П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
судья Иванова Н.В. дело №21-272/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
23 октября 2017 <...>
Судья Псковского областного суда Радов В.В.,
при секретаре Богдановой О.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Невельского районного суда Псковской области от 04 сентября 2017 года, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 18.1 КоАП РФ, в отношении
ФИО1, (дд.мм.гг.) рождения, гражданина Украины, имеющего вид на жительство в Российской Федерации, работающего инспектором строительного контроля в ООО «<данные изъяты>» г. <данные изъяты>, зарегистрированного до 12 марта 2020 года и проживающего по адресу: г<****>
У С Т А Н О В И Л:
постановлением начальника отделения (погз) в г. Невеле отдела (погк) в г. Себеже ПУ ФСБ России по Псковской области от 16 июля 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Невельского районного суда Псковской области от 04 сентября 2017 года, гражданин Украины ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В жалобе в Псковский областной суд ФИО1 (заявитель) просит об отмене решения судьи районного суда и постановления должностного лица пограничной службы, в связи с отсутствием в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.
Выслушав ФИО1 (заявитель), поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства либо нарушение порядка следования таких лиц от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, 16 июля 2017 года в 18 часов 30 минут в районе н.п. <****> при осуществлении пограничного контроля автомашины Мицубиси, г.р.з. (****) следующей из Республики Беларусь в Российскую Федерацию пограничным нарядом выявлен гражданин Украины ФИО1, который на данной автомашине в качестве пассажира возвращался из Республики Беларусь к месту своего постоянного проживания - г. <данные изъяты>
Названные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 18.1 КоАП РФ.
Оспаривающий законность постановления должностного лица пограничной службы и последующего решения судьи Невельского районного суда гражданин Украины ФИО1 в (дд.мм.гг.) окончил <данные изъяты> училище в <данные изъяты> Ленинградской области. С (дд.мм.гг.) женат на уроженке г. <данные изъяты>М.Н.А. (до брака - Г.). Имеет двоих сыновей: М.А., (дд.мм.гг.) и М.М.(дд.мм.гг.)
Супруга и оба сына имеют российское гражданство. Семья проживает в г. <данные изъяты>
Заявитель утверждает, что в (дд.мм.гг.) после увольнения с военной службы прибыл из Украины в Российскую Федерацию для воссоединения с семьёй. (дд.мм.гг.) Управлением ФМС России по г. Санкт – Петербургу и Ленинградской области ФИО1 предоставлен вид на жительство в Российской Федерации. В 2015 году срок действия вида на жительство в установленном порядке продлён до 12 марта 2020 года. Украинское гражданство сохраняет для беспрепятственных поездок в Украину к своим престарелым родителям. В будущем имеет намерение получить российское гражданство.
15 июля 2017 года ФИО1 вместе с супругой М.Н.А. на поезде выехал из г. Санкт – Петербург в Республику Беларусь, в гости к своим знакомым. При возращении в г. Санкт – Петербург автомобильным транспортом был задержан пограничным нарядом в районе н.п. <****> за пересечение Государственной границы Российской Федерации вне пункта пропуска. Предъявленный ФИО1 документ – вид на жительство в Российской Федерации не был принят во внимание, и во въезде в Российскую Федерацию ему отказано.
В соответствии со статьёй 2 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» - Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.
Статьёй 9 вышеуказанного Закона установлено, что пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.
8 декабря 1999 года был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О создании Союзного государства».
Статьёй 7 Договора о создании Союзного государства установлено, что территория Союзного государства состоит из государственных территорий государств – участников (п.1), внешней границей Союзного государства являются границы государств - участников с другими государствами или пространственный предел действия государственных суверенитетов государств – участников (п.3).
Равенство прав граждан одной Стороны на территории другой Стороны в области свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства регулируется
Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства».
Пунктом 1 статьи 2 Соглашения установлено, что граждане одной Стороны независимо от места пребывания (проживания) имеют право свободно въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом, передвигаться и выбирать место жительства на территории другой Стороны, за исключением мест, для посещения которых в соответствии с законодательством Сторон требуется специальное разрешение, по действительным документам, указанным в приложениях N 1 и 2 к настоящему Соглашению, без миграционной карты.
Во исполнение указанного Соглашения на участке Государственной границы Российской Федерации с Республикой Беларусь пункты пропуска через Государственную границу отсутствуют.
Вид на жительство не относится к действительным документам, указанным в приложениях N 1 и 2 к Соглашению, однако и вопрос о праве на свободу передвижения по территории Союзного государства иностранных граждан, имеющих вид на жительство одной из Сторон, приведённым Соглашением и законодательством Российской Федерации не урегулирован.
Такая неопределённость действующего нормативного регулирования позволяет привлекать к административной ответственности за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации имеющего вид на жительство в Российской Федерации иностранного гражданина, в случае его выезда в Республику Беларусь – на одном лишь формальном основании отсутствия пунктов пропуска на участке Государственной границы Российской Федерации с Республикой Беларусь, а также отказывать ему в связи с этим в пропуске через Государственную границу Российской Федерации на въезд.
Между тем, согласно статье 2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
Право на постоянное проживание в Российской Федерации подразумевает признание за иностранными гражданами, имеющими вид на жительство, свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Таким образом, из системного анализа статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статьи 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О создании Союзного государства», пункта 1 статьи 2 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства» можно сделать вывод, что право на свободу передвижения в пределах территории государств - участников Союзного государства, с соблюдением установленных законодательством Сторон ограничениями, распространяется на иностранных граждан, имеющих вид на жительство в Российской Федерации.
Иное, будет означать, что гражданин Украины ФИО1, имеющий вид на жительство в Российской Федерации, после свободного выезда в Республику Беларусь, для реализации своего права на свободный въезд в Российскую Федерацию, при отсутствии пунктов пропуска на участке Государственной границы Российской Федерации с Республикой Беларусь, будет обязан выехать из Республики Беларусь в Украину, и через установленный пункт пропуска через Государственную границу осуществить въезд в Российскую Федерацию.
Предъявление такого требования, является безосновательным обременением правового положения имеющего вид на жительство в Российской Федерации иностранного гражданина и противоречит здравому смыслу, в связи с чем прихожу к выводу, что действия ФИО1 не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и части 3 статьи 30.9 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и последующего решения выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление начальника отделения (погз) в г. Невеле отдела (погк) в г. Себеже ПУ ФСБ России по Псковской области от 16 июля 2017 года и решение судьи Невельского районного суда Псковской области от 04 сентября 2017 года подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
С учётом изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
постановление начальника отделения (погз) в г. Невеле отдела (погк) в г. Себеже ПУ ФСБ России по Псковской области от 16 июля 2017 года и решение судьи Невельского районного суда Псковской области от 04 сентября 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 18.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменить.
Производство по настоящему делу прекратить.
Судья Псковского областного суда В.В. Радов