ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-272 от 19.08.2019 Мурманского областного суда (Мурманская область)

дело № 21–272 судья Макарова И.С.

РЕШЕНИЕ

по жалобе на решение судьи

по делу об административном правонарушении

г.Мурманск 19 августа 2019 года

Судья Мурманского областного суда Мартынов Н.Л. с участием

защитника Заярного А.А. в интересах ФИО1 по доверенности,

представителя административного органа Ф. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Заярного А.А. в интересах ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда г.Мурманска от 20 мая 2019 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,

установил:

Постановлением административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования г.Мурманск от 06.03.2019 * должностное лицо – директор *** «У» (далее – АО «У», Общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п.1 ст.2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06.06.2003 «Об административных правонарушениях», и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

Решением судьи Октябрьского районного суда г.Мурманска от 20.05.2019 указанное постановление изменено, действия ФИО1 переквалифицированы на ст.2.1 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06.06.2003 «Об административных правонарушениях» с назначением административного наказания в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник Заярный А.А. просит вынесенные в отношении ФИО1 акты отменить.

В обоснование указывает на недоказанность вины ФИО1 в совершении административного правонарушения.

Обращает внимание, что региональным оператором АО «У» твердые коммунальные отходы и крупногабаритные отходы вывозятся на основании договоров на оказание услуг по транспортированию таких отходов, с соблюдением графика транспортирования.

Указывает, что на контейнерной площадке также имелся строительный мусор, вывоз которого в обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не входит.

Отмечает, что заявок от потребителей и организаций, обслуживающих жилищный фонд, о вывозе крупногабаритных отходов и строительного мусора региональному оператору не поступало.

В судебное заседание не явился ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст.25.15 КоАП РФ.

Проверив материалы, выслушав защитника Заярного А.А., поддержавшего жалобу, а также возражения представителя административного органа Ф., прихожу к следующим выводам.

На основании ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

Согласно ч.1 ст.1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Статьей 2.1 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за нарушение установленного Правительством Мурманской области порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) при отсутствии признаков других административных правонарушений.

Постановлением Правительства Мурманской области от 25.08.2017 №423-ПП утвержден Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Мурманской области (далее - Порядок), пунктом 1.3 которого сбор твердых коммунальных отходов осуществляется с учетом экологического законодательства РФ и законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно п.2.3 Порядка вывоз крупногабаритных отходов с мест сбора и накопления, в том числе по заявкам потребителей, обеспечивает в соответствии с законодательством РФ региональный оператор.

Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться в сроки, не превышающие установленные требованиями законодательства РФ (п.7.9 Порядка).

Сбор твердых коммунальных отходов на территории Мурманской области обеспечивает региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Мурманской области, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 07.10.2016 № 492-ПП/10 (далее - Территориальная схема), на основании договоров об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями по форме, указанной в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что _ _ должностными лицами Управления Октябрьского административного округа г.Мурманска в ходе проведения обследования территории округа выявлено, что в месте, предназначенном для накопления твердых бытовых отходов от помещений в многоквартирных домах №№ ... ... (контейнерная площадка) наблюдается перенакопление твердых коммунальных отходов (в виде крупногабаритных отходов), прилегающие территории захламлены крупногабаритным мусором, своевременный вывоз твердых коммунальных отходов не произведен.

Выявленные нарушения отражены в акте от _ _ * с приложением фотоматериалов и адресным перечнем мест накопления ТКО.

По результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881, и в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области от 10.01.2018, заключенным с М., статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области присвоен АО «У».

На основании приказа от _ _ директором *** АО «У» является ФИО1

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления _ _ уполномоченным должностным лицом в отношении директора *** АО «У» ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном п.1 ст.2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО, и привлечения его 06.03.2019 к административной ответственности, установленной данной нормой.

Проверяя правомерность привлечения ФИО1 к административной ответственности, судья районного суда исходил из того, что директором *** АО «У» ФИО1 были нарушены требования Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Мурманской области, в связи с чем, пришел к выводу о наличии в действиях ФИО1 правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.2.1 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО.

Вместе с тем, административным органом и судьей районного суда не учтено следующее.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) является оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места, накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Аналогичные положения закреплены в Правилах осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области (далее - Правила осуществления деятельности регионального оператора), утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 25.08.2017 №424-ПП, и разработанных в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

Вышеназванные Правила определяют цель, задачи деятельности, функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, порядок осуществления контроля за его деятельностью, а также особенности взаимодействия регионального оператора с участниками отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу п.2.1 Правил целью деятельности регионального оператора является обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в границах зоны своей деятельности в соответствии с Территориальной схемой и Государственной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Задачами деятельности регионального оператора являются, в том числе организация и проведение работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п.2.2.1 названных Правил).

Пунктом 4.1 Правил осуществления деятельности регионального оператора установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами (с момента погрузки в автотранспортные средства, осуществляющие транспортирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления таких отходов).

Объективная сторона ст.2.1 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО выражается в нарушение установленного Правительством Мурманской области порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) при отсутствии признаков других административных правонарушений, т.е. указанная норма устанавливает правовое регулирование в сфере порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления).

Из изложенного следует, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании как федерального, так и регионального законодательства осуществляет организацию сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, а не накопление твердых коммунальных отходов, т.е. деятельность регионального оператора не охватывается диспозицией ст.2.1 Закона Мурманской области от № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях».

Следовательно, действия (бездействие) директора Общества ФИО1, как должностного лица регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, не образует объективную сторону указанного административного правонарушения.

В силу положений ч.ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

На основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах постановление административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования г.Мурманск от 06.03.2019 и решение судьи Октябрьского районного суда г.Мурманска от 20.05.2019, вынесенные в отношении должностного лица ФИО1, не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Решение судьи Октябрьского районного суда г.Мурманска от 20 мая 2019 года и постановление административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования г.Мурманск от 06 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.2.1 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», в отношении должностного лица ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Жалобу защитника Заярного А.А. удовлетворить.

Судья Н.Л. Мартынов