ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-270/20 от 17.06.2020 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0025-01-2020-000038-28

Дело 21-270/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

17 июня 2020 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области Верзун Юрия Дмитриевича на решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 05 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Панкова Сергея Николаевича,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Верзун Ю.Д. № 072/04/7.30-347/2019 от 28.11.2019 г. должностное лицо уполномоченного органа - член аукционной комиссии, начальник Управления государственных закупок Тюменской области Панков С.Н. привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 05 марта 2020 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменено, производство по данному делу в отношении Панкова С.Н. прекращено в виду отсутствия в его действиях состава данного административного правонарушения.

С данным решением не согласен заместитель руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области Верзун Ю.Д., который в жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 05 марта 2020 года отменить, дело № 072/04/7.30-347/2019 в отношении Панкова С.Н. направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Тюмени. Указывает, что судьёй районного суда сделан необоснованный вывод о том, что члены аукционной комиссии и Панков С.Н. обязаны были проверить соответствие поступивших документов требованиям, установленным документацией о таком аукционе, но не достоверность представленных им документов. Полагает, что в обязанности членов аукционной комиссии входит проверка соответствия участника аукциона требованиям, предусмотренным законодательством к исполнителям работ (услуг), являющихся предметом контракта. Действие сертификата эксплуатанта № АР-09-17-010 от 04.05.2018 г. общества с ограниченно ответственностью «Тюменский научно-производственный центр авиации общего назначения» (далее по тексту также – ООО «ТНПЦ АНО») было приостановлено, о чем имеется информация на официальных сайтах Росавиации, Тюменского МТУ Росавиации. Однако аукционной комиссией не было предпринято надлежащих мер по проверке ООО «ТНПЦ АНО» на соответствие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту также – Федеральный закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе). Считает, что судья районного суда, необоснованно исходил из того, что решение о приостановлении действия сертификата № АР-09-17-010 от 04.05.2018 г. признано решением арбитражного суда, вступившим в законную силу, не законным и необоснованным, поскольку решение Арбитражного суда Тюменской области по делу № А70-10404/2018 от 26.03.2018 не содержит выводов относительно исследования обстоятельств незаконности приостановления сертификата эксплуатанта № АР-09-17-010 от 04.05.2018 г. ООО «ТНПЦ АНО» и прямого отношения к обстоятельствам, изложенным в постановлении № 072/04/7.30-347/2019 от 28.11.2019 г. не имеет. Обращает внимание, что предшествующий опыт участия ООО «ТНПЦ АНО» в закупочных конкурентных процедурах с аналогичным предметом не устраняет с аукционной комиссии обязанность по проверке участника в каждом конкретном случае.

На жалобу заместитель руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области Верзуна Ю.Д., поступили возражения Панкова С.Н., в которых он полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы жалобы в вышестоящий суд заместителя руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области Верзун Ю.Д. удовлетворению не подлежащими.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела вышестоящим судом извещены, лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Панков С.Н., в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав представителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области Лысенко А.Ф., просившую об удовлетворении жалобы, заслушав защитника Панкова С.Н. – Золотарёву Ирину Александровну, просившую в удовлетворении жалобы отказать, нахожу решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 05 марта 2020 года отмене либо изменению не подлежащим по следующим основаниям.

В соответствии с частью 7 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 1 ст. 25 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.

Частью 3 ст. 39 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчиком для осуществления закупок товаров, работ, услуг могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.

Положением об Управлении государственных закупок Тюменской области №550-п (далее по тексту также - Положение), утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 10.12.2013 г., установлено, что Управление государственных закупок Тюменской области (далее по тексту также - УГЗ Тюменской области) является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Тюменской области, осуществляющих закупки в соответствии с положениями части 1 ст. 26 Закона о контрактной системе, за исключением способа закупки у единственного поставщика.

Согласно разделу 2 Положения, УГЗ Тюменской области осуществляет полномочия на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для нужд Тюменской области способами, предусмотренными действующим законодательством, за исключением способа закупки у единственного поставщика, принимает решения о создании, в том числе, конкурсной комиссии, определяет ее состав, порядок работы, назначение председателей данной комиссии.

Приказом УГЗ Тюменской области № 81-ОД от 06.09.2017 г. утверждено положение об аукционной комиссии по осуществлению закупок путем проведения электронных аукционов (далее по тексту также – Положение об аукционной комиссии), пунктом 4.8 которой установлено, что аукционная комиссия «рассматривает» вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику, в части «соответствия их требованиям установленным документацией» о таком аукционе.

Согласно пункту 4.10 Положения об аукционной комиссии комиссия проверяет «соответствие участников закупки требованиям», установленных Законодательством РФ к участникам закупки, и в силу пункта 4.12, члены комиссии принимают участие в определении победителя электронного аукциона, в том числе путем обсуждения и голосования.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда на основании заявки заказчика ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов», Управлением государственных закупок Тюменской области принято решение о проведении электронного аукциона № АЭ-6508/18 (реестровый номер закупки 0167200003418007859), электронного аукциона № АЭ-6509/18 (реестровый номер закупки 0167200003418007857) на оказание услуг по предоставлению воздушных судов с экипажами в целях обнаружения, контроля лесных пожаров и вредных лесных организмов в государственном лесном фонде на территории всех муниципальных районов Тюменской области.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 ст. 59 Закона о контрактной системе).

Статьёй 31 указанного закона определены требования к участникам закупки, в том числе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе)

Восемнадцатого февраля 2019 года на официальном сайте в сети Интернет размещены извещения и документации электронных аукционов № АЭ-6508/18 с начальной (максимальной) ценой контракта 12 735 000 рублей и № АЭ-6509/18 с начальной (максимальной) ценой контракта 10 966 250 рублей на оказание услуг по предоставлению воздушных судов с экипажами в целях обнаружения, контроля лесных пожаров и вредных лесных организмов в государственном лесном фонде на территории всех муниципальных районов Тюменской области, в интересах ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов».

Двадцать восьмого февраля 2019 года зарегистрирована первая часть заявки ООО «ТНПЦ АНО» и, согласно протоколам от 07.03.2019 г., общество допущено к участию в электронном аукционе.

В соответствии с пунктом 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Порядок подачи заявки на участие в электронном аукционе определен статьёй 66 Закона о контрактной системе, там же указано, что Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки) (пункт 2 ч. 5 ст. 66). В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (часть 6.1 ст. 66).

В соответствии с пунктом 8.1. раздела 8 документации об электронном аукционе участниками закупки должны быть представлены документы или копии документов, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством. А именно: для гражданской авиации - наличие действующего сертификата эксплуатанта на авиационные работы; для государственной авиации - наличие разрешения на выполнение авиационных работ.

Также в пункте 5.1 раздела 5 документации об электронном аукционе установлены следующие требования к участникам закупки в документации об электронном аукционе: для гражданской авиации: в соответствии со статьёй 9 Воздушного Кодекса Российской Федерации наличие действующего сертификата эксплуатанта на авиационные работы. Для государственной авиации: в соответствии со статьёй 22 Воздушного Кодекса Российской Федерации наличие разрешения на выполнение авиационных работ.

Поскольку предметом электронных аукционов является оказание услуг по предоставлению воздушных судов с экипажами, при установлении требований к его участникам в документации об аукционе подлежали применению положения Воздушного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 ст. 114 указанного Кодекса, авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Пунктом 3 ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, выполняющие, в числе прочего, авиационные работы, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере гражданской авиации.

В соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации», утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.12.2009 г. № 249, выполнение авиационных работ юридическими и физическими лицами требует наличия сертификата эксплуатанта.

Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта (пункт 3 ст. 61 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Соответственно, для выполнения лесоавиационных работ в целях обнаружения, контроля лесных пожаров с использованием гражданской авиации исполнителю необходимо иметь соответствующий сертификат (свидетельство) эксплуатанта, который должен быть действующим на момент участия в соответствующей закупочной процедуре.

ООО «ТНПЦ АНО» в составе второй части заявки, помимо прочих документов, представлена копия сертификата эксплуатанта № АР-09-17-010 от 04.05.2018 г., срок действия указан - 15 февраля 2020 года. Копия указанного сертификата и другие, представленные участником закупки с заявкой документы не содержали какую-либо информацию о недействительности, истечении срока действия или приостановлении действия сертификата.

Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона №АЭ-6509/18 от 14.03.2019 г., подведения итогов электронного аукциона №АЭ-6508/18 от 14.03.2019 г. аукционная комиссия, рассмотрев вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки, приняла решение о соответствии заявки на участие в электронных аукционах ООО «ТНПЦ АНО» требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, а также признала ООО «ТНПЦ АНО» победителем электронных аукционов №АЭ-6509/18, № АЭ-6508.

Частью 8 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур, запроса котировок требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

Статьёй 69 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 1). Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей (часть 2). Общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона (часть 5). Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: 1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона; 3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (часть 6).

Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона (часть 10 ст. 69 Закона о контрактной системе).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 19.03.2019 г. в Тюменское УФАС России поступила жалоба АНО ДПО «Курганский авиационно-спортивный клуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» на действия аукционной комиссии уполномоченного органа при проведении электронных аукционов №АЭ-6508/18, №АЭ-6509/18 на оказание услуг по предоставлению воздушных судов с экипажами в целях обнаружения, контроля лесных пожаров и вредных лесных организмов в государственном лесном фонде на территории всех муниципальных районов Тюменской области.

Комиссией Тюменского УФАС России было установлено, что согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Росавиации пункте 218 в графе «№ СЭ / Дата выдачи / Состояние», указан статус сертификата эксплуатанта № АР-09-17-010 «приостановлено».

Также на официальном сайте Тюменского МТУ Росавиации в списке эксплуатантов, имеющих СЭ на выполнение авиационных работ, подконтрольных Тюменскому МТУ Росавиации, указана информация о приостановлении 02.11.2018 г. сертификата эксплуатанта ООО «ТНПЦ АОН» № АР-09-17-010, пункт 13 списка (http://pmtu.aviainform.ru/drupal/node/65).

Решением Комиссии Тюменского Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее по тексту также – Тюменское УФАС России) от 25.03.2019 г. (оставленным без изменения решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.08.2019 г. по делу № А70-10900/2019) по результату рассмотрения жалобы установлено, что аукционная комиссия Управления государственных закупок Тюменской области признана нарушившей пункт 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе. На основании указанных решений Уполномоченному органу выданы предписания об устранении допущенных нарушений, путем отмены протоколов от 14.03.2019 г. подведения итогов электронных аукционов, возложена обязанность повторно рассмотреть вторые части заявок с учетом решений Комиссии Тюменского УФАС России и проведения дальнейшей процедуры закупки в соответствии с действующим законодательством.

Материалы внеплановой проверки были переданы должностному лицу Тюменского УФАС России, на составление и подписание протокола об административном правонарушении, для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении членов аукционной комиссии по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 ст. 7.30 КоАП РФ.

Определением № 072/04/7.30-347/2019 от 02.10.2019 г. в отношении должностного лица уполномоченного органа - члена аукционной комиссии, начальника Управления государственных закупок Тюменской области Панкова С.Н. возбуждено дело об административном правонарушении в соответствии с частью 7 ст. 7.30 КоАП РФ, принято решение о проведении административного расследования, на основании которого, уполномоченным должностным лицом 01.11.2019 г. в отношении Панкова С.Н. составлен протокол об административном правонарушении № 072/04/7.30-347/2019, на основании которого 28.11.2019 г. заместителем руководителя УФАС вынесено постановление о признании Панкова С.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 ст. 7.30 КоАП РФ.

Исходя из положений статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В то же время, статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены пределы полномочий, в том числе, суда, при рассмотрении жалобы, в частности, на решение по делу об административном правонарушении. Однако, указанная статья, с учётом положений ст. 4.5, пункта 6 части 1 ст. 24.5 указанного Кодекса не предусматривает возможности отмены вынесенного по делу решения, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого оно вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, а также возможности в данном случае суждений о наличии вины лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, поскольку это ухудшает положение указанного лица за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, поскольку срок давности привлечения Панкова С.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 7 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в настоящее время истёк, нахожу, что оснований к отмене оспариваемого решения судьи районного суда и к удовлетворению жалобы заместителя руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области Верзуна Ю.Д. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 05 марта 2020 года оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области Верзун Юрия Дмитриевича оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко