дело № 21-271/2016
РЕШЕНИЕ
13 мая 2016 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Гатченко О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора по Оренбургской области по охране природы, начальника отдела геологического надзора, надзора за водными и земельными ресурсами, ООПТ, охотой и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области ФИО2 от 25 июня 2015 года № *** и решение судьи Абдулинского районного суда Оренбургской области от 01 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ, в отношении исполнительного директора открытого акционерного общества *** ФИО1,
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении, составленному 02 июня 2015 года главным специалистом – экспертом отдела геологического надзора, надзора за водными и земельными ресурсами, ООПТ, охотой и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области в ходе проверки, проведенной в период с 05 мая 2015 года по 02 июня 2015 года установлено, что исполнительный директор открытого акционерного общества «*** (далее – ОАО ***) ФИО1, в нарушение требований п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ, с 01 апреля 2013 года допустил сброс сточных вод ОАО *** (без очистки) через городской канализационный коллектор в реку Тирис без разрешительных документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, то есть без наличия решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод.
Постановлением старшего государственного инспектора по Оренбургской области по охране природы, начальника отдела геологического надзора, надзора за водными и земельными ресурсами, ООПТ, охотой и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области (далее – Управление Росприроднадзора по Оренбургской области) ФИО2 от 25 июня 2015 года № *** исполнительный директор ОАО *** ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Абдулинского районного суда Оренбургской области от 01 апреля 2016 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, ФИО1 просит об отмене состоявшихся по делу постановления и судебного решения и прекращении производства по делу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав защитника Гаврилову Е.В., поддержавшую доводы жалобы, допросив свидетеля П.А.Н. прихожу к следующему.
В соответствии с ст. 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет административное наказание.
Применительно к данному делу возможность привлечения исполнительного директора ОАО *** ФИО1 обусловлена установлением факта пользования ОАО *** водным объектом р. Тирис.
Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации).
Анализ положений ст. 11 Водного кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование в том числе для сброса сточных, дренажных вод (п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ).
Как указано в ст. 22 Водного кодекса РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод; объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Из материалов дела следует, что комиссией Управления Росприроднадзора по Оренбургской области на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 27 апреля 2015 года № *** в отношении ОАО *** в период с 05 мая 2015 года по 02 июня 2015 года проведена плановая выездная проверка по соблюдению обществом обязательных требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды.
В ходе проведения проверочных мероприятий должностным лицом Управления Росприроднадзора по Оренбургской области установлено, что источниками образования производственных сточных вод ОАО *** является охлаждение производственного оборудования, источником образования хозяйственно-бытовых сточных вод является использование душевых, уборки помещений.
Собственные очистные сооружения сточных вод у общества отсутствуют.
Хозяйственно-бытовые сточные воды прямоугольной части предприятия (от душевых, уборки помещений) поступают в колодец № 1, а затем в городской канализационный коллектор.
Хозяйственно-бытовые сточные воды веерной части предприятия поступают в колодец № 4 с последующим сбросом в городской канализационный коллектор.
В городском канализационном коллекторе сточные воды ОАО *** смешиваются со сточными водами других предприятий, жилых домов, которые сбрасывают сточные воды минуя очистные сооружения, а затем смесь сточных вод из городского канализационного коллектора непосредственно попадает в реку Тирис.
Таким образом, точкой сброса сточных вод в реку Тирис является труба канализационного коллектора, который с октября 2007 года находится в муниципальной собственности муниципального образования «город Абдулино» Абдулинского района Оренбургской области на основании Закона Оренбургской области «Об утверждении перечня имущества муниципальной собственности Абдулинского района, передаваемого в собственность вновь образованных поселений, находящихся на территории Абдулинского района от 17 октября 2007 года № 939/221-1У-ОЗ.
До 01 апреля 2013 года сброс сточных вод в реку Тирис ОАО *** осуществлялся на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 01 ноября 2008 года № ***.
Исходя из того, что общество продолжает сброс сточных вод в реку Тирис через городской канализационный коллектор минуя очистные сооружения, должностное лицо пришло к выводу о том, что ОАО *** является водопользователем, а поскольку в ходе проверки документов по обращению общества в Министерство строительства, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области за получением решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод представлено не было, должностное лицо пришло к выводу о том, что в бездействии исполнительного директора ОАО *** ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ.
Оставляя постановление должностного лица без изменения, судья районного суда, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 18 марта 2013 года № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» (вступившим в силу с 01 января 2014 года) установил, что в период с 01 апреля 2013 года по 01 января 2014 года ОАО *** мог пользоваться водным объектом в целях сброса сточных вод при наличии у него соответствующего решения, которое в указанный период времени у общества отсутствовало, что образует в действиях исполнительного директора ОАО *** состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ.
Обжалуя постановление и судебное решение, заявитель указывает на то, что до 01 апреля 2013 года пользование водным объектом (р. Тирис) с целью сброса сточных вод осуществлялось ОАО *** на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод, поскольку в 2008 году сведений о собственнике коллектора, отводившего сточные воды, не имелось. Поскольку в настоящее время канализационный коллектор находится муниципальной собственности муниципального образования «город Абдулино» Абдулинского района Оренбургской области, полагает, что решение о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод должен был получить собственник. Учитывая, что ОАО *** технологически присоединен к централизованной системе водоотведения, он, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" является абонентом и соответственно обязанность по получению решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод у общества не возникла.
Данные доводы заявителя заслуживают внимания.
Пункт 28 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ), вступившего в силу с 01 января 2013 года, вводит соответствующее определение централизованной системы водоотведения (канализации) как комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ введено понятие абонента, которым признается юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор водоснабжения и водоотведения.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения (ст. 14).
В части 2 статьи 1 Федерального закона № 416-ФЗ указано, что забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы защитник показал, что в МО г. Абдулино имеется одна канализационная сеть, отвод сточных вод в водный объект осуществляется через единственный канализационный коллектор, к которому присоединены все организации, жилые дома города.
Согласно сообщению администрации МО города Абдулино Абдулинского района Оренбургской области от 17 марта 2011 года, направленному главой администрации в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области, в городской канализационный коллектор осуществляют сброс сточных вод ООО «Абдулиногорводоканал» (очистные сооружения), ООО «Молкомбинат «Абдулинский», ООО ***, что свидетельствует о том, что городской канализационный коллектор, осуществляющий сброс сточных вод в водный объект, является частью централизованной системой водоотведения.
Как было указано выше, данный городской канализационный коллектор входит в состав муниципального имущества муниципального образования «город Абдулино» Абдулинского района Оренбургской области.
В соответствии с Постановлением главы администрации от 26 января 2015 года № 17-п «О назначении гарантирующей организации» с 01 февраля 2015 года МУП «Абдулинское» определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение с зоной ее деятельности – муниципальное образование «город Абдулино» Абдулинского района Оренбургской области.
Поскольку ОАО *** технологически подсоединен к городскому канализационному коллектору он является абонентом, в понимании, определенном Федеральным законом № 416-ФЗ, и который в силу п. 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644 (вступившим в силу с 01 января 2014 года) обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Доказательств того, что ОАО *** осуществляет пользование водным объектом - рекой Тирис (в виде сброса сточных вод в водный объект) и имеет собственное сооружение для отвода сточных вод в водный объект минуя канализационный коллектор, в материалах дела не имеется.
Вывод судьи районного суда со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 18 марта 2013 года № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» (вступившим в силу с 01 января 2014 года) о том, что ОАО *** в период с 01 апреля 2013 года по 01 января 2014 года в нарушение требований п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ, осуществляло пользование водным объектом р. Тирис (в целях сброса сточных вод) без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом является ошибочным, поскольку названное Постановление не вводит понятие абонента, а устанавливает категории абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Понятие абонента введено Федеральным законом № 416-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2013 года.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора по Оренбургской области по охране природы, начальника отдела геологического надзора, надзора за водными и земельными ресурсами, ООПТ, охотой и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области ФИО2 от 25 июня 2015 года № *** и решение судьи Абдулинского районного суда Оренбургской области от 01 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ, в отношении исполнительного директора ОАО *** ФИО1 подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора по Оренбургской области по охране природы, начальника отдела геологического надзора, надзора за водными и земельными ресурсами, ООПТ, охотой и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области ФИО2 от 25 июня 2015 года № *** и решение судьи Абдулинского районного суда Оренбургской области от 01 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ, в отношении исполнительного директора открытого акционерного общества *** ФИО1 отменить.
Производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья Оренбургского
областного суда О.Р. Новоженина