкова Евгения Васильевича оставить без изменения, жалобу защитника Кочетова Е.В., - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Ивановского областного суда Н.А. Матвеев