ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-26/2022 от 06.04.2022 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело № 21-26/2022

Судья Чочуев Х.К.

РЕШЕНИЕ

06 апреля 2022 года г. Нальчик

Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Тогировой Д.Б., с участием представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике ФИО1, действующего по доверенности от 18 марта 2022 года, представителя прокурора Черекского района Кабардино-Балкарской Республики Шогенова З.Б., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 ФИО14, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике ФИО2 на решение судьи Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО3 ФИО15

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Черекского района Кабардино-Балкарской Республики была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики требований федерального законодательства при проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

По результатам проверки исполняющим обязанности прокурора Черекского района Кабардино-Балкарской Республики Кульбаевым А.Р. постановлением от 18 июня 2021 года в отношении заместителя главы Администрации сельского поселения <адрес> Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики ФИО3 ФИО16 было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по признакам – размещение недостоверной информации о проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продаже государственного или муниципального имущества (л.д.40-44).

Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике ФИО2 от 03 августа 2021 года ФИО3 был привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей (л.д.6- 12).

Указанным постановлением ФИО3 был признан виновным в том, что, будучи заместителем главы Администрации сельского поселения <адрес> Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики и ответственным за размещение извещений о проведении торгов на право заключения договоров аренды муниципальных земельных участков, 19 января 2021 года разместил на официальном сайте <данные изъяты> извещение на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровым номером , учетный номер , площадью <данные изъяты> кв.м., (лот) и с кадастровым номером учетный номер , площадью <данные изъяты> кв.м. (лот). Фактически победителю аукциона по обоим лотам ФИО8 переданы по договорам аренды земельных участков земельные участки площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты>. соответственно, в силу чего размещенная в извещении информация относительно площадей земельных участков административным органом была признана недостоверной.

Не согласившись с постановлением, 16 августа 2021 года ФИО3 обжаловал его в суд (л.д.3-4).

Решением судьи Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 января 2022 года постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике ФИО2 от 03 августа 2021 года в отношении ФИО3 отменено и производство по делу прекращено на основании и пункта 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за истечением срока давности привлечения к административной ответственности (л.д.121-124).

08 февраля 2022 года заместитель руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике ФИО2 обратился в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Черекский районный суд с жалобой, в которой просит отменить решение судьи Черекского районного суда от 27 января 2022 года и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что виновность должностного лица - заместителя главы Администрации сельского поселения <адрес> Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела, признанием ФИО3 вины в правонарушении, само постановление от 03 августа 2021 года о привлечении ФИО3 к административной ответственности было вынесено административным органом с соблюдением установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении, в силу чего, считает заявитель жалобы, у суда не было правовых оснований для его отмены (лд.131-137).

В судебном заседании представитель административного органа - Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике ФИО1 и представитель прокурора Черекского района Кабардино-Балкарской Республики Шогенов З.Б., поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.

ФИО3 просил жалобу отклонить.

Изучив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив на основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, прихожу к следующему.

В силу части 3 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размещение недостоверной информации о проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продаже государственного или муниципального имущества либо предоставление документации, содержащей недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.31 и 7.32.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, по результатам прокурорской проверки постановлением исполняющего обязанности прокурора Черекского района Кабардино-Балкарской Республики от 18 июня 2021 года в отношении должностного лица – заместителя главы Администрации сельского поселения <адрес> Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики ФИО3 было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по признакам – размещение недостоверной информации о проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продаже государственного или муниципального имущества (л.д.40-44).

Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 03 августа 2021 года ФИО3 был привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей (л.д.6-12).

Указанным постановлением ФИО3 был признан виновным в том, что, будучи заместителем главы Администрации сельского поселения <адрес> Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики и ответственным за размещение извещений о проведении торгов на право заключения договоров аренды муниципальных земельных участков, 19 января 2021 года разместил на официальном сайте <данные изъяты> извещение на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровым номером , учетный номер , площадью <данные изъяты> кв.м., (лот) и с кадастровым номером , учетный номер , площадью <данные изъяты> кв.м. (лот). Фактически победителю аукциона по обоим лотам ФИО8 переданы по договорам аренды земельных участков , земельные участки площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты>.м. соответственно, в силу чего размещенная в извещении информация относительно площадей земельных участков административным органом была признана недостоверной.

По жалобе ФИО3 судья Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики решением от 27 января 2022 года отменил постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 03 августа 2021 года по мотиву его вынесения с нарушением положений части 2 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях без извещения исполняющего обязанности прокурора Черекского района Кабардино-Балкарской Республики, вынесшего постановление о возбуждении рассматриваемого дела, о времени и месте рассмотрения дела, и прекратил производство по делу в отношении ФИО3 на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за истечением к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении судом первой инстанции срока давности привлечения его к административной ответственности (л.д.75-80).

Полномочия прокурора при производстве по делам об административных правонарушениях определены частью 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой прокурор вправе: возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

В силу части 2 указанной статьи прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.

В силу изложенного участие в рассмотрении дела об административном правонарушении должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, обязательным не является. Такое лицо может быть вызвано для выяснения возникших вопросов с учетом конкретных фактических обстоятельств дела.

Сам по себе факт рассмотрения дела должностным лицом административного органа без извещения прокурора о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденном по инициативе прокурора, не является нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущим отмену состоявшегося по делу судебного акта.

К тому же вывод суда первой инстанции о рассмотрении настоящего дела административным органом без извещения исполняющего обязанности прокурора Черекского района Кабардино-Балкарской Республики, вынесшего постановление о возбуждении дела, о времени и месте рассмотрения дела, ошибочный и сделан с нарушением требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

К рассматриваемой жалобе приложено определение заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике ФИО2 от 06 июля 2021 года о назначении рассмотрения настоящего дела на 09 часов 10 мин. 03 августа 2021 года по адресу: <адрес>, кабинет . Копия указанного определения была направлена исполняющему обязанности прокурора Черекского района Кабардино-Балкарской Республики и, согласно уведомления о вручении заказного письма, получено им 27 июля 2021 года (л.д.150-153).

Вместе с тем, на момент рассмотрения настоящей жалобы в Верховном Суде Кабардино – Балкарской Республики срок давности привлечения ФИО3 к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, производство по делу об административном правонарушении в отношении него прекращено решением судьи Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 января 2022 года.

Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истечение данного срока является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, за пределами срока давности привлечения вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административной ответственности, обсуждаться не может.

Таким образом, решение судьи Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 января 2022 года не может быть отменено с возвращением дела на новое рассмотрение, несмотря на наличие указанных в пункте 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оснований, равно как исключена и возможность отмены указанного решения с оставлением без изменения постановления должностного лица административного органа от 03 августа 2021 года о привлечении ФИО3 к административной ответственности, так как это повлечет ухудшение его положения.

Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения ФИО3 к административной ответственности истек, производство по делу прекращено, возможность правовой оценки действий или бездействия данного должностного лица в силу закона отсутствует и в настоящее время утрачена согласно положений пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не допускающих вынесение решения об изменении постановления, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,судья Верховного СудаКабардино-Балкарской Республики,

Р Е Ш ИЛ:

решение судьи Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 января 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО3 ФИО17 оставить без изменения, а жалобу заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике ФИО2 - без удовлетворения.

Судья Бабугоева Л.М.