ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-269/2021 от 20.10.2021 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Образцова О.Ю.

Дело № 21-269/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Камчатского краевого суда Чаднов О.В. при секретаре Винник Е.Б., рассмотрев 20 октября 2021 года в г. Петропавловске-Камчатском жалобу защитника Зубаря Ю.Н. - Пляскина В.В., поданную на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 8 сентября 2021 года, которым постановлено:

«Жалобу защитника Пляскина Вячеслава Вячеславовича удовлетворить частично.

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23 июня 2021 года № 18-76 в отношении должностного лица – генерального директора акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» Зубаря Юрия Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях, изменить.

Исключить из постановления указание на выполнение акционерным обществом «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» неверного расчёта суммы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ; за отходы 5 класса опасности, переданные на захоронение – «обрезь натуральная чистой древесины» (код ФККО – 30522004215), невыполнение расчёта платы за сброс загрязняющих веществ для выпуска№2 и по загрязняющим веществам, сброшенным в водный объект согласно информации, указанной в бланке 2 отчётности 2-ТП (водхоз); за отходы производства и потребления лампы люминесцентные, потерявшие свои потребительские свойства (код ФККО 47110101521), внесение неполной платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу защитника Пляскина В.В., без удовлетворения»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю (далее – должностное лицо) № 18-76/2021 от 23 июня 2021 года генеральный директор акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (далее – АО «ПКМТП, Общество) Зубарь Ю.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Основанием для привлечения генерального директора АО «ПКМТП» Зубаря Ю.Н. к административной ответственности послужили выявленные в ходе плановой выездной проверки нарушения пункта 1 статьи 16.3, пунктов 1, 2, 3, 7 статьи 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктов 2, 5 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», выразившиеся во внесении неполной платы за негативное воздействие на окружающую среду позднее установленного законодательством срока, неверном расчете сумму платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, за отходы 5 класса опасности, переданные на захоронение – «обрезь натуральная чистой древесины», отсутствии расчета суммы платы за сброс загрязняющих веществ для выпуска№ 2и по загрязняющим веществам, сброшенным в водный объект согласно информации, указанной в бланке 2 отчётности 2-ТП (водхоз), а также за отходы производства и потребления «лампы люминесцентные, потерявшие свои потребительские свойства».

Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 8 сентября 2021 года постановление должностного лица административного органа от 23 июня 2021 года изменено путем исключения указания на неверный расчёт суммы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, за отходы 5 класса опасности, переданные на захоронение, невыполнение расчёта платы за сброс загрязняющих веществ для выпуска№2 и по загрязняющим веществам, сброшенным в водный объект, за отходы производства и потребления «лампы люминесцентные, потерявшие свои потребительские свойства» и внесение неполной платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник генерального директора Общества Зубаря Ю.Н. – Пляскин В.В. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи и заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение. Указывает, что срок внесения платы нарушен на незначительное время, материалами дела не установлено фактов причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде и безопасности государства, Общество является субъектом среднего предпринимательства, правонарушение совершено впервые.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно пункту 1 статьи 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.

В соответствии с положениями статьи 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления (пункт 1).

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (пункт 2).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 3).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что приказом исполняющего обязанности руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 404-КНД от 15 апреля 2021 года назначено проведение плановой выездной проверки в отношении АО «ПКМТП» по месту фактического осуществления деятельности в г. Петропавловске-Камчатском, пл. им. Г.И. Щедрина, д. 2, морской торговый порт, II-я категория негативного воздействия на окружающую среду (л.д. 15-20).

По результатам плановой выездной проверки составлен акт проверки № 404-КНД от 3 июня 2021 года в соответствии с которым АО «ПКМТП», осуществляя хозяйственную деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду II категории «Морской торговый порт» неверно рассчитало сумму платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ; за отходы 5 класса опасности, переданные на захоронение – «обрезь натуральная чистой древесины» (код ФККО – 30522004215), не выполнило расчёт платы за сброс загрязняющих веществ для выпуска№2 и по загрязняющим веществам, сброшенным в водный объект согласно информации, указанной в бланке 2 отчётности 2-ТП (водхоз); за отходы производства и потребления «лампы люминесцентные, потерявшие свои потребительские свойства» (код ФККО 47110101521), в связи с чем внесло неполную плату за негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 43-52).

Кроме того, в соответствии с платежными поручениями № 410 от 2 марта 2021 года, № 412 от 2 марта 2021 года, № 411 от 2 марта 2021 года, № 966 от 14 мая 2021 года плата за негативное воздействие на окружающую среду внесена Обществом позднее установленного законодательством срока - 1 марта 2021 года (л.д 97-100).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении генерального директора АО «ПКМТП» Зубаря Ю.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его привлечения к административной ответственности на основании постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю № 18-76/2021 от 23 июня 2021 года.

При пересмотре постановления должностного лица административного органа судья городского суда, установив, что вмененные генеральному директору Общества Зубарю Ю.Н. нарушения положений Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Постановления Правительства РФ от 3 марта 2017 года № 255 в части неверного расчета суммы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, невыполнение расчета за сброс загрязняющих веществ охватываются диспозицией статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не могут быть квалифицированы по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также отсутствие конкретных расчетов, которые бы позволили установить внесение неполной платы за негативное воздействие на окружающую среду, пришел к обоснованному выводу об исключении указанных нарушений из объема предъявленного Зубарю Ю.Н. обвинения.

При этом, установив, что платежными поручениями № 410 от 2 марта 2021 года, № 412 от 2 марта 2021 года, № 411 от 2 марта 2021 года, № 966 от 14 мая 2021 года плата за негативное воздействие на окружающую среду внесена после 1 марта 2021 года, должностное лицо административного органа и судья городского суда обоснованно признали в действиях генерального директора АО «ПКМТП» Зубаря Ю.Н. нарушение требований пункта 3 стать 16.4 Федерального закона «Об окружающей среде» и наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на исследованных и приведенных в постановлении доказательствах, которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценены на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

В силу ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Генеральный директор Общества, который согласно пунктам 16.1, 16.3 Устава АО «ПКМТП» является единоличным исполнительным органом Общества, к компетенции которого относятся все вопросы руководства текущей деятельностью (за исключением отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров, Совета директоров), обязан был принять меры к соблюдению требований природоохранного законодательства при эксплуатации морского торгового порта и обеспечить своевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, однако достаточных мер к этому не принял, в связи с чем выводы о виновности Зубаря Ю.Н. в совершении административного правонарушения соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

Наказание Зубарю Ю.Н. назначено с учётом характера и обстоятельств совершённого административного правонарушения, с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере, предусмотренном санкцией статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае из материалов дела указанную совокупность обстоятельств судья городского суда не усмотрел, поскольку, как правильно установлено судьей Петропавловск-Камчатского городского суда, административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на правоотношения в области охраны окружающей среды и природопользования, что указывает на высокую степень общественной опасности.

При проверке дела в полном объёме не выявлено нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену решения судьи, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 8 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» Зубаря Ю.Н. оставить без изменения, а жалобу защитника Пляскина В.В. – без удовлетворения.

Судья Камчатского

краевого суда О.В. Чаднов